Творчество Леонардо да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:15, реферат

Описание

Среди титанов Возрождения одно из первых мест по праву принадлежит Леонардо да Винчи. Сила его ума его гениальные научные предвидения, его замечательные технические изобретения, наконец, его великое реалистическое искусство- все это повергало в изумление уже людей Ренессанса, склонных воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. ЖИВОПИСЬ………………………………………………………………..4
1.1. Ранний период творчества……………………………………………….5
1.2. Зрелый период творчества……………………………………………….8
1.3. Поздний период творчества…………………………………………….14
2. ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему '' Творчество Леонардо да Винчи''.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

КУЛЬТУРЫ  И ИСКУССТВ 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Творчество Леонардо да Винчи» 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  Студентка 1 курса ФЗО

                  Группа № 130-Б

                  Пузиновская Елена Дмитриевна 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Минск 2011

    ОглавлениеВведение…………………………………………………………………....3

1. Живопись………………………………………………………………..4

1.1. Ранний период  творчества……………………………………………….5

1.2. Зрелый период  творчества……………………………………………….8

1.3. Поздний период творчества…………………………………………….14

2. Изобретения и  исследования…………………………………..17

Заключение………………………………………………………………19

Список литературы…………………………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

     Среди титанов Возрождения одно из первых мест по праву принадлежит Леонардо да Винчи. Сила его ума его гениальные научные предвидения, его замечательные технические изобретения, наконец, его великое реалистическое искусство- все это повергало в изумление уже людей Ренессанса, склонных воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков.

     Пулемет, акваланг, танк, дельтаплан, автомобиль, вертолет, парашют.… Если попробовать продолжить этот логический ряд, то образованный человек наверняка скажет: Леонардо да Винчи. Вряд ли в истории планеты найдется еще одна личность, которую можно охарактеризовать таким же количеством эпитетов: изобретатель, художник, анатом, музыкант, архитектор, скульптор, инженер, гений, провидец, поэт…. Его изобретения опередили время на сотни лет. Его жизнь окутана тайной, а некоторые работы до сих пор вызывают удивление.

     Титаническая  фигура Леонардо да Винчи справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение гения эпохи Возрождения, реализация идеала "героического человека". Его необычайная одаренность лишь подчеркивала особо значительную степень осуществления тех возможностей к совершенству, которые, по учению гуманизма, заложены в человеке. Поразительная разносторонность таланта Леонардо, одного из величайших мастеров живописи, и вместе с тем фортификатора и градостроителя, гидротехника и мелиоратора, в равной мере глубоко интересовавшегося проблемами математики и механики, астрономии и космологии, геологии и палеонтологии, анатомии и ботаники, оптики и перспективы - короче говоря, всем нераздельно миром окружающей человека природы и самим человеком в этом мире.

 

      Живопись

     Несмотря на многочисленные научные исследования Леонардо, его  слава ученого и изобретателя несколько меркнет перед славой Леонардо-художника, чьи немногие сохранившиеся  работы завораживают и будоражат разум и воображение человечества уже почти 400 лет. Именно в области живописи нашли свое применение многие из трудов да Винчи, посвященные природе света, химии, биологии, физиологии и анатомии.

     Его картины остаются самыми загадочными  произведениями искусства. Их копируют в поисках секрета подобного мастерства, их обсуждают и о них спорят целые поколения знатоков искусства, критиков и даже писателей. Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Среди множественных факторов, делающих работы да Винчи уникальными, одним из основных можно назвать новаторские техники и эксперименты, примененные мастером в своих работах, а так же глубокие знания анатомии, ботаники, геологии, оптики и даже человеческой души.… Глядя на созданные им портреты, мы действительно видим не просто художника, но внимательного наблюдателя, психолога, сумевшего понять физическое выражение эмоциональной составляющей человеческой личности. Да Винчи не только сумел сам понять это, но и нашел приемы, позволяющие с фотографической точностью перенести эти знания на холст. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю».

     Леонардо  считал, что лучшим персонажем для  изображения на холсте является человек, чьи движения тела наиболее соответствуют движениям его души. Это убеждение можно считать творческим кредо да Винчи. В его работах оно воплотилось в том факте, что за всю свою жизнь он написал всего один портрет мужчины, предпочитая женщин в качестве моделей, как личностей более эмоциональных.

 

      Ранний период творчества

     Периодизация  творческой биографии Леонардо да Винчи  довольно условна: некоторые из его  работ не датированы, да и хронология жизни мастера так же не всегда точна. Самым началом творческого пути да Винчи можно считать тот день, когда его отец, сер Пьеро, показал некоторые наброски 14-летнего сына своему другу Андреа дель Верроккьо.

     Первая  датированная работа Леонардо да Винчи (1473, Уффици) - маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин).

     Рисунок серебряным карандашом античного воина  в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо Винчи как рисовальщика; в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение.

     Недатированная  картина «Благовещение» (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в.; возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Верроккьо. В ней есть несколько слабых моментов, например, слишком резкое перспективное сокращение здания слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Богоматери и пюпитра. Однако в остальном, особенно в тонкой и мягкой моделировке, а также в трактовке туманного пейзажа с неясно вырисовывающейся на заднем плане горой, картина принадлежит руке Леонардо; это можно заключить из изучения его более поздних работ. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Приглушенные по сравнению с произведениями его современников цвета предвосхищают колорит более поздних работ художника.

     Картина Верроккьо «Крещение» (Уффици) также не датирована, хотя предположительно может быть помещена в первую половину 1470-х годов. Джорджо Вазари, один из первых биографов Леонардо, утверждает, что он написал фигуру левого из двух ангелов, повернутого в профиль. Голова ангела нежно моделирована светом и тенью, с мягким и тщательным изображением фактуры поверхности, отличающимся от более линеарной трактовки ангела справа. Кажется, что участие Леонардо в этой картине распространилось и на туманный пейзаж с изображением реки, и на некоторые части фигуры Христа, которые написаны маслом, хотя в других частях картины использована темпера. Такое различие в технике говорит о том, что Леонардо, скорее всего, закончил картину, не дописанную Верроккьо; вряд ли художники работали над ней одновременно.

     «Портрет  Джиневры деи Бенчи» (около 1478, Вашингтон, Национальная галерея) – возможно, первая картина Леонардо, написанная самостоятельно. Доска обрезана примерно на 20 см снизу, так что исчезли скрещенные руки молодой женщины (это известно из сравнения с сохранившимися подражаниями этой картине). В этом портрете Леонардо не стремится проникнуть во внутренний мир модели, однако как демонстрация прекрасного владения мягкой, почти монохромной светотеневой моделировкой эта картина не имеет себе равных. Сзади видны ветви можжевельника (по-итальянски – ginevra) и подернутый влажной дымкой пейзаж.

     «Портрет  Джиневры деи Бенчи» и «Мадонна Бенуа» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), которой предшествовала серия крошечных набросков Мадонны с Младенцем, вероятно, являются последними картинами, законченными во Флоренции.

     Картину «Мадонна Бенуа», только вот завершивший изучение молодой дизайнер, Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Когда Леонардо писал её, ему было 26 лет. К данному времени дизайнер обрёл уже безупречное умение в великом искусстве живописи, которое он ставил повыше всех остальных. “Мадонна с цветком” (“Мадонна Бенуа”) - это хронологически первая мадонна, образ коей морально лишён какой бы то ни было святости. Мадонне придан вид некоторое количество болезненной молодые женщины, играющей со очень солидным младенцем, сидящим у неё на коленях. Специфический мертвенно-зелёный колорит, демонстративно реалистическая трактовка человеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, сложное положение обеих фигур, - всё в данной картине демонстрирует нам молодого Леонардо хоть и разыскивающим ещё широкого независимого стиля, хотя уже твердо, ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности. Взор посетителя не желая того приковывается к смысловому центру картины - переплетению 3 рук, изображённая в ней несложная и непрезентабельная сцена приобретает значительность и идейную глубину. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует.

     В 1480 году Леонардо заключает с монахами монастыря Сан Донато а Скопе-то договор на алтарный образ «Поклонения волхвов» Эта картина, как и основная масса леонардовских вещей, осталась неоконченной. Она дошла до нас повторяющий вид коричневого подмалевка и сберегается сегодня в Уффици во Флоренции. По-видимому, Леонардо кинул над ней трудиться в связи собственного отъезда в 1482 году в Милан. «Поклонение волхвов» предполагает собой немалую многофигурную композицию, к коей дизайнер длительное время и тщательнейшим образом готовился. Он выполнил десятки подготовительных эскизов и рисунков, стремясь уточнить в них не столько общий композиционный замысел, но и перемещения, позы и жесты отдельных фигур. Особо его интересовали жесты, посредством коих он рвался передать разные психологические оттенки в переживаниях всех тех, кто пришел поклониться младенцу. Он пытался одолеть знаменитую застылость и эмоциональную скованность, присущие большему числу картин 15 века на эту же тему, он поставил себе целью расширить рамки реализма, показав многообразную и противоречивую жизнь собравшихся людей. При этом характерно, что в подготовительных набросках Леонардо дает почти все фигуры обнаженными. Тем самым он облегчил себе возможность уяснить до конца тот или иной мотив движения.

     Неоконченный  Св. Иероним, очень близкий по стилю к «Поклонению волхвов», также может быть датирован временем около 1480. Эти картины одновременны первым из сохранившихся набросков военных механизмов. Получив образование художника, но стремясь быть военным инженером, Леонардо бросил работу над «Поклонением волхвов» и устремился на поиски новых задач и новой жизни в Милан.

     Зрелый  период творчества

     Несмотря  на то, что Леонардо отправился в  Милан в надежде на карьеру  инженера, первым заказом, который он получил в 1483, было изготовление части  алтарного образа для капеллы  Непорочного зачатия – «Мадонна в гроте» (Лувр; атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается). Коленопреклоненная Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подернутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись – это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определенным видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу.

     «Мадонна  Литта» — закончена несколькими годами позже "Мадонны Бенуа". На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать. Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.

Информация о работе Творчество Леонардо да Винчи