Жизнь и творчество М.А.Врубеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:31, творческая работа

Описание

Михаил Анатольевич Врубель родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. О его воспитании заботился отец, человек просвещенный, нежно любивший своих детей. О детских годах Врубеля сохранились воспоминания его сестры Анны Александровны, в которых она писала, что ее маленького брата отличали "удивительное спокойствие, кротость, что "его называли в эти годы, в шуту, молчуном и философом". Она говорила, что совсем маленьким мальчиком ее брат жадно слушал музыку(их мачеха была хорошей пианисткой),что, музыка, живопись и театр с ранних лет стали его "жизненной стихией",что потребность творчества проявилась у него, когда ему было пять лет.

Работа состоит из  1 файл

Жизнь и творчество М.А.Врубеля.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

    Прекрасны  сказочные образы Врубеля. В  них счастливо сочетаются, правда, наблюдения, глубокая поэзия, возвышенная  романтика и преображающая все  обыденное фантастика. Она неразрывно  связана с природой. По сути дела, одухотворение природы, ее поэтическое персонифицирование – основа врубелевских сказок. Загадочно - таинственно его «К ночи»(1900). В «Пане» (1899),изображающем козлоногого бога лесов, много человеческого. В его блеклых глазах, уже давно выцветших.светится и доброта и вековая мудрость. В то же время он – словно оживший ствол березы. Седые кудри, как завитки белой коры, а пальцы – корявые сучки. «Царевна-Лебедь» - одновременно и синеокая девушка- царевна с длинной косой  до пояса и царственно прекрасная птица с лебедиными крылами, плывущая в синем море.

   Будучи в Академии, Врубель много и упорно работает самостоятельно. Он стремиться к глубокому художественному постижению натуры, к раскрытию её эстетической ценности. 

    Врубель  стремится к глубокому художественному постижению натуры, к раскрытию ее  эстетической ценности. Он объединяется с двумя своими однокурсниками – с Валентином Серовым, который был его  двоюродным братом Дервизом («мы  трое, - сообщает Врубель, единственные, понимающие серьезную акварель в Академии")

   Уже тогда  формирующаяся склонность Врубеля  понимать художественный процесс  как некую самостоятельность,  наслаждение этим процессом задели  Серова. И хотя это осознание  искусства  практически  почти  не отразилось в работе, оно сыграло очень важную роль в духовном воспитании Серова. Оно позволило ему понять, что искусство не только программно, но и самоценно – и в том его величие. Большим событием того же года были для Врубеля и его друзей торжества по поводу 400-летия Рафаэля, которые заставили их ещё раз задуматься над сущностью и границами реализма и живописи.

       Врубель много размышлял над  творчеством своего тески –  поэта Михаила Юрьевича Лермонтова  и проиллюстрировал практически  все его творчество. Эта связь  не была случайной. Врубель чувствовал глубокое духовное родство с погибшим за 15 лет до его рождения поэтом, к которой поспешит год своей жизни. Служил в том же полку, что и отец Врубеля.

       В творчестве Михаила Александровича  есть образ, к которому он  неоднократно возвращался: Демон.

      Ещё  когда поставили оперу Демон  (Лермонтов – Рубинштейн), Врубелем  овладело  такое волнение, и не  только относящиеся к Тамаре-Надежде  Ивановне, а ещё и к самому  Демону. Как только появился актер  поющий партию Демона, Врубель  закрыл руками глаза и, как ужаленный, сквозь зубы сказал: «Не то, не то!» Михаил Александрович сидел и смотрел, как израненный человек. Только побывав у них, больше по делу, чем в гостях оперная певица М.А. Духова поняла, в чем тут дело. Врубель уже болел Демоном… Врубель, как художник, создавший внешний вид этих образов, смотрел всегда на свое творение влюбленными глазами, сливая искусство  с действительностью, то есть  со своей женой, Надеждой Ивановной.

      Поза  Демона, сидящего, обхватив колени  и заломив пальцы рук, его невидящий взгляд, его как бы запекшиеся от жажды губы передают  трагедию  скованных сил, трагедию одиночества.

      Обобщенному  характеру образа соответствует  и пластическое решение: фигура  Демона словно высечена из  камня, фантастические цветы горной поляны и красные полосы догорающего заката превратились в многоцветную мозаику.  Живопись здесь говорит о красоте жизни, о ее неисчерпаемом цветном богатстве.  Врубель использовал все краски палитры, все цвета спектра – от огненно-жарких до  льдисто-холодных, все градации желтых и красных тонов (полосы заката), молодая листва, до зловеще темных, как глубь леса. Врубель не чуждается здесь и серых  и черных тонов. Утверждая их живописную ценность. Но отдельные красочные пятна, как бы ни были они звучны, безупречно включены в единую цветовую гармони.

      Но  над чем бы ни работал Врубель,  чем бы он не увлекался, его  не покидала мечта выразить  «заветное», создать  « монументальный»  образ Демона. В 1899 году он пишет  «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Александра Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы…» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный»(1902)

     Тема  этого последнего Демона – титанический протест и трагическая гибель. Демон низвергнут с высот и распростерт на горных кряжах, покрытых свежем снегом и льдом, освещенных последними холодными лучами заката. Демон разбит, сломаны руки с заостренными впивающимися в тело пальцами, голова как бы оторвана от лежащего тяжелым камнем торса.… Но в его глазах продолжает гореть огонь гнева и протеста.

Не меньше Демона Михаила Александровича волновало  образ Фауста. Ему был близок образ  Фауста, человека, не способного удовлетвориться  теми примиренческими идеями,  теми куцыми чувствами, убогим знанием, которыми утешаются тупые, самодовольные мещане духа, человека , о котором Н.Г. Чернышевский писал:  « Ему нужна истина более глубокая, жизнь более полная, потому – то он  и необходимо должен войти в союз с Мефистофелем, то есть отрицанием».

Врубелем был написан  ряд панно – больших декоративных картин на холсте, связанных с архитектурными особенностями зданий, для которых  они предназначены. Среди них  панно - триптих (состоящие из трех частей) – «Суд Париса»(1893) и пять панно на темы «Фауста» Гете, написанные в 1896 году для «готического» кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

 Врубелю был дан великий дар подлинного художника. Ему суждено было сказать о людях то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил.

     И нужно  ли удивляться тому, что Врубеля  постигла судьба многих талантов, что при жизни он не был  понят, что даже люди, чуткие  к искусству, по-настоящему признали  его лишь тогда, когда его  творческий путь был закончен?

Информация о работе Жизнь и творчество М.А.Врубеля