Творчество А.Т.Гречанинова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 11:16, реферат

Описание

Открытие хорового наследия Александра Тихоновича Гречанинова (1864-1956) также состоялось сравнительно недавно, когда Петербургская хоровая капелла под управлением известного дирижера В.А. Чернушенко спела хоровой цикл “Страстная Седмица”. Справедливости ради отметим, что имя Гречанинова вовсе не было под запретом. Композитор упоминался (правда, вскользь) в книгах и учебниках.

Работа состоит из  1 файл

Гречанинов.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

Творчество  А.Т.Гречанинова 

Открытие  хорового наследия Александра Тихоновича Гречанинова (1864-1956) также состоялось сравнительно недавно, когда Петербургская  хоровая капелла под управлением  известного дирижера В.А. Чернушенко спела  хоровой цикл “Страстная Седмица”. Справедливости ради отметим, что имя Гречанинова вовсе не было под запретом. Композитор упоминался (правда, вскользь) в книгах и учебниках. Неоднократно переиздавались его детские фортепианные пьески. Однако большинство духовных произведений мастера, а также музыка, написанная Гречаниновым в эмиграции, не были известны даже специалистам. Поэтому для большинства слушателей Гречанинов представлялся композитором малоинтересным, а посему заслуженно забытым.

Между тем Гречанинов - один из основоположников (наряду с А.Д. Кастальским) Нового направления в русской духовной музыке. В его творчестве переплелись традиции XIX в. и новые установки школы Синодального училища. Тяготея к сценическим жанрам, композитор отдал дань как крупной эпической оперной форме (“Добрыня Никитич”), так и импрессионистской музыкальной драме (“Сестра Беатриса”). Однако наиболее ярко его одаренность проявилась в сфере духовной музыки, которую Гречанинов писал с конца XIX в. до середины XX в. Большая часть духовных произведений, созданных в России, раскрывает стремление композитора воплотить не форму, а содержание древнерусских распевов, вникнуть в самую суть духовных песнопений.

Гречанинов  родился 13 октября 1864 г. в простой  русской семье. Родители композитора  за год до рождения мальчика перебрались в Москву из маленького провинциального городка Перемышля.

Профессиональные  музыкальные занятия будущий  композитор начал поздно, но успел  поучиться у таких корифеев Московской консерватории, как В.И. Сафонов, А.С. Аренский, СИ. Танеев. Окончил же Гречанинов Петербургскую консерваторию в возрасте 29 лет у Н.А. Римского-Корсакова.

Жизнь Гречанинова была долгой, и судьба его не раз делала крутые повороты. С 1896 г. он вновь стал жить в Москве. Композитор написал музыку к знаменитым спектаклям Художественного театра “Царь Федор Иоаннович”, “Смерть Иоанна Грозного”. Наибольший успех у публики и критики имела его музыка к сказке А.Н. Островского “Снегурочка”, где Гречанинов с честью выдержал невольное сравнение с опусами П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Тогда же началась его педагогическая карьера как учителя музыки. Гречанинов работал в музыкальных школах, в том числе в школе Гнесиных. Среди его сочинений появляются детские пьесы и детские оперы: “Елочкин дом”, “Теремок”, “Кот, петух и лиса”. В 1903 г. на сцене Большого театра прозвучала опера “Добрыня Никитич”, весьма понравившаяся публике. Стали популярными романсы Гречанинова на стихи Пушкина, Тютчева, Блока, Вяч. Иванова... Постепенно он вошел в число известных московских композиторов. Самой яркой и значительной областью творчества Гречанинова была церковная музыка. Среди его духовных сочинений четыре литургии, Всенощное бдение, шесть месс, цикл “Страстная Седмица”, кантаты, мотеты, арии, псалмы.

Позднее появились хоры “Воскликните Господеви” и “Волною морскою”. Летом 1902 г. была написана “Литургия св. Иоанна Златоуста” № 2. Исполненная в концерте духовной музыки в зале Дворянского собрания, она имела большой успех.

Вершиной  духовной музыки Гречанинова является литургический цикл “Страстная Седмица” (1912), состоящий из тринадцати частей, созданных на тексты песнопений Страстной недели (от понедельника до субботы). Тексты объединены идеей “предожидания” великого праздника Пасхи. В музыке сочинения сплелись интонации древнерусских распевов с колоритом, рожденным под влиянием экстатической образности и утонченного лиризма искусства “серебряного века”. Кульминацией цикла стал его монументальный финал.

Хоровая музыка была естественной творческой стихией Гречанинова. И все же, написав две литургии, “Страстную Седмицу”, Всенощную, сложные хоры, в то числе “Внуши, Боже, молитву мою” (слайд № 7), он, по его собственным словам, исчерпал технические средства, какие мог дать хор a capella. Ему захотелось расширить выразительные возможности церковной музыки, соединить человеческий голос со звучанием оркестра.

Первым  из таких произведений, ознаменовавших поворот к инструментализму в  церковной музыке, был псалом в  сопровождении симфонического оркестра. Позднее композитор дополнил псалом другими хорами, составив таким образом кантату “Хвалите Бога”, с большим успехом исполненную в 1915 г. в Москве и Петербурге. С этого сочинения начинается новый этап в творчестве Гречанинова, этап, который можно было бы назвать “музыкальным экуменизмом”1.

Композитор  никогда не относился к числу музыкантов, замыкавшихся на чисто творческих проблемах. Политические события февраля 1917 г. чрезвычайно его взволновали. Весть о Февральской революции и конце монархического режима Гречанинов, как и большая часть российской интеллигенции воспринял с энтузиазмом. Творческим откликом на эти события стал “Гимн Свободной России”, написанный Гречаниновым. Первую поэтическую строчку композитор взял из стихотворения Ф.К. Сологуба, а весь остальной текст по его просьбе сочинил К.Д. Бальмонт.

Одним из замечательных сочинений Гречанинова  является “Демественная литургия”, написанная в том же 1917 г. для голоса с клавишным инструментом. Древнее  название “демественная” означает здесь  “домашняя”. Рождение “Демественной  литургии” было связано с идеей создания церковной музыки для домашнего музицирования, а в широком смысле - идеей приобщения народа “к настоящему высокому искусству”.

Композитор  сочинял эту литургию осенью 1917 г., в страшные дни восстания в  Москве. “Горьковатость музыки "аллилуйя" в запричастном стихе, не соответствующая, может быть, значению этого слова, и объясняется ужасными переживаниями, связанными с этой эпохой”, - писал Гречанинов. И далее: “Большевики победили. Начинается жизнь нищенская, полная всевозможных лишений. Жизнью даже назвать нельзя период тогдашнего нашего злосчастного существования”.

В 1925 г. Гречанинов эмигрировал из России. Разрыв с Родиной был болезненным; в его письме 1930 г. композитор признавался: “Временами у меня тоска невыносимая  по Родине, по близким; кажется, бросил бы все и, несмотря ни на какие благоразумные соображения, прикатил бы в Москву” 

Исторический  словарь - Гречанинов Александр Тихонович 

(13101864, Москва - 411956, Нью-Йорк) - композитор  Из семьи мелкого торговца  Музыке обучался в Московской консерватории (1881-90: среди педагогов СТанеев, ААренский, ВСафонов) и в Петербургской консерватории (189 Q-93, класс композиции НРимского-Корсакова) С 1896 жил в Москве Сотрудничал с Художественным театром (муз к спектаклям «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» АТолстого, «Снегурочка» АОстровского) С 1903 - заместитель председателя Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете; с того же года - педагог Музыкальной школы сестер Гнесиных Г начал свой творческий путь как один из представителей поздней формации петербургской школы Дебютировал в Петербурге в 1894 Первой симфонией, написанной под сильным влиянием Римского-Корсакова В той же стилистике выдержаны его первая опера «Добрыня Никитич», поставленная в Москве Большим театром в 1903 (либретто автора по мотивам русских былин; в гл партии выступал ФШаляпин), Вторая симфония, ранние романсы, хоры и тд Продолжением традиций петербургской композиторской школы являлась также многолетняя деятельность Г по обработке песен разных народов России (русские, украинские, белорусские, татарские, башкирские и тд), собранные в экспедициях Музыкально-этнографической комиссии Со 2-й половины 1890-х Г обратился к сочинению духовной музыки, составляющей наиболее ценную часть наследия композитора В русский период своей жизни он, вместе с АКастальским, являлся крупнейшим представителем тн «нового направления» в духовно-музыкальном творчестве, прежде всего его московской ветви - «школы Синодального училища» Это движение, возродившее русскую духовную музыку после застоя, продолжавшегося почти целое столетие, ставило своей целью, с одной стороны, возвращение к древним и традиционным церковным роспевам, а с другой - современное истолкование этих роспевов (обработка или свободное творчество на основе исконно русского интонационного материала) В своей статье «Несколько слов о «духе» церковных песнопений», опубликованной в газете «Московские ведомости» в 1900 и вызвавшей большую дискуссию в церковно-певческих кругах, Г писал: «Если музыка точно соответствует содержанию текста, то через это самое она уже будет «в духе» Иногда бранят церковную музыку, называя ее оперной, но ведь это не упрек, так как в опере можно слышать нередко музыку, весьма подходящую для церкви, например, в «Парсифале» или «Борисе Годунове» или же в «Хованщине», и наоборот, в церквах исполняется зачастую музыка, место которой в каком-нибудь увеселительном заведении» В другом выступлении на ту же тему Г развивал концепцию церковного искусства как самого демократического, призванного художественно просвещать народ: «Единственное место, где народ и по сие время еще имеет общение с настоящим чистым искусством, есть церковь Но произойдет развитие народного вкуса только тогда, когда будет изгнана из нашей церкви всякая ремесленность, а вместо нее водворится искусная работа тонких мастеров» (Хоровое и регентское дело, 1909, № 1) В «русский период» Г создано: три литургии (из них Третья, «Демественная» - в первой редакции для голоса соло и фортепиано), Всенощное бдение, цикл «Страстная Седмица» и несколько опусов отдельных духовных хоров, среди которых особой известностью пользовались хоры ор 19 «Воскликните Господеви» и «Волною морскою»; они вошли в репертуар прославленного Синодального хора и многократно исполнялись им в концертах в России и за рубежом Сенсационный успех имела также часть «Символ веры» из Второй литургии; в частности, на императора Николая II это «Верую» произвело такое впечатление, что автору была назначена пожизненная пенсия, а Придворной капелле было приказано исполнять сочинение за службой каждое воскресенье В художественном отношении вершиной духовно-музыкального творчества Г дореволюционного периода является хоровой цикл «Страстная Седмица» - литургическое музыкальное действо на канонические тексты, относящиеся к разным службам предпасхальной недели Оригинальное сочетание архаического с современным, древних роспевов с утонченным лиризмом, глубоко почвенного колорита с экстатической напряженностью чувств делает «Страстную Седмицу» очень ярким образцом религиозных исканий Серебряного века В конце 1900-х - начале 1910-х Г пережил увлечение модерном, что отразилось в его второй опере, «Сестре Беатрисе» по ММетерлинку (поставлена в 1912 в Москве Оперой СЗимина), а также в камерно-инструментальных сочинениях и вокальных циклах на стихи ШБодлера и русских поэтов-символистов В 19 10-х Г пришел к идее нового типа духовной музыки на церковно-славянские тексты для голоса соло и хора с инструментами, Как известно, введение интрументов в церковную службу православной традицией строго запрещено Таким образом, речь шла о жанре концертной духовной музыки, хотя одно время композитор допускал возможность исполнения таких сочинений за службой и даже выступал с подобным предложением на заседаниях Церковного Собора 1917-18, В дореволюционный период в этом жанре Г, созданы: кантата «Хвалите Бога» (1915, 2-я ред - 1932), концертная ария для альта с оркестром «Благослови, душе моя, Господа», полиелей «Хвалите имя Господне» для альта, струнного оркестра, арфы и органа и «Демественная литургия» (1917, 2-я ред с хором - 1926; из этой редакции наиболее известна часть «Сугубая ектения», записанная на пластинку Шаляпиным) Г сначала восторженно принял революцию 1905 (сочинил «Похоронный марш» памяти НБаумана), а потом Февральскую революцию (совм с КБальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью «Гимн Свободной России») В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь концертамилекциями, преподаванием и тд С помощью друзей ему удалось в 1922 совершить концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицей ТМакухиной В 1925 в возрасте 60 лет Г, покинул Россию, До 1939 жил в Париже, с 1940-в Нью-Йорке За рубежом он вел активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных жанрах, преподавал игру на фортепиано и пение (в основном давал частные уроки, сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по заказам западных и русских зарубежных издательств (особенно в области музыки для детей), сохранял связи с концертными организациями и издательствами в СССР Наиболее эффективным средством заработка стали для него концертные поездки в США, которые начались с 1929, по предложению известной русской певицы НКошиц В зарубежный период Г были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая), несколько сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера «Женитьба» по Н,Гоголю (не редакция незаконченного одноименного сочинения ММусоргского, как часто полагают, а вполне самостоятельное произведение) Наибольшую известность, особенно в США, принесла Г, его духовная музыка Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья В 1930-е - 1940-е им были созданы: монументальная Missa oecumenica («Вселенская месса») для солистов, хора, оркестра и органа, 4 малые мессы для хора с органом, 6 мотетов для того же состава все на латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты: Четвертая литургия для хора a cappella по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты Все эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера «Вселенской мессы» состоялась в Бостоне под управлением СКусевицкого, премьера одной из малых месс - в парижском соборе Notre Dame С успехом прошла в США и премьера Пятой симфонии под управлением ЛСтоковского В России духовная музыка Г зарубежного периода, как и др его произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляет собой весьма любопытный образец «музыкального экуменизма» - сочетание русских церковных мотивов с католическими формами мессы и мотета и даже с формами синагогального пения (в диптихе псалмов) В 1943 возобновились прерванные во 2-й половине 1930-х связи Г с Россией: в 1943 он передал в Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра «К Победе», осенью 1944 в Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые произведения Г, были изданы в СССР, исполнялись по радио и тд В эти же годы композитор закончил и издал на свои средства автобиографию - книгу «Моя жизнь» (Нью-Йорк, 1951, на рус, яз) Г скончался в возрасте 91 года Его архив передан в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива - в Музее музыкальной культуры имМГлинки 
 

Алекса́ндр Ти́хонович Гречани́нов (13 (25) октября 1864, Калуга — 3 января 1956, Нью-Йорк) — русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. В стилистическом отношении – поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки».

Краткая биография

Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения.

«Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные здоровые песни, а  сентиментальные мещанские романсы  вроде «Над серебряной рекой, на златом песочке» или «Под вечер осенью ненастной». У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, «дьячил», как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился еще дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса...»

Только  будучи уже молодым человеком  семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где  проучился ещё девять лет. По классу фортепиано – у Николая Кашкина, по классу контрапункта – сначала  у Лароша и Губерта, а затем – у Сергея Танеева, который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».

В 1890 году Гречанинов закончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора – и для продолжения обучения композиции – переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. За три года учения у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось и в число «любимых учеников» он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение перед своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную «холодность и дистанцию» и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым профессором. Пожалуй, это в конечном счёте и явилось одной из причин возвращения в Москву. Закончив в 1893 году Петербургскую Консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова экзаменационной кантатой «Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, а позднее руководил детским хором в частной школе Т.Л.Беркман.

«В те годы Гречанинов был невзрачным молодым  человеком с наружностью вроде  причётника или дьячка, с козлиной бородкой и залепленным чёрным пластырем  глазом (он в раннем отрочестве потерял один глаз, но о причинах никогда не говорил...»

 

Гречанинов, тридцатилетний 

Как один из верных учеников Римского-Корсакова  и последователей традиционной русской  школы (так называемой «Могучей кучки»), Гречанинов был замечен кружком  лесопромышленника и мецената Беляева. Первые его опусы («Пять романсов» и струнный квартет g-dur) выходят в Лейпцигском издательстве Беляева, а квартет в 1894 году отмечается премией петербургского общества камерной музыки (тоже беляевского). В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя, Римского-Корсакова и Чайковского, сочинениями которого он был сильно увлечён с детства. Впрочем, в консерваторских кругах его недолюбливали. Профессора Московской консерватории сходились на том, что он не просто не слишком талантлив и «туговат» в музыке, но ещё у него и нет «никакого своего слова». Это отношение усугублялось также и свойствами характера: Гречанинов за себя стоял жёстко и неумолимо и постоянно вступал в споры в профессорами, чем всех раздражал.

«Вообще он поздно начал заниматься музыкой; семнадцати лет он только впервые  стал чувствовать к ней тяготение, и в обеих консерваториях он был  «перестарком» лет на десять старше своих сверстников по классам. Он на меня производил впечатление человека очень застенчивого, робкого и в общем «не из того круга», из которого обычно формировалась консерваторская молодёжь. Но я уже тогда заметил, что скромностью он не болел и имел очень высокое мнение о своём даровании. Музыка давалась ему нелегко, путём огромных усилий и оттого он ценил в себе то, что несмотря на препятствия всё-таки овладел ею. Он был очень упорный и чрезвычайно трудолюбивый человек, не лишённый порой педантичности и «дотошности».

Информация о работе Творчество А.Т.Гречанинова