Инструменты аграрной политики в условиях становления рынка. частная собственность на землю и мотивация деятельности в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:08, контрольная работа

Описание

Аграрная политика представляет собой часть экономической и общественной политики, направлена на сельское хозяйство и связанную с ним область экономики и населением. Термин «аграрная политика» в целом можно определить как общность всех мероприятий и стремлений, которые направлены на то, чтобы оформить политические условия, регулирующие аграрный сектор, а также влияющие на протекание экономических процессов в аграрном секторе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Инструменты аграрной политики в условиях становления рынка……………4
Частная собственность на землю и мотивация деятельности в сельском хозяйстве………………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………………….......12

Работа состоит из  1 файл

Аграрная политика.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

                                                      План:

Введение…………………………………………………………………………..3

Инструменты аграрной политики в условиях становления  рынка……………4

Частная собственность на землю и мотивация  деятельности в сельском хозяйстве………………………………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………10

Список  использованной литературы……………………………………….......12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Введение:         

     Аграрная  политика представляет собой часть  экономической и общественной политики, направлена на сельское хозяйство и связанную с ним область экономики и населением. Термин «аграрная политика» в целом можно определить как общность всех мероприятий и стремлений, которые направлены на то, чтобы оформить политические условия, регулирующие аграрный сектор, а также влияющие на протекание экономических процессов в аграрном секторе.

     Аграрный  сектор как объект аграрной политики, может быть по-разному разграничен. Аграрный сектор представляет собой часть экономической системы, а аграрная политика представляет собой часть политической системы.

     При разработке аграрной политики крайне важно учитывать:

 – отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землёй и другими факторами сельскохозяйственного производства;

 – спрос и предложение на материально-технические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, сырьё и продовольствие;

 – состояние инфраструктуры рынка;

 – соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;

 – соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;

 – развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе;

 – необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально – демографических и территориальных групп населения.

     Аграрная  политика – составная часть экономической  и общей политики государства. Формируется  аграрная политика в тесной связи  с другими составляющими политики – внешнеторговой, промышленной, экологической, социальной и т.д. Аграрная политика, как и политика в целом, определяется многообразием общественных, групповых и частных интересов. 

        Предмет аграрной политики –  это те стороны социально –  экономических отношений в АПК,  которые не могут быть отрегулированы  механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства. 
 
 

Вопрос  №6. Инструменты аграрной политики в условиях становления рынка.

     Прогнозирование и планирование являются инструментами  аграрной политики. Схематически их можно  представить следующим образом:

Гипотеза→Прогноз→Концепция→Программа→План

Гипотеза  рассматривается как научное  предвидение, основанное на теоретическом  представлении о закономерностях  развития и изменения качественной характеристики тех или иных объектов под действием различных факторов. Гипотеза может служить основой для последующего прогнозирования и планирования.

     Под прогнозом в аграрном секторе  следует понимать научно обоснованное предвидение возможного развития сельского  хозяйства с указанием количественных и качественных параметров или вариантов, сценариев, путей и сроков получения намеченных результатов. Основные функции прогноза – анализ социально-экономических процессов и тенденций; оценка сложившейся ситуации и выявление проблем развития отраслей; оценка тенденций в будущем; предопределение экономических условий; выявление альтернативы развития в перспективе; накопление экономической информации для обоснования выбора и принятия оптимального управленческого решения.

     Прогнозы  представляют собой данные, необходимые для стратегического управления АПК и планирования его развития. Они обеспечивают возможность перехода от анализа к синтезу элементов экономической системы. Важное качество прогнозирования – его вариантность, позволяющая использовать результат прогноза при наиболее вероятных ситуациях.

     Планирование  представляет собой процесс подготовки решений о задачах, средствах и действиях работников предприятия путём целенаправленной сравнительной оценки различных вариантов действий при изменяющихся условиях. Деятельность предприятия всегда связана с использованием ресурсов, поэтому можно сказать, что план – это определённый вариант использования ресурсов предприятия, которые являются предметом планирования. Основной же целью планирования является оптимизация использования ресурсов для достижения наиболее высокого эффекта от их применения.

     Современные условия требуют совершенствования  методов и расширения сферы применения прогнозирования и планирования. Прогнозирование и планирование являются важнейшими аспектами государственного регулирования социально-экономического развития.

     При плановой системе ведения АПК  научными учреждениями Россельхозакадемии были выработаны методические основы прогнозирования и планирования, которые не потеряли своего значения в условиях рыночной экономики. К их числу относятся экономико-математические методы, методология прогнозирования, программно-целевой подход, принцип пропорциональности общественного производства, разработка балансов материально-технических ресурсов. Всё это должно использоваться с помощью информационных технологий.

     Основные  формы планирования, получившие наибольшее распространение – директивное (централизованное) и индикативное.

     Директивное планирование предполагает применение командно-административных методов  воздействия для реализации намеченных целей и задач. С этой целью издают нормативные документы, обязательные для выполнения – законы, приказы, распоряжения, и контролируют их практическую реализацию при осуществлении ряда важнейших стратегических программ.

     Индикативное планирование предполагает разработку важнейших параметров развития экономики, но не в качестве обязательных директив, а в качестве ориентиров (индикаторов).

      Индикативное  планирование и прогнозирование  имеют сходство и отличие. Сходство состоит в том, что их разработка осуществляется аналогичными методами. Отличие индикативного плана от прогноза - в выборе единственного пути развития.

      Система планирования на предприятии классифицируется по нескольким признакам. В зависимости  от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчётов принято различать 1) долгосрочное (перспективное) планирование – период от 5 до 20 лет; 2) среднесрочное планирование – период от 1 года до 5 лет; 3) краткосрочное (текущее) планирование – период до 1 года.

      В практике различных стран разрабатываются  следующие виды планов:

- план-прогноз  – наиболее  рациональный вариант прогноза. В нём не предусматриваются конкретные мероприятия, а указываются лишь цели развития, чем сохраняется свобода действий предприятий и организаций;

- план  как инструмент выработки социально-экономический  политики центра. В основе такого  плана - модели межотраслевых  и межрегиональных связей;

- план  как общенациональный документ, предполагающий компромисс между  заинтересованными сторонами и государственными органами. Такой план, сбалансированный по основным видам ресурсов (финансовых, материальных, трудовых), называют индикативным, он не носит директивного характера, а является рекомендацией.

     В современных условиях в планировании развития аграрного производства, так же как и в прогнозировании применяются экономические модели. Преимущество моделей заключается в возможности учёта взаимовлияния различных, в том числе внешних по отношению к модели, факторов; получения сбалансированных по ресурсам и многовариантных прогнозов со значительным количеством показателей. Планирование в сельском хозяйстве целесообразно осуществлять следующим образом. Первоначально определять объём и структуру производства. На основе оценки ситуации и тенденций развития внутреннего и внешних рынков прогнозировать спрос на плановый период с использованием ряда методов. 
 
 

Вопрос  №23. Частная собственность  на землю и мотивация  деятельности в сельском хозяйстве.

     Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

     Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида: право частной собственности физических и право частной собственности юридических лиц. Российское земельное законодательство максимально расширяет круг физических и юридических лиц — субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, не могут быть собственниками земельных долей.

     Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, право частной собственности, на которые фактически не ограничивается. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в населённых пунктах и некоторые другие.

     В частной собственности в настоящее  время находится незначительная площадь — всего 7,6% всех земель. При этом на долю граждан приходится около 82% этих площадей. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут использоваться только для установленных целей, указание на которые содержится вправо устанавливающих документах — свидетельствах о регистрации права частной собственности. Они могут включать использование земель для ведения фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, предпринимательской деятельности.

     Земельные участки могут передаваться их собственниками другим лицам во временное пользование, аренду либо отчуждаться путём совершения сделок купли-продажи, наследования, дарения, мены, передачи в качестве взноса в уставные фонды, могут быть предметом залога. Собственники могут также добровольно отказаться от своего земельного участка либо могут объединить его с земельными участками других собственников для создания общей собственности.

     Правомочия  владения, пользования, распоряжения могут  быть ограничены государством. Так, Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» запрещается залог сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут быть изъяты для государственных, общественных или муниципальных нужд в установленном порядке и при условии компенсации их стоимости. В определённых случаях правонарушений в качестве меры наказания собственник может быть лишён права собственности в соответствии с судебным решением без компенсации.

     На  лиц, имеющих земельные участки  на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они  должны своевременно платить земельный налог, представлять в государственные органы сведения о состоянии и использовании земель, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. (ст. 53 ЗК).

     Право частной собственности возникает  в результате различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Информация о работе Инструменты аграрной политики в условиях становления рынка. частная собственность на землю и мотивация деятельности в сельском хозяйстве