Повышение конкурентоспособности сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Конкуренция - неотъемлемое свойство рыночной экономики. Устойчивость экономического развития, уровень использования производственного потенциала, удовлетворение спроса населения на продовольствие в немалой степени определяются развитием конкуренции и формированием здоровой конкурентной среды в сельском хозяйстве. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях продолжающегося, стремительного роста производственных издержек, глубокого диспаритета цен, монополизации и криминализации агропродовольственных рынков, демпинговых поставок продовольствия из-за рубежа.

Работа состоит из  1 файл

Моя Курсовая по экон. отрасли.doc

— 600.00 Кб (Скачать документ)

 

Большая часть зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, овощей, скота и птицы, яиц и шерсти в 2006 году реализовано предприятиям перерабатывающей промышленности и на рынке.  Молоко закупалось в основном заготовительными организациями.

Безусловно, важное место в повышении доходности сельскохозяйственного производства отводится ценам реализации продукции (табл. 4). Однако из-за сложного финансового положения сельскохозяйственных предприятий края основная часть растениеводческой продукции, являющаяся наиболее рентабельной, идет на погашение товарного кредита взятого для проведения полевых работ под нефтепродукты, запасные части, технику, семена, средства защиты растений по сравнительно невысоким ценам. Ежегодно около 30-40% растениеводческой продукции поступает в свободную реализацию по более высоким ценам. Кроме того, часть продукции реализовывается населению и работникам предприятия по льготным ценам, что  также существенно снижает рентабельность производства.

Особое значение при формировании конкурентных преимуществ необходимо уделять созданию и внедрению системы качества. Повышение качества продукции и снижение расходов на ее производство, и реализацию, является важнейшей целью предприятия в условиях конкуренции.

Стратегия предприятия может основываться на низких издержках по  сравнению с конкурентами, однако, сами по себе низкие издержки не могут быть самоцелью, поскольку могут принести вред производимой продукции в результате ухудшения качества и вызвать ослабление конкурентоспособности.

Стратегические устремления предприятий получить конкурентные преимущества за счет производства с низкими издержками могут происходить от эффективного масштаба производства, сильного эффекта жизненного цикла, других, снижающих издержки и повышающих эффективность возможностей.

Для обеспечения успешной конкуренции предприятие должно иметь издержки меньшие, чем соответствующие у конкурентов. Требование равенства всех издержек не обязательно, но, как правило, чем больше соответст­вующие издержки у конкурирующих предприятий, тем слабее их рыночная позиция. Если существует много возможностей для различий в издержках у конкурирующих предприятий, то встает вопрос о выравнивании издержек по, сравнению с конкурентами и конкурентоспособности по издержкам. По этой причине появляется необходимость в анализе издержек.

Основным инструментом анализа является процесс рассмотрения полной структуры издержек, показывающий нарастание издержек на всем пути, от начала производства до образования окончательной цены при покупке продукта конечным потребителем. Полная цепочка издержек составляет на­много больше затрат, чем собственные внутренние издержки предприятия: она включает затраты, возникающие на каждой стадии реализации продук­ции. Сравнивая среднюю себестоимость реализованной продукции в Ставро­польском крае и в среднем по России (табл. 5), следует отметить, что из­держки производства и реализации большинства основных видов сельскохо­зяйственной продукции предприятиями края ниже, чем в среднем по Россий­ской Федерации.

Таблица 5 - Соотношение себестоимости реализованной продукции

 

2003 г.

2007 г.

В ср. по России

В ср. по  краю

Край   

в %  к

России

В ср. по России

В ср. по краю

Край

   в %   к

России

руб./ц

pу6./ц

Зерно

109

97

81,9

198

172

86,9

Подсолнечник

170

159

106,7

325

319

102

Сахарная свекла

43

45

.96,1

59

59

100,0

Картофель

471

292

161,4

907

612

148,2

Мясо КРС

2702

2896

93,3

4779

5144

92,9

Мясо свиней

2289

2693

85,0

3271

3671

89,1

Мясо овец

1657

1253

75,6

1803

2321

77,7

Мясо птиц

1381

1562

88,4

3023

2958

102,2

Яйца тыс.шт.

844

894

94,4

1847

1594

115,9

Молоко

291

303

96

430

479

89,8

 

При формировании   конкурентной   стратегии   сельскохозяйственным предпринимательским структурам необходимо осуществлять анализ не только издержек, но и их внутреннюю структуру (рис, 5).

Рисунок 5 - Структура затрат на производство продукции сельского хозяйства в сельхозпредприятиях Ставропольского края в 2007 г.

 

Наибольший удельный вес (около 70%) в структуре затрат приходится на материальные затраты. Острый недостаток материально0технических средств создает кризисную ситуацию в решении проблем снижения затрат при производстве сельскохозяйственной продукции. Поэтому актуальной проблемой является отступление от традиционной технологии и переход на другие технологии, основанные на принципах биологизации, адаптивности, энерго- и ресурсосбережения.

Для улучшения использования удобрений и увеличения их влияния на повышение эффективности сельскохозяйственного производства в крае предпринимается планомерное осуществление комплекса мероприятий. Одним из них является увеличение роста объемов использования минеральных и органических удобрений.

Важным направлением формирования конкурентных преимуществ  сельскохозяйственных предприятий является обеспечение соблюдения режима экономии - комплекса технических, экономических, организационных и социальных мер, направленных на сбережение и рациональное использова­ние материальных, трудовых, денежных и природных ресурсов, позволяю­щих снижать себестоимость продукции и повышать рентабельность произ­водства.

Не вдаваясь в детальное рассмотрение многих других факторов повышения прибыльности производства в растениеводстве и животноводстве, не­ обходимо обратить внимание на целесообразность разработки зональных мо­делей различных производственных и социальных типов сельскохозяйствен­ных предприятий и нормативных показателей выхода продукции и издержек, обеспечивающих достаточную эффективность хозяйства, что позволит руко­водителям ориентироваться и своевременно принимать меры по предотвра­щению возможных потерь, убытков и повышения доходности.

Проблема обеспечения безубыточного функционирования, устойчивого развития, финансирования расширенного воспроизводства и предотвращения  возможного банкротства является весьма актуальной для сельскохозяйствен­ных предпринимательских структур. Финансовое состояние предприятия яв­ляется важнейшей характеристикой его деловой активности и надёжности. Оно во многом определяет конкурентоспособность предприятия, его потен­циал в деловом сотрудничестве. Показатели финансовой деятельности сель­скохозяйственных предприятий Ставропольского края представлены в таб­лице 6.

 

 

Таблица 6 - Финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности крупных и средних сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края

Показатели

2002

2003

2004

2005

2006

Число с.-х. предприятий

в т. ч. прибыльные

убыточные

442

323

119

405

285

120

378

271

107

371

260

111

357

285

72

Прибыль (+), убыток (-)

от всей хозяйственной деятельности, млн. руб.

 

1444

 

 

 

1521

 

 

 

1388

 

 

 

1462

 

 

 

2608

 

 

Прибыль(+), убыток (-) от реализации с.-х. продукции, млн. руб.

 

 

1557

 

 

1864

 

 

1502

 

 

1613

 

 

3078

в т. ч. продукции  растениеводства

 

1897

2140

1849

2374

3535

           продукции животноводства

-340

-276

-347

-761

-457

Уровень рентабельности (+), убыточности (-) по всей финансово-хозяйственной деятельности, %

 

 

23

 

 

 

18

 

 

 

14

 

 

 

13

 

 

 

19

 

Уровень рентабельности (+), убыточности (-) от реализации с.-х. продукции, %

 

 

31

 

 

31

 

 

20

 

 

21

 

 

30

в т. ч. продукции  растениеводства

58

53

34

42

47

           продукции животноводства

-12

-6

-8

-17

-7

 

Сократилось общие число предприятий с 442 в 2002г. до 357 в 2006г. Наблюдается сокращение числа убыточных предприятий на 39,5%. В свою очередь снижается число прибыльных хозяйств, но это объясняется общим сокращением предприятий.

В 2006 г. оставалось прибыльным производство растениеводческой продукции. Самым рентабельным и высокоэффективным производством является производство зерна: уровень рентабельности в среднем по краю достигает 73%, а в отдельных районах более 100%.

Животноводство, по-прежнему, остаётся убыточной отраслью (уровень убыточности в 2006г. - 7,1%,  в 2002г. - 12,1%). Рост реализационных цен, дотации и компенсации, выделяемые на поддержание производства продукции животноводства, не устранили её убыточность.

Уровень рентабельности производства отдельных видов продукции сельскохозяйственными предпринимательскими структурами края представлены в таблице 7. Учитывая цели исследования, считаем целесообраз­ным, рассмотреть данные показатели в сравнении со среднестатистически­ми российскими.

 

Таблица 7 - Рентабельность сельскохозяйственной продукции, %

Продукция

2002

2004

2006

В ср. по краю

В ср. по России

В ср. по краю

В ср. по России

В ср. по краю

В ср. по России

Зерно

71

65

28

18

42

41

Подсолнечник

43

54

69

79

51

64

Сахарная свекла

-0,5

7

36

13

10

14

Картофель

13

51

-11

41

-6

47

Овощи

-20

17

1

43

-7

32

Мясо КРС

-37

-33

-32

-26

-41

-34

Мясо свиней

-38

-21

-9

-3

-32

-10

Мясо овец

-6

5

3

16

-11

12

Молоко

-1

13

-1

5

-6

11

Яйца

14

12

3

18

19

15

Шерсть

-43

-47

-56

-56

-57

-52

Информация о работе Повышение конкурентоспособности сельского хозяйства