Специфика, традиционные художественные принципы, единство утилитарного и художественного назначения изделий художественного ремесла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:24, реферат

Описание

Каждый знает, что для повседневных нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные хохломские миски, стеклянные бокалы, а не серебряные кубки, пластмассовый или металлический портсигар, а не сигаретницу, расписанную федоскинскими миниатюристами. И тем не менее деревянная миска с хохломской росписью, серебряные изделия кубачинских мастеров, шкатулки, расписанные федоскинскими или палехскими миниатюристами, могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол или общественный интерьер.

Содержание

Введение 3
Художественные ремесла и их сущность 3
Специфика художественных ремесла как отраслей специализации 4
Утилитарное и художественное назначение ремесел 6
Композиция в декоративно-прикладном искусстве

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Тамбовское областное  государственное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж»

 

 

Реферат

по  теории и истории  традиционного прикладного искусства

на тему:

«Специфика, традиционные художественные принципы,

единство утилитарного и художественного назначения

изделий художественного ремесла»

 

 

 

Выполнила студентка

Группы ДП-51

Кобзева Ксения

Научный руководитель

Никулина О.П.

Тамбов 2010

Содержание

Введение                                                                                                                  3

Художественные ремесла и их сущность                                                             3

Специфика художественных ремесла как отраслей специализации                  4

Утилитарное и художественное назначение ремесел                                          6

Композиция  в декоративно-прикладном искусстве                                             9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый знает, что для  повседневных нужд мы сегодня охотнее  употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные хохломские миски, стеклянные бокалы, а не серебряные кубки, пластмассовый или металлический портсигар, а не сигаретницу, расписанную федоскинскими миниатюристами. И тем не менее деревянная миска с хохломской росписью, серебряные изделия кубачинских мастеров, шкатулки, расписанные федоскинскими или палехскими миниатюристами, могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол или общественный интерьер. Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.

Художественные ремесла и их сущность

Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.     Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.     Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он.         Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера - одна из характерных черт народных художественных промыслов.      Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга.   Действительно, народные художественные промыслы, признаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего. Правда, с точки зрения своих утилитарных и духовных задач традиционное народное искусство было явлением значительно более широким, играло в жизни общества несравненно большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функционировало. Культуротворческое значение современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба. 

Специфика художественных ремесла как отраслей специализации

Говоря о современных художественных промыслах, нужно упомянуть об основных традициях народного изобразительного искусства, которые должны быть максимально закреплены в художественных производствах. Остановимся на характеристике этих традиций, определяющих специфику художественных промыслов как отраслей специализации.      Естественной функцией народных художественных промыслов является выпуск утилитарно-художественной продукции, то есть бытовых изделий, художественно оформленных. Некоторое время назад широко распространилось мнение о том, что художественным промыслам надлежит отказаться от своей предметной первоосновы, перейти к выпуску собственно декоративных изделий. Истоки такой позиции заключались в массовом изготовлении и распространении фабричных предметов быта, монотонность которых должна была бы разрушаться, облагораживаться изделиями промыслов, обладающих повышенными декоративными качествами. На практике это привело к тому, что наряду с безликими машинными предметами обихода, в нашем быту появилось множество художественного «мусора» - безделушек, ни о чем не говорящих сувениров, ни к чему не приложимых полудекоративных, полустанковых произведений. Это скоро стало истинной проблемой культуры быта, с одной стороны, и проблемой промыслов - с другой. Теперь очевидна правота тех специалистов, которые настаивали на необходимости сохранения утилитарного характера выпускаемой промыслами продукции.       Другая, не менее противоречащая традициям народного искусства оплошность заключалась в усиленном поиске путей осовременивания образного языка выпускаемых промыслами изделий. Такая постановка вопроса должна быть раз и навсегда признана абсурдной, ибо все то ценное, что мы наследуем от народного изобразительного искусства, приходит к нам в виде конкретной художественной традиции, ассортимента, формы, декора произведений, сохранять и органично развивать которые промыслы обязаны в первую очередь.         Специфическая особенность продукции народных художественных промыслов заключается в том, что для ее изготовления используются традиционные природные материалы. Никакие иные изделия, создаваемые сегодня, не дают современному обществу столь реальной возможности конкретного общения с природными материалами. Это высоко ценимо в современной культуре. Как уже отмечалось, природные материалы отпускаются современному человеку достаточно скупо, это требует от мастеров особого умения пользоваться ими, выявлять их красоту.    Эстетика материала познается мастерами в их конкретной будничной практике, в процессе изготовления изделий. Здесь не требуются какие-либо специальные формы обучения: свойства и возможности материала ощущаются рукой, воспринимаются глазом, пробуждая в душе мастера желание творить. С проблемой оптимального использования природных материалов неразрывно связан вопрос о сохранении в деятельности промыслов традиционных художественно-ремесленных приемов, лежащих в основе творческого труда мастеров.         Ручной творческий труд народного мастера естественно сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Вне разумного использования ручного творческого труда невозможно само существование народных художественных промыслов. Отказ от рукотворного создания предметов быта означает практически прекращение основной традиции народного искусства. В этом и заключается специфика художественных промыслов.             Несмотря на современную механизацию труда, художественные промыслы все же сохранили свою особенность, что и выделяет их среди прочих промышленных производств.

  Утилитарное и художественное назначение ремесел

Человек издавна  стремился украсить свое жилище и  все, с чем ему приходилось  сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота  и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывавшие поэтическое представление мастера об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий и выразительный орнамент. Обычный ковш в руках резчика принимал красивую и удобную форму утицы, а охлупень, венчавший крышу крестьянской избы, скульптурно обрабатывался в виде крутогрудого коня.   Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений.. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. Оттого каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук.           Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.            Как уже отмечалось, красота и польза неотделимы, они органично сливаются в каждом подлинном произведении декоративно-прикладного искусства. Представьте себе, что мастер, желая сделать красивой чайную чашку из фарфора, украсил ее ажурным прорезным орнаментом. Разумеется, пить из такой чашки не только неудобно, но и невозможно, ведь достаточно ее наклонить, как чай тут же хлынет из прорезных проемов. Это один из  характерных примеров, когда бездумное украшательство приводит к подобным курьезам.           При изготовлении любого предмета мастер уделяет большое внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета практического назначения изделия. Не задумывались ли вы над тем, почему обычный молочный кувшин всегда имеет широкую горловину, в то время как у других сосудов, предназначенных для кваса, меда или пива, горлышки чаще всего узкие? Секрет, оказывается, прост. Молоко, в отличие от других жидкостей, образует на стенках кувшина нерастворимые осадки. Удалить их можно только механическим воздействием, то есть мыть стенки молочных сосудов нужно обязательно с помощью тряпки или мочалки. Значит, горловина у них должна быть такой, чтобы в нее свободно проходила рука человека. И это должен учитывать гончар, формующий кувшин для молока. Всякое уменьшение диаметра горловины ведет к тому, что сосуд нельзя будет использовать по прямому назначению.      Большое значение имеет декоративная отделка изделий, которая не только усиливает выразительность формы. Например, глазурование улучшает внешний вид гончарной посуды, делая ее более привлекательной. Одновременно керамическая посуда становится влагонепроницаемой и гигиеничной.          Художник-прикладник должен уметь видеть тончайшие оттенки цвета в различных материалах, так же как их видит живописец в природе. Скромная древесина сосны или березы может быть не менее привлекательна, чем более эффектная древесина грецкого ореха или красного дерева. Надо только умело выявить скрытую красоту этих материалов и найти им такое применение, где все их достоинства могут раскрыться с лучшей стороны. Даже самый простой естественный материал всегда лучше, чем грубая подделка под более дорогой. Антихудожественно и безвкусно будет выглядеть деревянное изделие, раскрашенное масляными красками «под орех». Бесконечным разнообразием отличаются окраска и рисунок широко распространенных камней. Даже обычный кремень поражает богатством тончайших цветовых оттенков, не говоря уже о поделочных камнях, цветовое разнообразие которых безгранично. Множество цветовых оттенков различают мастера-косторезы в таком, казалось бы, ахроматическом материале, как кость. Известен особый вид инкрустации, в которой из тонких пластинок, имеющих самую разнообразную естественную окраску, выкладывают многоцветную композицию. А металл! Положите рядом латунный, медный и стальной листы. Медь имеет красный цвет, латунь — желтый, а сталь? Приглядитесь к стали внимательнее, сравните ее с медью и латунью, и вы, конечно, заметите, что она отливает чуть голубоватым или зеленоватым цветом. Если металлурги делят металлы на цветные и черные, то для художников все металлы цветные. Это хорошо знают инкрустаторы, гармонично сочетая вставки из различных металлов, подобранных по цветовому признаку, например в насечке по дереву.     В произведениях декоративно-прикладного искусства большое значение имеет также фактура материала. Одни материалы, такие, как кость и рог, требуют обязательной полировки. В других предпочтительна матовая поверхность. Довольно часто декоративная выразительность достигается контрастным противопоставлением матовых и блестящих поверхностей. Например, в среднеазиатской резьбе ислими полируют только выступающие элементы орнамента, оставляя матовым фон. Народные мастера хорошо знают и тонко чувствуют материал, в процессе работы немедленно реагируя на малейшие изменения его свойств. Изучение приемов художественной обработки различных материалов, выработанных на протяжении многих столетий народными художниками, может быть настоящей школой для современных мастеров. 

Композиция в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладным искусством называют «искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т. д.  К области декоративно-прикладного искусства относятся художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и  скульптурно-декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т. п.».

В декоративно-прикладном искусстве используются разнообразные  материалы. К ним, в частности, относятся дерево, кость, металл, стекло, ткани, а в последнее время стали применяться и различные виды пластмассы.

Общие композиционные законы изобразительного искусства действуют и в декоративно-прикладном искусстве, которое разумеется, имеет свою специфику и вытекающие из нее особенности композиции.

Первая и главная особенность декоративно-прикладного искусства содержится в самом названии — это искусство носит прикладной характер. В отличие от станковых произведений произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействии с окружающей обстановкой (взаимосвязь изделия с интерьером, одного предмета с другим или с другими, например, скульптура в интерьере, посуда в сервизе и т. д.).   Материальная основа декоративно-прикладного искусства (ткань, металл, дерево и т. д.) накладывает отпечаток и на композицию. В нее часто включаются орнамент, различного рода узоры на тканях, в кружевах, на подносах, ложках, игрушках. В орнаментике может быть использован любой предмет в упрощенном, нередко плоскостном виде. Условность в декоративно-прикладном искусстве проявляется и в трактовке цвета. Допускается покрытие цветом без светотени, бликов, рефлексов. Кроме того, цветовая условность связана с мерой насыщенности и количеством красок, ярких, интенсивных или же, напротив, блеклых (многие произведения декоративно-прикладного искусства характеризуются сочетанием насыщенных цветов).         Естественно, упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции. Как это проявляется конкретно, показывают произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в различных материалах. Прежде всего следует сказать о разделении предметов декоративно-прикладного искусства на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними.   К первой группе относятся такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета.    Предметы преимущественно декоративного назначения, относящиеся ко второй группе, допускают гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств.        К промежуточным между декоративно-прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые тесно увязаны с архитектурной средой, но могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения.     Особенности композиции декоративно-прикладного искусства во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала. Замечательными свойствами обладает древесина. Дерево можно резать, пилить, рубить, строгать, сверлить, обрабатывать на станке, склеивать, прессовать, распаривать. Благодаря упругости и вязкости дерева в нем хорошо удерживаются гвозди, шурупы. Покрытие олифами и лаками делают его водонепроницаемым. Все  эти  качества дерева не  только являются чисто конструкционными, механическими, но и таят в себе возможности художественно-декоративные, архитектонические, формообразующие и композиционные.        Например, в конструкции северной крестьянской избы механические свойства дерева сочетаются с декоративным ее оформлением. В конструкции нет ни одной детали, которая не была бы осмыслена и с точки зрения художественной. Скажем, для предохранения от влаги торцы слег, несущих кровлю, закрыты причелиной, которая выполняет двойную функцию — утилитарную и эстетическую (украшена резьбой).    Особенность композиционно-художественного оформления предмета через его конструкцию и материал наглядно проявляется и в мебели. Дерево здесь также выполняет конструктивно-утилитарную и эстетическую функцию в их целостном виде. В конструктивно-декоративном решении изделий из дерева используются различные композиционные приемы. Например, композиция росписи или резьбы на дверце шкафа, как правило, симметрична с явно выраженным центром и периферией. На предметах, сделанных из одного куска дерева, композиция росписи или неглубокой резьбы может подчеркивать целостность формы, связь конструкции и декора. Из свойств дерева как пластического материала и способа его художественной обработки вытекают особенности композиции. Пластические свойства дерева отражаются и в конструкции предмета, и в трактовке деталей.        Следовательно, особенность композиции в декоративно-прикладном искусстве обусловливается органической связью свойств материала, назначения предмета, его декора и формы. При этом форма предмета как бы воспроизводит естественную пластику куска дерева и в то же время учитывает целевое назначение вещи. Композиция декора (будь это роспись или резьба, как правило, орнаментального характера) проявляет себя либо через ясное выделение центра среди периферийных элементов, либо через ритмичное чередование элементов узора в виде фриза, либо через сплошное покрытие поверхности при свободной игре пятен или раппортном размещении элементов узора. Пластические свойства дерева многообразны. Это позволяет создавать композиции, используя приемы столярной обработки дерева.        Текстура, цвет, фактура — эти свойства дерева можно назвать, пожалуй, в полной мере художественными, значит, влияющими на композиционное решение. Вместе с тем художественные качества дерева, связанные с природным происхождением, во многом зависят от характера распила. Так, распил к центру кряжа по радиусу или диаметру дает спокойный рисунок годичных слоев. Распил по хорде выявляет более сложную конфигурацию текстуры. Совершенно неожиданные рисунки образуют полуторцовые и торцовые срезы.       Рисунок текстуры и цвет древесины можно усилить или ослабить с помощью различных протрав, красителей, лаков и т. д. Цвет и текстура древесных пород настолько разнообразны, что перед художником словно лежит палитра с безграничными возможностями. Задача мастера, работающего в дереве, — наиболее полно раскрыть красоту текстуры и цвета древесины, стремясь как можно меньше прибегать к подсобным средствам создания художественной композиции.       Важным и очень интересным разделом декоративно-прикладного искусства является декоративная скульптура, выполняемая в самых различных материалах. Для нее свойственна зависимость композиционного решения от материальной основы.        Чтобы успешно работать в области декоративной пластики (называемой нередко скульптурой малых форм), художник должен тщательно изучить свойства и эстетические качества различных материалов (дерева, кости, керамики, металла, камня и т. д.).     О композиции скульптуры из кости будет сказано несколько позже. О свойствах дерева, оказывающих влияние на композицию, уже говорилось. Остается добавить следующее. Поскольку художнику нужно считаться с естественной формой дерева, композиция декоративной скульптуры должна вписываться в натуральный кусок дерева целиком, без приклейки деталей, нарушающих ритмический узор годовых колец.    В причудливых формах дерева художник может увидеть очертания, напоминающие фигуры людей или животных, застывших в необычных позах. Угадывая в этих случайных природных формах (корневищах, извивах куска ствола с ветками) образное начало, художник, удалив лишнее, может усилить почти уже готовый образ. При этом соавтором композиции будет сама природа, подчиняющая резец художника естественному материалу. Главное же композиционное решение уже заложенное в природе, находит художник.           Подлинно творческая работа скульптора начинается с момента создания собственной композиции. Конечно, необходимо при этом помнить принципиальную разницу между резьбой по дереву (или камню) и лепкой из глины. Исполняя композицию в глине, скульптор прибавляет, наращивает массу. Переводя эту же композицию в твердый материал (дерево или камень), он, наоборот, удаляет лишние части, как бы освобождая из материала заключенную в нем скульптуру.

Компонуя произведение, предназначенное для перевода в твердый материал (дерево, камень, кость), художник старается максимально сохранить целостный вид массы, пластической формы. Следовательно, в декоративной скульптуре действует закон целостности.     Керамика по сравнению с камнем, костью, деревом позволяет детальнее прорабатывать форму, активнее выражать движения.    Закономерности композиции в керамической пластике те же, что и в декоративной скульптуре, выполненной в других материалах.    Художественная обработка кости требует лаконичности композиции, в которой контрастируют пластически обобщенные крупные массы и  ювелирно отработанные характерные детали. Это сочетание придает произведениям из кости очень красивый декоративный силуэт.    В художественной обработке кости считается нецелесообразным сильное уменьшение элементов композиции. Это связано с нарушением ясности восприятия изображаемого. Рельеф в изделиях из кости строится от первого плана, лежащего на поверхности, к более глубоким. «Забвение этого правила может привести к утрате глубинности пространства композиции и к утрате пластической выразительности рельефа. Общий композиционный строй будущего произведения должен быть гармоничным, а переходы одних элементов изображения в другие пластически оправданными».  В ажурной резьбе по кости не  рекомендуется делать большие отверстия, так как они нарушают общий композиционный строй, расчленяют композицию на части, что противоречит закону целостности. В меру лаконичное изображение из кости или на кости должно усиливать выразительность образа.        Металл, богатейший по своим техническим свойствам и художественным качествам материал, издавна используется в ювелирном деле для изготовления всевозможных предметов быта, оружия, архитектурно-декоративных деталей, в декоративно-прикладном творчестве. Металл можно ковать, чеканить, вытягивать в нити, выгибать из него ажурную конструкцию. Ценным художественным качеством металлов и их сплавов, так же как и дерева, является их цветовое многообразие. При создании произведений декоративно-прикладного искусства металл часто выступает в сочетании с эмалью, цветными драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклом, деревом и другими материалами. В художественной обработке металла также следует придерживаться основного принципа декоративно-прикладного искусства — согласованности эстетического с утилитарным.         Что касается специфических сторон композиции из металла, то следует сказать о стремлении художника добиться впечатления изящества, легкости изделия, при его большой тяжести. Это стремление видно, к примеру, и в кованых светцах XVIII века, и в литых чугунных решетках для садов и парков. Легкость такого рода достигается плавностью линий, ажурностью конструкций, заставляющих зрителя забыть о тяжести металла.    Искусство стекла, будучи одним из видов декоративно-прикладного искусства, исходит из функционального характера изделия и свойств этого хрупкого материала. Безусловно, высокая степень мастерства изготовления предметов из стекла — необходимое условие для создания подлинных произведений искусства, несущих в себе эстетическое содержание наряду с утилитарным назначением. В композиции изделий из стекла нередко сказывается относительная ограниченность их традиционных форм, широко распространенных в быту человека. Но и в этот однородный ассортимент вещей с канонической композицией настоящий художник может внести что-то новое, неповторимое. И все же радикальное обновление композиционных форм — не частое явление в искусстве стекла. Это, очевидно, связано со сложностью технологии производства стекла, ограничивающей новаторские замыслы художника. Трудности техники и необходимость преодоления «сопротивления материала» могут привести к известной потере творческого импульса автора композиции.      И тем не менее чехословацкие мастера своим искусством доказывают, что в стекле таятся огромные возможности для творчества.    Миниатюрная живопись на папье-маше и роспись по металлу, в отличие от стекла, предоставляют художнику гораздо больше свободы в области композиционного творчества. Этим видам искусства доступно любое содержание: исторические, бытовые, сказочные сюжеты, пейзаж, портрет. Естественно, миниатюрная живопись строится по законам композиции, общим для изобразительного искусства. Вместе с тем следует отметить специфику этого жанра, носящего прикладной, утилитарный характер. Художник-миниатюрист всегда должен считаться с формой предмета, его назначением и в связи с этим компоновать миниатюру и орнаментику в пределах данной поверхности. В зависимости от особенностей формы расписываемого предмета применяются специфические приемы композиции, которые заключаются в допущении некоторых отступлений от строгих правил линейной и воздушной перспективы: пространственные планы сближаются, фигуры и предметы располагаются преимущественно вдоль поверхности, подчиняясь орнаментальным ритмам; контрастные сопоставления локальных цветов усиливают звучание красок; все элементы как правило, обобщаются по силуэту при соблюдении меры этого обобщения, что придает целостность композиции.            В федоскинской миниатюре главную роль играет сюжет и предметность его выражения. В композициях преобладает объемное, пластическое понимание формы, близкое реалистической станковой живописи. Федоскинские мастера вписывают миниатюру в бархатно-черную глубину и одновременно вводят черный цвет лаковой поверхности самой шкатулки в рамки изобразительного поля.      В отличие от федоскинской живописи палехская миниатюра строится как бы расплескиванием отдельных частей композиции по черной поверхности изделия. Однако между этими отдельными частями существует смысловая, логическая связь, объединяющая различные моменты какого-либо события или ряд разновременных действий в одной композиции. Таким образом имитируется движение во времени. Палехские мастера умеют показывать движение и через динамичные жесты и позы персонажей. При этом контрастное сочетание ярких красок акцентируют золотые и серебряные блики, «пробелы» и «движки», подчеркивающие отрывистыми штрихами самые светлые, выступающие части изображаемого предмета.  В противоположность палехской мстерская миниатюра представляет собой композиционно целостное панно, изображающее многоплановый пейзаж, на фоне которого развиваются события. Панно, словно вмонтированное в крышку изделия, обрамляется полоской золотого орнамента.            В композиционный строй миниатюрной живописи Холуя вводится черный цвет шкатулки, как и в палехской росписи. Но мастера Холуя не пользуются широко известной палехской золотой штраффировкой в предметном изображении. В холуйской миниатюре большое место занимает пейзаж, трактуемый более декоративно, чем  в  мстерской росписи, с  контрастами света и  тени.        Жостовская кистевая роспись по металлическим лакированным подносам с изображениями цветочных букетов, венков, гирлянд обладает устойчивыми формами композиции, по-своему оригинальным художественным языком. Композиция жостовской росписи представляет собой мотив, вписываемый в определенный формат подноса (прямоугольный, овальный, круглый). Когда изобразительный мотив композиции разработан, художник мелом наносит на черную поверхность подноса общие контуры, стремясь избегать повторения линий, форм, размеров. Продумывая композицию, мастер росписи решает целый ряд вопросов, касающихся цветовых контрастов, силуэта букета цветов с листьями, ритма элементов, соотношения изображения и фона, больших и малых форм.            Целостность композиции жостовских подносов достигается определением центральной оси  изображения, а  также ритмом рисунка, который получается в процессе вращения подноса при росписи. При этом, словно само собой, возникает ритм элементов, движение кисти сообщает упругость линиям, превращающимся в цветы и листья, лепестки и бутоны.  «Жостовской росписи присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным цветом лакового фона. Вместе с тем «открытые» цвета всегда сгармонированы друг с другом в едином колорите, то холодном, в котором преобладают синие и изумрудные тона, то жарком, с преобладанием пламенеющих красных и оранжевых тонов». В жостовской живописи используются также и другие цвета для фона (красные, синие, зеленые, белые), и соответственно меняется все цветовое решение композиции.   

Информация о работе Специфика, традиционные художественные принципы, единство утилитарного и художественного назначения изделий художественного ремесла