Творчество Андрея Рублева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:13, творческая работа

Описание

Хронологические данные дошедшие до нашего времени о жизни и творчестве Андрея Рублева крайне бедны, и во многом противоречат друг другу, но тем не менее время жизни Андрея Рублева с переломным временем в борьбе за освобождение русского народа от татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С именем Андрея Рублева связано возникновение художественного направления на многие десятилетия определившего развитие русской живописи. Точная дата и место рождения его нам неизвестна, но большинство исследователей считают, что родился он в средней полосе России, примерно в 1360 году, и до 1405 года принял монашество с именем Андрей.

Содержание

Основная часть……………………………………………………………………3
1 Творчество Андрея Рублева…….. ……………………………………………3

Работа состоит из  1 файл

14____.doc

— 63.50 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Новосибирский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Материальная и духовная культура России

Тема

Творчество Андрея Рублева

Фамилия студента

Дементьева

Имя студента

Ольга

Отчество студента

Леонидовна

№ контракта

06014100701002


 

Содержание

Основная часть……………………………………………………………………3

1 Творчество Андрея Рублева…….. ……………………………………………3

Основная часть

1 Творчество Андрея Рублева

         Хронологические  данные дошедшие до нашего времени о жизни и творчестве Андрея Рублева крайне бедны, и во многом противоречат друг другу, но тем не менее время жизни Андрея Рублева с переломным временем в борьбе за освобождение русского народа от татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С именем Андрея Рублева связано возникновение художественного направления на многие десятилетия определившего развитие русской живописи. Точная дата и место рождения его нам неизвестна, но большинство исследователей считают, что родился он в средней полосе России, примерно в 1360 году, и до 1405 года принял монашество с именем Андрей.

Самые ранние сведения о  художнике восходят к московской Троицкой летописи. Среди событий 1405 года говоритсяя, что в эту весну расписана церковь каменная святого благовещения на князя великого дворе... а мастера были  Прохор старец с Городца, Феофан иконник Грек, да чернец Андрей Рублев. Упоминание имени мастера последним, согласно тем традициям, означало, что он является младшим в артели. Но наряду с этим участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Великого князя Василия Дмитриевича, старшего сына легендарного Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного авторитетного мастера. Молодым человеком он, возможно, слышал рассказы о победе, русскими над татарами, так называемые "Повести о Мамаевом побоище", в которых звучали отголоски "Слова о полку Игореве", самого поэтичного из древнерусских поэтических людей. Правда, победа на Куликовом поле не сразу сломила силы татар, но она подняла силы в русских людях, и  развеяла уверенность в непобедимости татарского войска, пробудила страну от векового оцепенения. В то далекое время ход исторических событий вел к неминуемому концу Византии. Центр православия должен был переместится на русские земли. Но цельной Руси не существовало, ее земли поделили между собой Орда, Польша, Литва. Жизнь Руси была мучительно тяжелой. От стабильного разбоя , чинимого набегами многих врагов, можно было укрыться  в монастырях, в одиноких пустынях. К концу 15 века они получают широкое распространение; множество людей покидают обжитые места, уходят в леса и начинают новую жизнь в нужде и лишениях. Они стремятся в уединении к внутреннему совершенствованию и сосредоточенности. Но в отличие от отшельников востока,  прославленных кистью Феофана, в русских чернецах 15 века никогда не угасало стремление к практической деятельности, они умели собирать вокруг своих келий людей,  с топором пробиваться сквозь чащу леса, вести неутомимую трудовую жизнь. В ход этих событий захватило почти всю среднюю Россию и стремительно перекинулось на север. Источником его был Троице-Сергиев монастырь близ Москвы. Возможно, что здесь свои молодые годы провел Андрей Рублев. 

В укладе Троицкого монастыря  продолжительно сохранялась первоначальная простота.  В церкви совершали службу, писали на бересте, храмы устанавливали из дерева. Жизнь обитателей его была наполнена упорным, равномерным трудом, кто книги пишет, кто ими учится, кто кельи строит, одни воду носят и дрова в хлебню и поварню, другие хлеб и варево готовят. Эта жизнь Сергиевой обители должна была оказать глубокое воздействие на  характер  художника. Рублев вспоминал советы своих учителей – хранить прежде всего голубиную простоту, ценить ее выше прежней мудрости. Есть все причины думать, что в кругу Рублева были известны и пользовались почетом византийские писатели, хранившие традиции древнегреческой философии. Некоторые из их трудов переводились в то время на русский язык. В них проскальзывала мысль, что в искусстве все имеет иносказательный смысл, и для того, чтобы достоверно отображать объекты умственного созерцания, вместо эмпирических “теней вещей” показывать натуральную их природу, живописец  должен был стать наблюдателем, если только  он не хотел оставаться ремесленником, подражающим чужие образцы. Ему предстояло вернуть потерянное естественное состояние - гармонию чувств, чистоту и ясность ума. На известно очень мало достоверного о первых шагах художественного развития Рублева. Но есть причины предполагать, что именно он в свои ранние годы украшал евангелие Христово Благовещенского собора, и в частности, воплотил в жизнь миниатюру - изображение символа евангелиста Матфея в образе ангела.  свои ранние годы украшал евангелие Христово Благовещенского собора, и в частности, воплотил в жизнь миниатюру - изображение символа евангелиста Матфея в образе ангела.

Для современников Андрея Рублева Страшный Суд был естественным завершением всей истории человечества. В скором наступлении его никто не сомневался, в том, что ждет людей в час светопреставления, Византийцы рисовали гнев судии яркими красками, разрабатывали тему сурового возмездия, подчеркивали назидательный смысл судилища. В русских сказаниях больше выступают примирительные нотки, упование на милость судии, ожидание блаженства праведников. Соответственно этому роспись Рублева пронизана духом бодрости и радости. Сами картины адских мучений, видимо, слабо его занимали, зато им красочно представлены сонмы праведников, славящих создателя, трогательно упавшие перед престолом прародители стройные восседающие по сторонам от судии апостолы, праведники и святители, которых апостолы сопровождают в рай, наконец, грациозные ангелы, возвещающие трубным гласом о приходе торжественного часа. У Андрея Рублева фигуры необыкновенно воздушны, легки, почти невесомы, они то плавно парят,  то порывисто идут, то стремительно возносятся. Рублев красиво связал свои группы и фигуры с круглящимися сводами древнего собора. Покрытые его живописью стены свободно уносятся вверх, столбы расступаются, и арки, повторяясь в очертаниях фигур, начинают мелодично звучать. Умение связать единым, эмоциональным звучанием большие многофигурные группы  собирает одну из особенностей  композиционного дара Андрея Рублева. Но безусловно вершиной в искусстве художника является Троица, икона из иконостаса Троицкого собора Сергиева монастыря, ныне находящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого духа), воспринималась как некий символ мира, символ духовного единства, времени согласия, взаимной любви,  готовность принести себя в жертву ради всеобщего блага. Сергий Радонежский основал в близи от Москвы монастырь с главным храмом во имя Троицы, твердо веруя, что взиранием на святую Троицу побеждается страх перед ненавистной рознью мира сего.  В двадцатых годах пятнадцатого века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенного над его гробом. В этот состав иконостаса вошла и икона "Троица", как высокочтимый храмовый образ. Вся та жизнь, которой проникнуты линии, образы, формы, "Троицы", звучит и в ее ярких сочетаниях. Здесь есть и цветовые контрасты, и равновесие частей, и выделение центра,  и дополнительные цвета, уводящие глаз от ярких красок к мерцанию золота, и над всем этим сияние спокойного, как солнечное небо, чистого голубца. Помимо названных работ, целый ряд несохранившихся икон упоминается в различных источниках. Несколько дошедших до нас памятников связывает с именем Андрея Рублёва устное предание. Наконец, в ряде произведений авторство Рублёва определяется по стилистическим аналогиям. Но даже в тех случаях, когда причастность Рублёва к работе над памятником документально подтверждена, выделить принадлежащие его руке произведения очень трудно, поскольку создавались они сообща большой группой мастеров под руководством Андрея Рублёва и Даниила Черного.

Приобщившись в четырнадцатом веке в силу исторических условий  к византийскому искусству так называемого палеологовского стиля, оказавшего воздействие на культуру множества стран восточноевропейского мира, московские мастера изучив его отдельные элементы и приемы, сумели победить византийское наследие. Отказываясь от аскетизма и суровости византийских образов, их отвлеченности, Андрей Рублев, освоил однако , их античную основу и предварял ее в своем искусстве. Андрею Рублеву удалось заполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени, единением русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием. Творчество Андрея Рублева как мастера, в развитии древнерусской живописи знаменует следующую, более зрелую ступень по сравнению с искусством Феофана и современных ему новгородских мастеров. Искусство Рублева это прежде всего искусство глубоких чувств,  высоких мыслей, огромного духовного содержания.

Академик  Д.С. Лихачев  подметил, что национальные идеалы русского народа глубже всего выражены в творениях двух его гениев – Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве четче всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об безупречной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Творчество Андрея Рублева