Жизненный и творческий путь Антонио Гауди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:07, реферат

Описание

Барселона не была бы самой собой без необыкновенно ярких и оригинальных работ Антонио Гауди. Этот гениальный архитектор, которого многие называют гением модернизма, являет собой совершенно исключительный случай, его личность не поддается никакой классификации. Действительно, его архитектура вписывается в рамки периода модернизма, но уникальный характер его работ, интровертность и загадочность самой фигуры художника выделяют Гауди среди современников.

Работа состоит из  1 файл

гауди.doc

— 1.93 Мб (Скачать документ)

Антонио Гауди  был мастером с грандиозными и  высокими (иногда в прямом смысле слова) устремлениями. Так, например, именно ему  принадлежит предложение создать из керамической мозаики огромный герб Монсеррата и разместить его на одном из склонов горы. Кроме того, испанский мастер создал проект гигантских колоколов, которые планировалось установить в ущелье между скалами.

С 1914 года Гауди  оставил работу над частными заказами и целиком посвятил себя строительству храма Саграда Фамилиа. Все более углубляясь в себя, он становился более эксцентричным, свято верил в свое мессианское предназначение. Он жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство храма. В эти годы он жил только своим детищем.

Нередко Гауди, пытаясь каким-либо образом охарактеризовать и объяснить окружающим суть своего художественного метода, говорил о том, что он является последователем традиций готики и византийской архитектуры. Современники утверждают, что наиболее часто о византийской и готической традиции от Гауди можно было услышать во время возведения дома Милa и строительства собора Саграда Фамилиа.

Итак, как уже  отмечалось нами выше, произведения, созданные  известным испанским мастером, красноречивее  всяких слов говорят о связи их архитектуры со стилем «мудехар» (модерн) и традициями национального народно-каталонского зодчества. Ставшие своеобразным воплощением творческих устремлений автора-новатора, они выбивались из целого ряда идеологических установок, разработанных представителями самых разных создававшихся в то время в архитектурном искусстве направлений и течений.

Художественный метод, выработанный Антонио Гауди, на рубеже XIX–XX веков был известен только узкому кругу близких друзей, меценатов и зодчих. Не описанные в литературе художественные принципы испанского мастера в течение долгого времени оставались неизвестными европейским зодчим. Становление и развитие художественного метода Гауди происходило в тот период, когда в Западной Европе процветал стиль функционалистов и пуристов, провозвестников доминирующего начала прямой линии, прямых углов и упрощенных форм в архитектуре.

Помимо грандиозных  и монументальных произведений Антонио  Гауди, известны и незначительные его  работы, а также ряд городских  построек, авторы которых во время  строительства брали консультации у великого зодчего.

Среди малых  работ испанского мастера следует отметить прежде всего здание кинотеатра, получившего название «Сала Мерсе». Проект его был создан по просьбе близкого друга архитектора, художника Гранера. Главной достопримечательностью кинотеатра является фойе, росписи которого изображают сцены Ада.

Интересной и в полной мере отразившей творческий потенциал и своеобразие художественной манеры автора деталью стали билетные кассы «Сала Мерсе». Их две: в одной место кассира занимает кукла, очень похожая на кассира, сидящего в соседней кассе.

Необходимо заметить, что внесение изменений в первоначальный проект во время строительства того или иного здания с течением времени превратилось в своеобразный творческий метод Гауди. Однако так было только до того времени, когда появились целостные, выпускающиеся по принятому стандарту изделия, используемые при возведении построек и их окончательной отделке.

Современные исследователи  творчества Гауди и его близкие  друзья не раз говорили о том, что  он в буквальном смысле слова жил  на строительной площадке. Если другие архитекторы проводили большую часть своего времени за подготовкой проекта, стараясь тщательно выверить все данные, то Гауди, напротив, всю основную работу по доработке проекта и непосредственному возведению здания переносил на строительную площадку.

С самого начала самостоятельной деятельности обязательное присутствие на строительной площадке стало своеобразной творческой манерой Гауди. Так, во время возведения дома Висенс архитектор весь день проводил на стройке и то и дело отдавал рабочим распоряжения о демонтаже той или иной детали будущего здания.

Вмешательство Гауди в строительные дела сводилось  к минимуму только в тех редких случаях, когда он сам не мог руководить работами. Так случилось во время  возведения Эль Каприччио. Тогда  на строительной площадке находился помощник Гауди, Касканте, предварительно получивший от мастера подробные рекомендации и обстоятельнейший план ведения работ. Говорят, Гауди, полагавшийся на точное выполнение помощником данных им рекомендаций, посетил стройку лишь однажды.

Антонио Гауди был настоящим мастером. Это признают не только рядовые любители архитектурного искусства, но и профессиональные зодчие и теоретики как минувшего века, так и нынешнего. В заключение главы хочется привести полностью раскрывающие глубину таланта Гауди слова известного французского писателя-историка Пьера Лаведана, который как-то сказал по поводу работы испанского мастера над реставрацией собора на Мальорке: «Кафедральный собор удостоился чести быть отреставрированным Гауди».

Главной заслугой Антонио Гауди современные исследователи архитектурного искусства считают то, что он смог обратить внимание как обывателя, так и человека, создающего объемно-пространственные сооружения, на природные формы и к тому же нашел для них место в архитектурной композиции.

Особенное значение в творческом методе испанского мастера имеет такой прием, как использование гиперболических параболоидов, гиперболоидов и геликоидов. На самом деле за столь замысловатыми названиями скрываются достаточно простые для восприятия формы. 
Для того чтобы иметь представление об указанных выше формах, необходим небольшой экскурс в геометрию. Итак, гиперболическим параболоидом называется геометрическая пространственная фигура, которая образуется при скольжении прямой по двум другим, непараллельным прямым в пространстве. При этом направляющие прямые оказываются параллельными.

Гиперболоид –  это тело, получаемое при вращении гиперболы вокруг ее оси (мнимой или  действительной). А геликоидом (или, как говорят математики, винтовой поверхностью) называется поверхность, которую описывает прямая линия, вращающаяся с постоянной скоростью вокруг неподвижной оси и одновременно перемещающаяся поступательно с постоянной скоростью вдоль данной оси.

Подобные пространственные фигуры и стали основой художественного  метода, выработанного Антонио Гауди. При этом архитектор не просто копировал объекты природы, но и видоизменял их.

Причин тому было две: первой являлась авторская  фантазия, а второй – сами заимствованные формы, которые в природе обязательно  рельефны и фактурны, то есть покрыты растительностью, усыпаны камнями и имеют определенный цвет.

Таким образом, копировать эти формы и без  изменений помещать их в архитектурную  композицию было невозможно. Именно поэтому  Антонио Гауди заимствовал у  природы только геометрическую форму и геометрический принцип и уже затем, дополнив природными элементами, переносил их в стиль создаваемого архитектурного сооружения.

Ярким примером использования заимствованного  из природы геометрического принципа стала архитектура знаменитого  барселонского собора Саграда Фамилиа.

Подобный перенос  образов природы в архитектурное  сооружение на рубеже XIX–XX столетий стал эпохальным и революционным для  развития не только национального испанского, но и мирового зодчества. Антонио  Гауди стал новатором, который без лишних теоретических рассуждений и высоких слов смог продвинуть архитектурное искусство мира на шаг вперед.

Постоянное изменение  первоначального проекта также  стало характерной чертой творческого  метода испанского мастера. Во время  строительства того или иного сооружения создавалось впечатление бесконечности творческого процесса. Казалось, что проект никогда не будет завершен, настолько часто автор вносил изменения в свой первоначальный замысел. Ярким примером тому может служить проект здания епископского дворца в Асторге. Дело в том, что он был построен без участия самого архитектора, но в точном соответствии с представленным им проектом. Однако, как известно, последний имеет существенные различия с тем, который был отправлен самим Гауди в Академию Сан-Фернандо.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о  том, что все произведения, созданные  Гауди, являются результатом неустанных поисков автора на пути к созданию совершенного по архитектуре и стилю  сооружения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература  

 

  1. Азизян А.И., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-традиция, 2002.
  2. Антонио Гауди. – М., 2007.
  3. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984.
  4. Бассегодаи Нонель Ж., Бергос Ж., Криппа М. Гауди: личность и творчество. – М.: Библион. 2003.
  5. Боне Л., Монтес К. Антонио Гауди. Сальвадор Дали. – М.: Арт Родник, 2004.
  6. Бунин А.В., Круглова М.Г. Архитектура городских ансамблей. М., 1935.
  7. Бхаскаран Л Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. Арт-Родник, 2006 г.
  8. Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание XX–XXI вв. Разломы и переходы. Едиториал УРСС, 2001.
  9. Гауди: Личность и творчество. М.: Библион, 2006.
  10. Гиз Ван Хенсберген. Антонио Гауди. М: Эксмо, 2003.
  11. Гилл Дж. Гауди Антонио. Самые красивые и знаменитые произведения великого архитектора. Альбом. М.: АСТ, Астрель. 2008.
  12. Глазычев В. Послесловие // Нонель Х. Антонио Гауди. – М., 1986.
  13. Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре М.: Стройиздат, 1987
  14. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерн. – СПб., 1991. 
  15. Иконников А.В. Зарубежная архитектура. М., 1982. 
  16. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 
  17. Ионина Н.А. 100 великих чудес света. М.: Вече, 1998 
  18. Крипа М.А. Гауди Антонио. Альбом. М: Арт-Родник; Taschen. 2004.
  19. Криппа М.А. Антонио Гауди. 1852–1926. О влиянии природы на архитектуру. – М.: TASCHEN/АртРодник., 2003.
  20. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1970.
  21. Линч К. Образ города. М., 1982.
  22. Надеждин Н. Антонио Гауди. «Воздушные замки Каталонии». М., 2008.
  23. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. – Изд. 4-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  24. Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. / В. Андреева. М., – 2004
  25. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2006 г.
  26. Хворостухина С. Шедевры Гауди. М.: Вече, 2003.
  27. Цербст Р. Антонио Гауди – жизнь в архитектуре. – М.: TASCHEN/Арт Родник., 2002.
  28. Шимко В.Т., Гаврилина А.А. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды. М.: Архитектура-С, 2004.
  29. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / К. Королев. – М.–СПб., 2005.
  30. www.barcelonatour.net/Gaudi.shtml
  31. ru.wikipedia.org/wiki/Барселона
  32. www.arstudia.ru/gaudi/
  33. www.peoples.ru/art/architecture/gaudi_i_cornet/
  34. www.barcelonatour.net

 

 


Информация о работе Жизненный и творческий путь Антонио Гауди