Деятельность ИКС Нижегордской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание

История развития сельскохозяйственного консультирования в России начинается с конца IX - начала XX века. Первый успешный опыт сельскохозяйственного консультирования был отмечен в Пермской губернии (в 1887 г.) и получил широкое распространение. К 1913 году в ряде губерний России уже функционировали полноценные службы «общественной агрономии». В них трудилось 9 тыс. специалистов.

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_ix.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Глава 1 Теоретические  основы информационно-консультационной деятельности в АПК

 

История развития сельскохозяйственного консультирования в России  начинается  с конца IX - начала XX  века.   Первый успешный опыт сельскохозяйственного консультирования был отмечен в Пермской губернии (в 1887 г.) и получил широкое распространение.  К 1913 году в ряде губерний России уже функционировали полноценные службы «общественной агрономии». В них трудилось 9 тыс. специалистов.

В советский  период информация о научно-технических достижениях и передовому производственному опыту распространялась через систему научно-технической информации. С положительной стороны  проявили себя  научно-производственные системы.

Первые сельскохозяйственные  информационно-консультационные центры (ИКЦ)  в современной России  были созданы на этапе становления фермерского движения в рамках международных проектов (Тасис, Британского фонда Ноу Хау (БФНХ) и др.). Эти центры, как правило, создавались в виде автономных  некоммерческих организаций или при образовательных учреждениях.

Наиболее системно на государственном уровне  ИКЦ  начали создаваться с 1996 года благодаря  реализации проекта поддержки аграрной реформы в России ARIS (Agriculture Reform Implementation Support), осуществляемого за счет кредита мирового банка реконструкции и развития.

В этот период приказом Министра сельского хозяйства был  создан Совет информационно-консультационной службы (ИКС) АПК, разработана  и утверждена Концепция развития информационно – консультационной службы АПК России на период до 2010 года.

В период действия проекта АРИС информационно-консультационная служба АПК  была создана в 26 регионах России.  В регионах, где работали фермерские консультационные центры,  функции     ИКЦ были возложены на них.  Одновременно консультационные центры начали создавать в виде государственных предприятий, некоммерческих организаций и на базе образовательных учреждений.  В ряде регионов функции регионального центра выполняли структурные подразделения органов управления АПК.

Новым импульсом в развитии  сельскохозяйственного консультирования  стало  включение в федеральную целевую  программу «Социальное развитие села до 2010 года»  мероприятий по развитию информационно-консультационного обслуживания в сельской местности - создано 240  районных центров сельскохозяйственного консультирования  в 29 субъектах Российской Федерации.

Перспективы развития сельскохозяйственного консультирования с 2008 года связаны, прежде всего,   с реализацией Государственной  программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, которая   содержит подпрограмму  (направление) «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства».

Генеральной целью системы сельскохозяйственного консультирования является повышение эффективности агропромышленного производства и качества жизни сельского населения  на основе освоения достижений научно-технического прогресса и использования знаний об инновационных методах производства, развитие сельских территорий и жизнеобеспечение сельского населения путем расширения доступа к консультационным услугам, совершенствования форм и методов консультационной деятельности.

Концептуальными задачами системы сельскохозяйственного консультирования  являются:

-  повышение уровня знаний, совершенствование практических 
навыков сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения в инновационных технологиях агропромышленного производства и жизнеобеспечения формами и методами консультационной деятельности;

- оказание  консультационной помощи  сельскохозяйственным  товаропроизводителям и сельскому населению в освоении инноваций, передового опыта и прогрессивных методов хозяйствования, доведение консультационных услуг до объемов, обеспечивающих их потребности;

          - развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах Российской Федерации, создание сети районных консультационных центров   для  обеспечения повсеместного  доступа   сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам;

- формирование  кадрового состава субъектов сельскохозяйственного консультирования, организация постоянно действующей  системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации консультантов;

- совершенствование  форм и методов консультационной  деятельности, повышение качества консультационных услуг и эффективности консультационной помощи;

-укрепление  связей организаций сельскохозяйственного  консультирования, сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения с образовательными и научными организациями.

В настоящее  время система сельскохозяйственного  консультирования включает  федеральный, региональный и районный уровень.

Федеральный  уровень  системы сельскохозяйственного консультирования представлен: отделом сельскохозяйственного консультирования и переподготовки  кадров в Департаменте научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования»; Федеральным учебно-методический центром сельскохозяйственного консультирования и учебно-методические центры при подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждениях. Функции федерального уровня также выполняют отраслевые центры сельскохозяйственного консультирования при головных НИИ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадемии.

С целью общественного  регулирования развития и совершенствования  деятельности системы  сельскохозяйственного консультирования  и развития консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению созданы  общественная   организация – ассоциация  консультационных организаций (АСКОР).

Основными функциями  субъектов системы сельскохозяйственного консультирования  федерального уровня являются:

- определение  приоритетных направлений, разработка  концепции, выработка стратегии  и координация развития системы  сельскохозяйственного консультирования;

- организация  государственной поддержки, формирование единого  нормативно-правового и информационного пространства для  субъектов консультационной деятельности;

- организационная  и методическая помощь  субъектам  системы сельскохозяйственного консультирования;

- создание условий для подготовки высококвалифицированных консультантов,   организация их переподготовки и повышения квалификации;

- мониторинг  развития сельскохозяйственного  консультирования, изучение потребности  и разработка предложений по  расширению видов и объемов  консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, распространение передового опыта работы центров сельскохозяйственного консультирования.

 Система сельскохозяйственного консультирования регионального уровня состоит из структурного подразделения органа управления АПК и/или совета, координирующего развитие  консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, регионального и районных центров сельскохозяйственного консультирования. 

Региональные центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют функции:

- организационно-методическое  руководство развитием сельскохозяйственного консультирования на уровне субъекта Российской Федерации;

-  осуществление региональной  кадровой политики центров сельскохозяйственного консультирования, организация повышения квалификации консультантов;

- формирование  информационных ресурсов по инновационным  предложениям и передовому опыту,  представляющих интерес для региона,  и обеспечение специалистов районных центров сельскохозяйственного консультирования, сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения информационным продуктами;

- организация  объектов информационно-инновационного  сопровождения  и мероприятий  для пропаганды инновационных достижений и распространения передового опыта;

- организация  и проведение  практических и  обучающих семинаров, выставочных  и демонстрационных мероприятий   для сельских товаропроизводителей;

- мониторинг  потребности в инновационной  продукции и консультационных услугах, контроль качества и осуществление обратной связи с их пользователями;

- оказание консультационной помощи  сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению;

- взаимодействие  с федеральными структурами системы  сельскохозяйственного консультирования.

 Районные центры  сельскохозяйственного консультирования  могут быть юридическими лицами  различных организационно-правовых  форм и/или структурными подразделениями  регионального центра в форме  юридического лица.

        Районные центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют консультационное обеспечение в пределах компетенции системы сельскохозяйственного консультирования формами и методами консультационной деятельности, оказывают помощь при внедрении инноваций,  решают иные проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей,  развития сельских территорий и жизнеобеспечения их населения.

Источниками финансирования информационно-консультационной деятельности формирований системы сельскохозяйственного  консультирования являются бюджеты федерального, региональных и муниципальных уровней, а также внебюджетные источники.

В качестве внебюджетных источников   могут привлекаться  средства фирм-поставщиков и производителей материально-технических средств для сельского хозяйства, участвующих в мероприятиях подпрограммы, средства сельскохозяйственных товаропроизводителей и других субъектов АПК. 

В работе аграрных консультантов применяются различные  методы. В зависимости от количества консультируемых клиентов различают  индивидуальные, групповые и массовые методы.

Информационно-консультационные услуги могут оказываться в разных формах:

1.Индивидуальное  информационно-консультационное обслуживание  по договорам, в т.ч.:

- абонентское  обслуживание;

- выполнение  консультационных и внедренческих  проектов и разработок (бизнес-планов, технико-экономических обоснований, внедрение ресурсосберегающих технологий и т.д.).

2. Индивидуальное  оказание консультационной помощи  при разовых обращениях, в т.ч.:

- устное индивидуальное  консультирование;

- устное коллегиальное консультирование;

- письменное  консультирование (факс, почта, электронная  почта);

- консультирование  по телефону.

3. Групповое  консультирование, в т.ч.:

- краткосрочные  тематические семинары;

- обучающие  недельные  семинары;

- выездные консультации группы экспертов;

- дискуссии,  круглые столы;

- демонстрационные  мероприятия («Дни Поля»; экскурсии).

4. Публичное  информирование и консультирование, в т.ч.:

- через СМИ  (печатные, телевидение, радио);

- с помощью  Интернета;

- с помощью  печатной продукции (методические рекомендации, пособия);

- с помощью  видеопродукции;

- при проведении  выставок.

В работе аграрных консультантов важно  эффективное  сочетание методов работы в зависимости  от конкретных целей и уровня оказания консультационных услуг.

Функционирование  системы сельскохозяйственного  консультирования  должно осуществляться в соответствии с определенными принципами, соблюдение которых позволит  ей  обеспечить эффективную деятельность.

Принципы делятся  на общие,   частные,  касающиеся отдельных частей и элементов системы,  и специальные,  отражающие особенности  процесса сельскохозяйственного консультирования и взаимоотношения консультантов и клиентов.

 

 

 

Общие принципы:

- развитие сельскохозяйственного  консультирования    как единой структурированной системы, имеющей  взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы и компоненты;

- создание единого  законодательного и нормативно-методического,  инновационного и информационного  пространства для всей системы;

-  целевая   направленность всех компонентов системы на достижение одной общей цели, а также  согласованность целей и задач системы  при взаимодействии всех  иерархических вертикальных и горизонтальных  компонентов;

- научная  обоснованность формирования системы, комплексное изучение всей совокупности факторов, влияющих на эффективность ее  функционирования и построение системы с учетом  этого влияния, способствование  приближения к оптимальному состоянию и его сохранению;

- постоянная  обратная  связь системы сельскохозяйственного  консультирования  с сельскими товаропроизводителями и населением.

Частные принципы:

- открытость  системы и обеспечение  ее  эффективного  взаимодействие со всей инфраструктурой агропромышленного комплекса;

Информация о работе Деятельность ИКС Нижегордской области