Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 00:34, реферат
Традиционный японский дизайн одежды у всего мира ассоциируется с кимоно. Вряд ли существует еще национальные костюмы, получившие такую широкую известность.
1. Традиционный японский дизайн: кимоно.
2. Эстетика японского дизайна
2.1. Время
2.2. Пространство
2.3. Естественность
3. Эстетика в современном японском дизайне
Литература:
В японском языке много пауз или пустых пространств - ма. В этих пропусках японцы ищут бессознательное, скрытое содержание и стараются определить смысл сказанного или написанного через ощущение атмосферы, создаваемой словами. Ма - это пустое пространство, полное смысла, которое лежит в основе всего японского искусства и присутствует во многих сферах, включая живопись, архитектуру, музыку и литературу. Иногда молчание может оказаться красноречивее слов. Эти паузы есть и в дизайне.
В книге «История моды» есть фотографии с выставки «Японизм и мода», проходящей в Музее моды и костюма в Париже (1996 год). Даже оформление экспозиции необычно. Довольно большое пространство и всего 7 манекенов с одеждой, остальное занято камнями, деревом, светом, пластиком с иероглифами и стеклом. Цвета в оформлении неброские, мягкие, приглушенные. Но все это создает такую неповторимую атмосферу, этот интерьер не похож на музей, будто попал в традиционный японский дом... Пустота, паузы делают каждый костюм неповторимым, дают ощущение свободы. Или витрина Национального музея современного искусства в Киото, выставка «Видения тела» (1999 год). Здесь нет ничего лишнего, 7 манекенов стоящих спиной к стеклу, что выглядит довольно необычно. Будь это витрина европейского музея, она выглядела бы иначе.
По японским понятиям «ма» (промежуток) - это пространство между предметами. Оно должно быть не слишком большим и не слишком малым (если «ма» большое, то оно потеряется, а маленькое «ма» - это не промежуток, а щель). «Ма» служит для обеспечения гармонии пространства. Термин «ма» применяется так же для обозначения временного пространства, т.е. связан не столько с видимыми предметами, сколько с пространством и временем.
Пространство
«ма» должно соблюдаться и в дизайне
одежды. Здесь «ма» - это пространство
между человеческим телом и тканью. Фигура
каждого человека индивидуальна, следовательно,
пространство «ма» уникально для каждой
отдельной личности и требует своей индивидуальной
формы.
2.3.
Естественность
Когда
ищешь Истину, находишь
Красоту. Уэмура
Принцип естественности - один из главных в японской эстетике. Отсюда же метод уподобления: чтобы нарисовать ручей, нужно уподобиться ручью; чтобы нарисовать сосну, нужно уподобиться сосне. Это означает, что художник должен чувствовать и ручей, и сосну. А когда такое слияние достигнуто, не нужно прилагать усилий - кисть будет двигаться сама. Художник «растворяется» в предмете, но его произведение оказывается в высшей степени индивидуальным, уникальным. Следовательно, дизайнер должен чувствовать ткань, чувствовать того человека, который будет носить эту вещь, дать вещи душу. Для пошива кимоно используются мягкие, натуральные нити.
Большинство орнаментов для кимоно были взяты из традиционных сюжетов четырех времен года, которые были широко распространены в живописи. Поэтому красота одежды неразрывно связывалась с красотой природы. Орнамент и цвет кимоно и всех его принадлежностей, включая пояс, должны отражать сезон года и тем самым гармонировать с окружающей природой.
Еще одна черта, связанная с природой, это экологичность японской одежды. Например, старые кимоно утилизуют разными способами, из них делают хаори и кимоно для детей, ремонтируют похожие кимоно, из них делают сумки или аксессуары. Кимоно с повреждённым низом носят под хакама, чтобы спрятать низ. Опытные текстильщики раньше удаляли нити из кимоно и использовали их снова в тканях
Ткани,
из которых изготовляется кимоно,
как правило, неэластичны. Для пояса
используют сукно. Выкройки для одежды
обычно прямоугольные и отличаются
от европейских аналогов сложными закругленными
формами. Благодаря этому достигается
экономия и практически полная утилизация
материи. Ее прямоугольные остатки могут
быть повторно использованы в хозяйстве.
3.
Эстетика в современном
японском дизайне
«Некоторые люди верят, что заниматься дизайном - значит иметь дело с красотой и функциями, но я хочу объединяться с чувствами и эмоциями. Кто-то должен соединить жизнь вместе с юмором и поэзией». Иссей Мияке.
Вернемся собственно к вещи, заставившей ставшей основой, причиной данного реферата. Платье, так запомнившееся мне, это работа Иссея Мияке, основанная на концепции «а пи соф кловс» (кусок ткани - А-РОС). А-РОС пропагандирует удобство и функциональность плоской одежды, соответствующие традиционной японской одежде - кимоно. Выше уже шла речь о понятии ма - это пространство между телом и тканью. Так как фигура каждого человека отличается своими особенностями, пространство ма уникально для каждой отдельной личности и требует своей индивидуальной формы. Именно это определяет дизайн Мияке. Он предложил использовать для конструирования один цельный кусок ткани, которые будет подчеркивать ма определенного человека, создавать неповторимый силуэт. Такой подход кардинально отличается от взглядов европейских кутюрье.
Сочетая
традиции японской эстетики с современными
технологиями в 1999 году Мияке потряс
мир, представив коллекцию А-РОС. Это
принцип эстетики будущего: компьютерные
технологии плюс традиционное вязание,
символизирующее
Жизнь Иссея Мияке - это путешествие «посвященного», где прошлое, будущее и настоящее идут рука об руку. Иссей Мияке родился в Японии в 1938 году, начиная с 60-х годов жил в Париже и Нью-Йорке. Три континента, три абсолютно разных источника вдохновения... В переводе с японского «мияке» означает «три дома», а «иссей» переводится как «жизнь». Традиции подчеркивают дух авангардизма, классицизм смешивается с модерном. Иссей Мияке сталкивает континенты, чтобы предложить нам нечто уникальное: произведения человека его времени - вечного путешественника.
Будучи человеком высоких нравственных качеств, Иссей Мияке скромно говорит, что он проходит только половину пути. Женщина, носящая его одежду или пользующаяся его духами, проделывает оставшийся путь. Он дает рождение своему творению. Он же заставляет его жить. Настоящий японец сотворит чудо из куска неотбеленного хлопка. Европеец, споткнувшись о камень, отшвырнет его ногой, а японец подберет этот и еще несколько - и создаст «Сад камней». «Поэма холста и камня» - так называлась первая коллекция Мияке.
Ни у одного из японских дизайнеров вы не найдете вычурных моделей. В том числе и у Иссей Мияке. Его девиз: простота - чистая, подлинная красота. Мияке, как и остальные японские дизайнеры, создает моду «вне времени» и для всех. В 2006 году 68-летний японский модельер Иссей Мияке получил одну из крупнейших японских наград - премию Киото - за вклад в философию и искусство. Имя лауреата 2006 года сообщает Associated Press со ссылкой на учредителя премии.
Абстрактный подход японских дизайнеров к одежде удивляет, это подход, неоднократно сравниваемый с архитектурой и скульптурой, полностью игнорирующий европейскую школу костюма, и тело как основу. В каком-то смысле, они выстраивают тело заново. Например, коллекция Реи Кавакубо 1997-го года, где изменен привычный рельеф фигуры. Кавакубо, неудовлетворенная реальностью, создавала свой мир, отрицала каноны, подчеркивала очарование небрежности. Йоджи Ямомото и Рэй Кавакубо представили миру монохромные, рваные, недекоративные одежды. Ямомото синтезировал в своих вещах европейский покрой и японское восприятие мира.
Японские
модельеры оказали существенное
влияние на дизайнеров мировой моды,
придерживаясь - сознательно или бессознательно
- традиционной для Японии эстетики.
Дизайн XXI века?
Японизм сегодня в моде. Как в дизайне одежды, так и в интерьере. Японцы, создавая свою культуру, не боролись с природой, как это было на Западе, а приспосабливались к ней. В этих условиях и сформировался японский костюм, заключавший в себе эталон жизни в мире и гармонии с природой. Именно поэтому такие исследователи цивилизации, как Арнольд Тойнби и Мартин Хайдеггер, считая, что западная цивилизация приходит к упадку, предложили обратиться к культурному наследию Востока, и, в частности, Японии, где всегда большое внимание уделялось духовности.
Сегодня
человеку так не хватает гармонии,
покоя, возможно одежда сможет дать ему
это ощущение. Ощущение защиты, единения
с миром. Я не знаю, приживутся ли модели
Мияке в мире, станут ли европейцы носить
такие наряды, подгоняя их прямо по фигуре?
Но, то, что за такими материалами будущее,
это точно. Синтез естественного и новых
технологий - вот что предлагает нам Мияке,
соединение традиций и новых течений.
Ведь основные принципы японской эстетики
в одежде: естественность, связь со временем
и соблюдение пространства хорошо прижились
бы и в европейском дизайне. Возможно,
в 21 веке вещи начнут делать для того, чтобы
их носили.
Литература:
1. «История моды», 2003 год, изд. Арт-родник, 735 стр
2. «Википедия», http://ru.wikipedia.org/
3. «Проблемы образования, науки и культуры». Выпуск 14. № 27(2003)
4.
О. Хованчук «Одежда в
5.
Бигаку «Японское чувство
Дидактические
элементы
1. Что
такое эстетика?
а) Гуманитарное учение, предметом которого является мораль, центральной проблемой – соотношение Добра и Зла.
б) Наука о прекрасном,
о природе и закономерностях
эстетического освоения действительности,
о творчестве по законам красоты.
2. Что составляет эстетическое сознание?
а) чувства; в) вкусы; д) идеалы.
б) взгляды; г) навыки;
3. Кем и когда был введен термин “эстетика”?
а) Баумгартеном (XVIII в); в) Баумгартеном (XIX в.);
б) Буало (XVII в.); г) Буало (XVIII
в.).
4. Что
считали древние
греки Архаического
периода (VIII – VI в.
до н. э. ) воплощением
гармонии и красоты?
а) человека;
б) природу.
5. Назовите
первую эстетическую
теорию античности?
а) гармония внешнего и внутреннего;
б) учение о числовой гармонии.
6. Кто из философов Древней Греции отметил необходимость государственного контроля над искусством?
а) Сократ;
б) Аристотель;
в) Платон.
7. Кто
из философов Древней
Греции утверждал, что
“прекрасное всегда
полезно, но для этого
оно должно быть прекрасным”?
а) Сократ;
б) Аристотель;
в) Платон.
8. Назовите 3
признака, характерных
для византийской эстетики:
а) условность;
б) лаконизм;
в) правдивость;
г) каноничность.
9. Назовите 2
художественных направления
искусства Западной
Европы 12 – 16 в. :
а) романский;
б) готический;
в) реализм.
10. Как иначе называется
эпоха Ренессанса?
а) Просвещения;
б) Возрождения.
11. Для
какого направления
западноевропейской
культуры характерны
сложные криволинейные
формы?
а) барокко;
б) классицизм;
в) романтизм.
2. Задания (карточки)
ПРИМЕРЫ