Театр в первое послевоенное десятилетие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание

Однако победа не означала, что можно перевести дух. Многие города лежали в развалинах; многие села и деревни были выжжены дотла; многие фабрики, заводы, коммуникации разрушены. Война унесла миллионы жизней, и стране не хватало рабочих рук. Стремясь в кратчайшие сроки достигнуть довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, партия руководила восстановительными работами небывалого масштаба.

Содержание

Введение…………………………………………………………… ……3
Глава I. Выбор репертуара……………………………………………....4
МХАТ……………………………………………………………...6
Малый театр……………………………………………………….7
Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина ……8
Судьба театров…………………………………………………….-
Глава II. Возвращение к лучшим классическим произведениям
М. Горького………………………….…………………………………....11
Глава III. Оживление в области искусства....…………………………....12
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

театр в первое десятилетие.docx

— 37.23 Кб (Скачать документ)

Традиции романтически возвышенного искусства развивает и художественный театр Латвийской ССР свой постановкой  сказочной пьесы Яниса Райниса  «Огонь и ночь»(1947).

Иное стилевое направление  представляют спектакли Театра им. Ермоловой, который возглавлял в  эти годы А. М. Лобанов. В январе 1945 года ермоловцы ставят пьесу Л.А. Малюгина «Старые друзья». В этой пьесе нет захватывающего сюжета, острого конфликта, эффектных положений. Лобанов сумел передать на сцене  тонкую, лирическую атмосферу «Старых  друзей», раскрыть поэтичность и  юмор пьесы. Своей искренностью и  задушевностью пьеса Малюгина полюбилась зрителям всех возрастов и обошла сцены большинства театров страны.

Поэтические, лирические наполненные  раздумьями о жизни современников спектакли Театра им. Ермоловой – «Счастье» П.В. Павленко, «Люди с чистой совестью» П. П. Вершигоры, «Далеко от Сталинграда» А.А. Сурова – выдвинули этот коллектив в авангард советского сценического искусства.

Вдумчивым, ищущим режиссером проявляет себя Г.А. Товстоногов. В 1951 году он ставит в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола спектакль  о Юлиусе Фучике - «Дорогой бессмертия». Этот спектакль воспринимался как  взволнованная драматичная исповедь замечательного чешского патриота, борца  за счастье народа.

Едва ли не все театры страны обращаются к пьесе К.М.Симонова «русский вопрос», в которой боевая злободневность и острая публицистичность неотделимы от художественной выпуклости и яркости. Эта пьеса - взволнованный  рассказ об американском журналисте Гарри Смите, который хочет, но не может сказать правду о Советской стране и миролюбии ее народа. Ему затыкает рот газетный магнат Макферсон, вокруг него сжимается кольцо безработицы, нищеты. У него отбирают дом, от него уходит жена. Но Смит не сломлен, он решает до конца бороться за правду.

Интересные и разные образы Гарри Смита представали перед  зрителями. Черты писателя бойца  подчеркивал в своем герое  М.Ф. Астангов (Театр им. Евг. Вахтангова), умным и ироничным был Смит Р.Я. Плятта (Театр им. Моссовета), публицистический пафос Смита, его протест акцентировал М.И Царев (Малый театр), в свойственной ему мягкой манере играл эту роль А. А. Палевин( Театр им. Ленинского комсомола).

Среди интересных спектаклей тех лет можно назвать постановки «Степь широкая» Н.Г. Винникова на сцене Центрального театра Советской Армии, «Жизнь в цвету» А.П. Довженко в Ленинградском театре драмы им. Пушкина, «В одном городе» А.В. Софронова в Театре им. Моссовета, «Глина и фарфор» А. Григулиса в Латышском академическом театре драмы, «Поют жаворонки» К.К. Крапивы в Белорусском театре им. Я. Купалы, «Утро Востока» Э. Мамедханлы в Азербайджанском театре им. Азизбекова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Возвращение к  лучшим классическим произведениям  М. Горького.

Очень важное значение для  углубления и развития реализма в  сценическом искусстве тех лет  имело обращение театров к  драматургии  Горького, к лучшим классическим произведениям.

В послевоенные годы советский  театр поднимается на новую степень  в освоении горьковского наследия. Театры стремятся расширить круг произведений Горького, идущих на сцене. Ярославский театр им. Ф. Волкова  в 1953 г. первым поставил незавершенную  пьесу Горького «Сомов и другие». Вслед за тем ее ставит Театр им. Моссовета.  Другую неоконченную горьковскую пьесу – «Яков Богомолов»- показали Новосибирский театр «Красный факел», Центральный театр Советской Армии и другие коллективы. В репертуаре появляется целый ряд инсценировок прозаических произведений Горького: «Трое» (Театр им. Моссовета), «Фома Гордеев» (Театр им. Евг. Вахтангова), «Клим Самгин» (Ташкентский русский драматический театр).

То, что в 30-е годы было завоевано вахтанговским театром («Егор Булычев») и МХАТом(«Враги»), получает широкое распространение  и развитие, обогащается новым  творческим опытом.

Философская углубленность, утверждение гуманистического начала в произведениях Горького позволяет театрам добиваться значительных удач в раскрытии самых сложных пьес Горького – «Старик» и «Фальшивая монета». В 1945 году «Старик» был поставлен Таировым в Камерном театре.

Новые грани, новые стороны  находят режиссеры, актеры и в  тех горьковских пьесах, которые  ставились ранее. «На дне» в Саратовском  театре им. К. Маркса, «Мещане» в Рязанском  областном драматическом театре, «Дети солнца» в Киевском театре им. Леси Украинки.

Но даже на таком ярком  фоне выделяется как высшее достижение горьковского театра тех лет постановка «Вассы Железновой» Малым театром (1952г., режиссеры К. А. Зубов и Е.П. Велихов). Образ Вассы – большая творческая победа В.Н. Пашенной, как бы итог ее сценической жизни.

В постановке комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения» режиссура  Художественного театра (М.Н.Кедров, Н.Н.Литовцева, П.В. Лесли) блеснула искусством создания спектакля, в котором все элементы находятся в гармоническом единстве, каждый образ, каждая деталь имеют свое неповторимое место, составляя художественное целое. В основе спектакля лежало столкновение двух начал – народного и барского. Талантливо и ярко играли роли трех мужиков, приехавших в город покупать у барина землю, А.Н. Грибов, А.В. Жильцов и В.В. Грибков.

По всеобщему признанию  «Плоды просвещения» являются лучшей постановкой классики на сцене МХАТ в послевоенные годы.

Глава 3.

Оживление в области  искусства.

7 апреля 1952 года в газете  правда появилась редакционная  статья «Преодолеть отставание  драматургии», в которой резкой  критике подвергалась «теория»  бесконфликтности. Статья отмечала, что сатира оказалась в загоне, что литература и искусство  должны смело показывать жизненные  противоречия и конфликты, пользоваться  оружием критики для воспитания  трудящихся. Лишь с 1953 года начинается  постепенное оживление в области  искусства, пробуждение творческих исканий. Появляются сатирические комедии – «Раки» Сергея Михалкова, «Не называя фамилий» Василия Минко, «Извините, пожалуйста!» («Камни в печени») Андрея Макаенка. Театры возвращаются, наконец, к разящей сатире Владимира Маяковского. Причем инициатива принадлежит Псковскому театру, поставившему «Баню». Вслед за ним эту же комедию показал Московский театр сатиры(режиссеры Н.В. Петров, В.Н. Плучек, С. И. Юткевич).Достигнутое в работе над «Баней» было развито Театром сатиры в спектакле «Клоп»(1955), поставленном еще более зрелищно, красочно и изобретательно.

Оживление сценического искусства  сказывается и в том, что режиссеры  более смело и ново подходят к  произведениям русской и западной классики. Нарушая сложившиеся каноны, Н.П. Охлопков ставит в 1953году «Грозу» А.Н.Островского как романтическую трагедию.

Театры активнее обращаются к Шекспиру, причем к самым сложным  его творениям, ища в них ответа на волнующие вопросы времени. Рождается  новая концепция образа Гамлета, которая получает воплощение в ряде спектаклей. «Если в 30-40-е годы была тенденция перетолковать Шекспира, показав Гамлета, сильным человеком, почти не знавшим сомнений…то  спектакли 50-х годов знаменуют возрождение сложности и двойственности характера героя, его колебаний и сомнений, и Гамлет, не теряя черт борца за справедливость, все больше раскрывается как человек, столкнувшийся с трагизмом жизни…» - писал А.А. Аникст.

В таком духе и трактовал  Н.П. Охлопков «Гамлета» в своей  постановке на сцене Театра имени  Маяковского, подчеркивая трагическое  одиночество честного, доброго и  умного человека в окружающем его  порочном, лживом, преступном мире.

Строго и просто поставлен  «Гамлет» на сцене Узбекского театра им. Хазмы.  И сам Гамлет в исполнении Алима Ходжаева удивительно прост, без театральных метаний, эффектных  порывов и поз.

Сдержанностью, простотой  отличалось исполнение роли Отелло артистом Северо-Осетинского театра В.В.Тхапсаевым.

Н.П. Акимов, один из самых  своеобразных режиссеров и театральных  художников, обладающий острым чувством сценической формы, создает в эти годы два значительных спектакля. Он ставит никогда до этого не шедшую на советской сцене пьесу М.Е. Салтыкова-Щедрина «Тени»(1953) и комедию А.В.Сухово-Кобылина «Дело» (1955), почти забытую театрами.

Подъем общественной жизни  находит свое отражение и в  современной драматургии. Появляются пьесы острые, смелые, не боящиеся касаться реальных противоречий, болезненных  явлений действительности.

Широкое распространение  получает пьеса А.П. Штейна «Персональное  дело», герой которой честный  коммунист Хлебников невинно оклеветан и исключен из партии. Восстановление доброго имени Хлебникова и разоблачение опытного клеветника Полудина являлось отражением той огромной работы по восстановлению ленинских норм жизни, которую начала в эти годы партия.

В 1954 году появляется пьеса  В. Розова « В добрый час!», поставленная в Центральном детском театре молодым режиссером А. Эфросом. Скромное, традиционное по художественным приемам произведение Розова неожиданно для многих оказалось свидетельством знаменательных перемен, происходивших жизни народа, в жизни искусства.

 

 

Заключение.

Театры послевоенной поры искали и обретали самобытность, прокладывали новые пути, утверждали свою эстетику. Процесс этот в каждом театре проходил по-разному и зависел от многих причин общего и частного характера. Трудно он протекал в коллективах давно сложившихся, обремененных устоявшимися, в чем-то устаревшими традициями,- в Малом театре, в Ленинградском театре им. Пушкина, хотя они обладали огромным и далеко еще не использованным богатством актерских сил.

Процесс приобщения советской  сцены к современной

1945-1955 годы в истории  советского театра были периодом  глубокой внутренней перестройки.  Наследуя лучшие традиции отечественной  сцены, театр активно сближался  с современностью, был открыт  правде жизни, с которой знакомила  зрителей новая советская драматургия.  Одновременно театр обращался  к прошлому, не просто воскрешая,  но заново прочитывая лучшие  страницы русской мировой классики. На многих сценах начиналось  развитие различных самостоятельных стилей и направлений, подхваченных театром 60-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

     Список литературы.

  1. История русского советского драматического театра 1946-1980-е годы. Под общей ред. Ю.А. Дмитриева. Москва, 1987.
  2. Советский театр. Пути развития. Г. А. Хайченко. Москва, 1982.
  3. Бояджиев Г.Н. Поэзия театра. Москва, 1960.
  4. Анастасьев А.Н. Театр и время. Москва, 1985.
  5. Потопав В. Заметки о ленинградских спектак лях. Москва, 1946.

 


Информация о работе Театр в первое послевоенное десятилетие