Вятская народная тряпичная (лоскутная) кукла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:16, творческая работа

Описание

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Народная мудрость гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя
Стать полноценным человеком, любящим своих родителей,
свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Содержание

Введение
1. Характерные особенности русской и Вятской народной тряпичной (лоскутной) куклы, их виды.
2. Вятские мастерицы по изготовлению народной тряпичной куклы.
3. Классификация Вятской народной тряпичной (лоскутной) куклы.
4. Изучение технологии изготовления Вятской тряпичной (лоскутной) куклы.
Заключение
Используемая литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Вятская народная тряпичная - копия.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

А каждому новорожденному в колыбельку клали яркую куколку, охраняющую младенца от «дурного глаза», или вешали над ним «кукол-сестер», которые также делали из красной ткани.

Но и мужчины  могли пользоваться силой куклы - оберега. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дольний путь или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о родном доме, очаге.

«Домашняя масленица» - ее выставляли в окнах в тот день масленицы, когда приходили к теще на блины. Делали куклу на деревянной крестовине. Она символизировала крепкий достаток и здоровье семьи. Хранилась кукла, как оберег, в красном углу. Во время свадьбы этой куклой встречали молодых. Когда в семью приходила беда, масленицу снимали и, обернув три раза но часовой стрелке, обращались со словами: «Отвернись зло. Повернись добро».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Русская народная обрядовая тряпичная кукла.

КУВАДКА (КУВАТКА)

Маленькая кукла  величиной до 5см изготавливалась, и  развешивались на стенах, чтобы при  родах злые духи вселялись в эти безликие куклы, после родов такие куклы сжигались во время обряда очищения. В более поздний период куклу стали подвешивать к колыбели или кровати, их носили на шее, как кулон, и дети, и взрослые, т.е. из разряда обрядовых кукол они переходят в разряд обереговых.

КУПАВА

Кукла выполнялась из двух палочек, которые соединялись, образуя форму креста. Куклу - «крест» - «Купаву» наряжали в разноцветные тряпки и в праздник Ивана - Купалы, загадав заветное желание, бросали в реку (была распространена по всему югу России).                                    

КУКЛА КРЕСТЕЦ

На первый взгляд крестец совершенно не похож на куклу, но каких то 100 лет назад кукла  Крестец использовалась в играх  вместо кукол мужчин. Игры назывались как и сейчас «Дочки-матери». Кроме того, кукла Крестец имела ярко выраженное значение. Крестец делали и деревенские парни. Куклу делали в конце декабря, во время Святок. По поверьям, именно на Святочной недели высвобождались бесовские силы. Самым надёжным способом очищения считалось купание в прорубе в Крещение (19-ого января). По верованием, вода в этот день становилась святой или священной. Люди верили, что при купании в освещенном источнике нечистая сила покидает тело человека. Чтобы злобные и коварные бесовские силы снова не овладели человеком, люди делали куклу Крестец. Она была «заместителем» человека. Крестец ставили в сугробы возле проруби. Для того, чтобы привлечь внимание злых сил крест украшали яркими пёстрыми ленточками и тряпочками. Так как в зимних купаниях в основном участвовали молодые здоровые парни, кукла Крестец стала символизировать мужчину.

СВАДЕБНЫЕ КУКЛЫ

Они представляли собой длинную палку - «плечо», обвернутую красной тряпкой, на которую «навешивались» две куклы - жених и невеста - «кукла неразлучников». Свадебная кукла подвешивалась под дугой упряжи повозки, везущей молодую пару в дом жениха после венчания в церкви. Кукол к свадьбе изготавливали подружки невесты. В Белевском уезде Тульской губернии «неразлучников» дарили на свадьбу, изготавливая женскую и мужскую фигурки из одного лоскута. В Тамбовской области изготавливали фигурку жениха и невесты без сшивания деталей иглой и оформляли на 15 сантиметровой березовой рогатине. Такое «мировое дерево» вставлялось в середину свадебного пирога, вместе с другими украшеными лентами и цветами веточками. Веточки из пирога - «сады» - продавал гостям  дружка Центральный кусок с мировым деревом получали молодые. После свадьбы «мировое дерево» хранили вместе с остальными куклами.

МАРТИНИЧКИ -изготавливались из красных и белых ниток к обряду «закликания» весны, а также с рождением очередного ребенка в семье фигурки на «свадебной кукле» раздвигались и между ними на палочку навешивались очередные куклята - «на родительское плечо» - «Кому детей родить, тому их и кормить».

МЕЛАНКА (иногда «Мыяаика». «Мшанка», «Мшсшъя») — делалась из ярких лоскутков и наряжалась в фату. Куклу изготавливали к обряду «меланкования» (по святцам 31 декабря) символизировавшим брачную церемонию. Обычно, для «меланкования» объединялись девушки, живущие на одной улице, предварительно  выбирали  Меланку - самую  красивую  девушку,  которую одевали в свадебный наряд. Иногда невесту сопровождал жених Василий. обычно это была девушка, переодетая парнем. Компании молодежи вставала под окном и спрашивала: «Пустите Меланку?» Когда разрешение было получено, девушки заходили в хату и пели песни, стоя на середине комнаты, обращаясь, к хозяевам, которые щедро угощали гостей.

КРАСОТА

Такую куклу перед перед  свадьбой делала невеста, используя  навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружена. По одежде этой куклы судили о мастерстве будущей жены. «Kра/сота» выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты. На подносе создавалась целая композиция: в центре каравая ставилась кукла «Красота», поднос украшался пшеничными колосьями и предметами рукоделия, изготовленными невестой. Отведав пышного каравая и оценив умение мастерицы, гости оставляли на подносе деньги и подарки для молодых. После свадьбы кукла бережно сохранялась.

«НЕВЕСТА»

Кукла бытовала на Дону и Кубани. Девушка, выходящая замуж изготавливала ее из камыша, Она была оберегом для свадьбы и символом прощания с детством. За несколько дней до свадьбы куклу вывешивали на плетень, а в день свадьбы клали на жертвенник для подарков молодым.

«КОЗА»

Кукла делалась на крестовине, из лыка и лоскутков  ткани на зимние колядки. Украшалась ленточками, колокольчиками, бусами. Рога заплетались в косы, изготавливалась  на святки (также изготавливали Козу - чучело).

 

«СПИРИДОН СОЛНЦЕВОРОТ»

Делали на праздник святого Спиридона (25 декабря). Со Спиридонова дня начинает прибавляться день, солнце поворачивает на лето, зима - на мороз. В этот день делали соломенную или тряпичную куклу, одетую как мужчина, скатывали с горок горящие колеса.

«КРУПЕНИЧКА» (она же «зерновушка», «горошинка»)

Кукла - мешочек с отборным зерном гречихи прошлогоднего урожая. Сев гречихи начинали зернами  из заветного мешочка, передавая  сбереженные силы кормилицы земли  новому урожаю. По традиции после посевной ставили угощенье - котлы гречневой каши для нищих и убогих со всей округи. После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили в красном углу у божницы до следующего урожая.

«ПАРАСКЕВА  ПЯТНИЦА»

На праздник Святой Параскевы сообща женщины изготавливали большую куклу, на «руки» которой (горизонтальную перекладину на уровне груди) вешали всевозможные предметы женских рукоделий. Святая Параскева словно благословляла женский труд, а также все остальные ремесла.

«КАРГАПОЛЬСКАЯ КУКЛА»

Образ покровительницы  женских рукоделий, такая кукла  сшивалась иглой, и предназначалась  для обрядов, связанных с поклонением  святой Параскеве Пятницы. В разное время образ святой Параскевы  Пятницы имел различную значимость и до XVI века был близок к Богородице. Параскева Пятнипа - покровительница домашнего очага и женского рукоделия, на севере России этот образ связывался с обрядностью поклонения воде, при этом колодезной или родниковой воде приносились жертвенные пряжи и кудели. Над святыми источниками устанавливались образы Параскевы, вырезанные из дерева, колодцы и родники украшались куклами. В XIX веке, с ослаблением различных верований, в некоторых областях образ Параскевы уже изображается одинокой   старухой,   живущей   на   болоте.   Спина   её   утыкана   иголками, похищенными у нерадивых прях, оставляющих на ночь неприбранным свое рукоделие или не  соблюдающих запрета на рукоделие по пятницам.

«МОКРЕДИНА»

Делалась из тряпок по типу куклы - закрутки и изображала женщину - крестьянку, работающую во время дождя. Острым угольком или карандашом на ее лице рисовали кружочки, похожие на капли дождя, украшали ее травой «кукушкины слезы», лопухами, цветами, зелеными листьями березы и веточками других деревьев. Куклу носили по деревне, затем шли в лес и хоронили, украшая могилу цветами, считая, что это избавит от ненастья. Если дожди не прекращались, куклу делали еще раз, большего размера (до 1,5метров высотой), и хоронили с большими почестями.

Обрядовые ритуальные игры, атрибутами которых были куклы «кукушка», «русалка», «Кострома», включали такие действия, как выбор или изготовление центрального символа, его украшение, шествие с ними, сопровождавшееся выходом в поля, обходом поселений и домов, а также последующее его уничтожение. Каждое обрядовое действие включало трапезы, хороводы, пляски, гулянья. В качестве центрального предмета использовали соломенную или тряпичную куклу, которую называли «березкой», «Костромой», «кукушкой», «русалкой»; нередко ее основой служила береза или ее ветвь. В изготовлении куклы участвовали все девушки и молодухи: каждая приносила по лоскуту и ленте для ее украшения. Куклу наряжали в девичью (женскую) одежду, украшали свежей зеленью, бусами, лентами. В некоторых местах антропоморфное чучело изображало мужчину, его наряжали в мужскую рубаху и штаны. Куклу-мужчину обычно сопровождал персонаж женского пола. Таковы пары: кукушка и кукун, Семичиха и Семик.

«КОСТРОМА»

Эта кукла отвлекала на себя злые силы при посещении дома «ряженными» на Масленицу. Тряпичную куклу выставляли в окно перед приходом гостей. «Кострома» - женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд. Во время празднества «Кострому» - огромное чучело из дерева или соломы, ряженое в белые одежды и украшенное зеленью, сжигали, т.к. огонь считался очистительной силой.

«РУСАЛКА»

 По преданиям раз в году с наступлением времени цветения ржи, появлялись на земле русалки — молодые привлекательные девушки с длинными распущенными волосами зеленого или красного цвета. По календарю этот период ограничивался неделей, которую называли «русальной», обычно она предшествовала празднику Святой Троицы или начиналась после него. Людям она являлась обнаженной или одетой в белую рубаху, с венком из осоки и кувшинок на голове. Крестьяне наделяли ее необыкновенной красотой и вечной юностью. Встретить русалку можно было в водоемах, в поле, в лесу, под землей, на кладбищах или на облаках, иногда они заходили в дома. Но такая встреча не сулила ничего хорошего: молодых женщин и девушек они стегали ветками и срывали одежду, парней и молодых вдовцов заманивали своей красотой и пением, веселились с ними и щекотали до обморока. Русалки могли их утопить, напугать, затрясти и затоптать до смерти, либо влюбить в себя и влюбленный умирал от тоски или убивал себя. По обычаям в конце недели выполняли обряд «проводов - похорон». Девушки и молодые женщины, собравшись вместе, изготавливали чучело из ржаного снопа или тряпок, нередко наряжали его в девичью или женскую одежду. Куклу клали в гроб, покрывали полотенцами или скатертью, украшали цветами. С гробом девушки и женщины шествовали по деревне, изображая похоронную процессию. Одна из участниц процессии рядилась в священника, другая - в дьячка, третья - в дьяка. Остальные участницы несли гроб, «икону» из веток деревьев, импровизированные свечи из тростника, а также из полыни или конопли, повязанные красными бантами. За пределами деревни чучело Русалки бросали в траву, в воду или, разрывая на части, раскидывали во все стороны.

«СТРИГУШКА»

Кукла была связана с богатым  урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Иногда кукла была одета, но нередко ее украшали только яркими шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именинного» снопа, считались священными. В красный угол усаживали незамужнюю девушку, оказавшуюся проворнее других в уборке урожая. Именно ей доверяли сделать из первого снопа несколько стригушек. Обряд сопровождался песнями, а кукла оставалась в красном углу до следующего урожая.

«РЯБИНКА»

Символ женской  мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной. Именины рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, в знак почитания ее как оберега, делали большую праздничную куклу.

«ПАСХАЛЬНАЯ»

Куклу-закрутку  делали за неделю до праздника и дарили в Вербное воскресение. Голова и руки куклы должны быть изготовлены обязательно из красного лоскута.

«ПАСХА»

Кукла-закрутка - ее после Пасхи передавали богомольцам, идущим по святым местам.

«ПЛОДОРОДИЕ»

Кукла предназначалась для того, чтобы вызвать богатый урожай. И чем больше была грудь у куклы - тем больший урожай можно было ожидать.

«РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АНГЕЛ»

Такую куклу делали к празднику Рождества Христова из белой ткани с обязательным наличием крылышек и нимба.

«ОТДАРОК ЗА ПОДАРОК»

Простейшая  тряпичная кукла, которую дети изготовляли  с 2-х лет и благодарили этой куклой родителей за подарок. Изготавливали  из одного лоскута светлой ткани.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Календарь обрядовых праздников.

В сентябре - Крупенички, Зерновушки - из зерна нового урожая. В октябре - Десятиручка ( Даты нет у меня, ИМХО к Покрову) В ноябре - 10 - Параскева-пятница, 27 - Филипповку, еще Козьма и Демьян в свой день. Многоручница (было еще такое название у десятиручки), она же многоручка - в начале Филипповского поста (Рождественский пост) - 28ноября - это говорила Мишина (клуб Параскева). В декабре - 7дек. на Екатерину санницу - Санница, Спиридон-солнцеворот - в конце декабря. Можно делать 22-24 и чуть раньше, чтобы помочь Спиридону солнце на весну повернуть. В январе к Рождеству - Коляда, Коза, Окно Радости, Веничек благополучия, Колокольчик, 19 января - Крестец -на Крещение брали с собой когда шли к святым источникам.

Кубышка денежная, белые Ангелы. В феврале - Желанница февральская. На 5-й день масленичной недели - Кострома. В марте-апреле - Пасхальные куклы, Вербница - на Вербное воскресенье, Веснянка, Птица Радость.

Информация о работе Вятская народная тряпичная (лоскутная) кукла