Специфика народного орнамента русских

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:27, реферат

Описание

Орнамент в жизни народа никогда не являлся самоцелью: он всегда и во всём был связан с тем предметом, который должен был украсить. Его применение чрезвычайно широко, почти безгранично. Орнамент встречается повсюду: на наружных и внутренних стенах зданий, на мебели и посуде, на декоративных и носильных тканях, вышивках, кружевах, на металлических изделиях и т.д.

Если при создании орнамента на металле, дереве, камне, майолике и ткани материал до некоторой степени дисциплинировал фантазию художника, то в стенной росписи и на страницах рукописных книг его фантазия ограничивалась только размером отведённого для украшения пространства.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………2
2.Орнамент в книгах:
1.Особенности книжного орнамента……………………………….4
2.Чудовищный орнамент…………………………………………….5
3.Орнамент печатных книг………………………………………….7
4.Гравюры…………………………………………………………….8
5.Миниатюры………………………………………………………..10
6. Орнамент грамот…………………………………………………..11
3.Резьба по дереву:
1.Геометрическая резьба……………………………………………...13
2.Ажурная резьба……………………………………………………...14
3.Художественная резьба……………………………………………..14
4. Заключение……………………………………………………………….16

6. Используемая литература………………………………………………..18

7. Иллюстрации……………………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

орнамент.doc

— 595.00 Кб (Скачать документ)

Краски разнообразны и живы; золото — не редкость. Заставки и инициалы лучших рукописей прекрасно сохранились до нашего времени и производят отличное впечатление.  

В русских рукописях XVII в. орнамент XVI в. получает дальнейшее развитие с значительным разнообразием в деталях. Если мы возьмем богатые орнаментацией рукописи половины XVII в. и поздние, то увидим много нового. Мелкие цветы внутри заставок XVI в. заменены более крупными цветами, листьями, ягодами, в изящных плетениях и гирляндах, в стиле западно-европейского возрождения. Мелкие цветы сверху заставок превращены или в три букета из цветов и листьев (иногда в вазах), с более крупным букетом по середине, или в три какие-нибудь фигуры. “Цветки” при заставках переделаны в бордюр из цветов и листьев, занимающий правое поле страницы с верху до низу. В соответствие с ним под текстом помещен новый бордюр. Одни инициалы состоят из тех же элементов, которые находятся в заставках.

Инициалы более  простые, обыкновенной формы, имеют  более длинный и кудрявый завиток, чем прежде, иногда из цветов и листьев.  

Гравюры.

Так как работа над сложным орнаментом была под  силу лишь немногим и стоила дорого, то в конце XVII в. в Москве появляются гравюры на меди, разной работы, для  употребления в качестве начальных  листов в рукописях; вероятно, они  продавались по недорогой цене. Писцу стоило только вписать в рамку гравюры нужный текст, чтобы орнаментированный начальный лист был готов. Гравюр для рукописей в лист мало, но не мене двух; гравюр же для рукописей в четвертку — около 20, различающихся друг от друга как деталями орнамента, так особенно медальонами внутри заставок (одни медальоны — с изображением Христа, другие — Богородицы, третьи — Распятия, четвертые — Блоговещения и т.д.). Большая часть изготовлены одним гравером — Вас. Андреевым; они отличной работы. Из них гравюра в лист находится, между прочим, в Хрисмологионе 1693 г., а гравюра в четвертку — в Слове Игнатия Корсакова 1687 г. ; употребление этих гравюр в рукописях приходится на последние 15 лет XVII в. и первое десятилетие XVIII в.

Если мы возьмем рукописи половины XVII в. и позднее с более простым орнаментом, то, между прочим, в них встретим подражания печатным заставкам, иногда близкие к этим последним, иногда представляющие дальнейшее их развитие (листья более крупны и сами заставки более высоки), исполненные то чернилами, то киноварью. Между черными или киноварными инициалами мы найдем такие, которых завитки тянутся длинными узорами возле текста, по левому полю страницы. Они переходят в ХVIII в. и обычны в старообрядческих поморских книгах.  

Об орнаменте  тех немногих рукописей второй половины ХVII в., которые изготовлены или  по царскому приказу, или для поднесения царю и особам его семейства, в  виду его своеобразности и разнообразия, мы затрудняемся говорить. Краски русского орнамента XVII в. разнообразны и живы; золото встречается часто. Они по большей части сохранились хорошо и производят отличное впечатление.  

Юго-западно-русские  рукописи XVI в., вообще бедные орнаментацией (из них датированных очень мало), обыкновенно сохраняют византийский геометрический орнамент. Многие (южно-русские) очень близки к рукописям молдавского происхождения; в некоторых (тоже южно-русских) встречаются инициалы значительной величины, исполненные чернилами и киноварью, близкие к узловатым инициалам XV в., но более богатые орнаментацией.  

Одна южно-русская  рукопись — Пересопницкое Ев. 1561 г. (написанное на Волыни) имеет особенные  инициалы: они представляют подражание инициалам западно-европейских и  юго-эападно-русских печатных книг (буква заключена как бы в футляр той или другой окраски). В южно-русских рукописях XVII в., вообще также 6едных орнаментациею, заставки нередко заключают в себе изображения Христа, Святых и т.п., а первые страницы представляют подражания тем рамкам с изображениями святых, которые обычны в южно-русских печатных книгах XVII века.

В них также, как в северно-русских рукописях, встречаются гравированные начальные  листы (а иногда и гравированные  заглавные листы). Старшие из них  относятся к началу XVII в. и напечатаны, по-видимому, в Киеве. Их известно мало. Один гравированный начальный лист можно видеть в Печерском Патерике с южно-русским полууставом нач. XVII в.: это — небольшая гравюра на дереве, грубой работы; она дает заставку с изображением свв. Антония и Феодосия Печерских, в медальоне, поддерживаемом двумя ангелами. Младшие исполнены в конце XVII в. Ряд гравированных заглавных и начальпых листов (специально сделаннпых для Ирмолоя), плохой работы, находится в южно-русском Ирмолое 1695 г. (Уваров.).  

 Миниатюры.

Кроме орнамента, южно-славянские и русские рукописи имеют миниатюры, иллюстрации к  тексту, отчасти заимствованные целиком  из греческих рукописей (в книге  Козмы Индикоплова, в Псалтыри, вероятно, в Хронографе Георгия Амартола), отчасти составленные славянскими иллюстраторами. Если не считать изображений апостолов в евангелиях, царя Давида в псалтырях и т.п. и иметь в виду только иллюстрированные рукописи в собственном смысле этого слова, то их окажется не мало. Южно-славянских иллюстрированных рукописей XIV в. известно не менее четырех (Евангелие 1356 г., две Псалтыри и Хронограф Манассии); русских того же столетия не менее пяти (Киевская Псалтырь 1397 г., Хлудовская Псалтырь, новгородская, Евангелие Музея кн. Чарторыского, Сильвестровский Сборник, Хронограф Амартола).

  Миниатюры  в рукописях до XVI в. занимают  немного места. Обыкновенно они  находятся или на полях (в  псалтырях), или внутри текста, в  связи с последним. В конце  XVI и в первой половине XVII в.  они увеличиваются на счет текста, и в листовой рукописи иллюстрированной Царственной книги помещаются на большей части страницы. Во второй половине ХVП в. они занимают уже целую страницу, так что относящийся к ним текст находится уже на соседней странице (когда рукопись раскрыта). Любопытно сравнить два иллюстрированных списка Жития Николая Чудотворца, один первой половины ХVП в., другой второй половины того же века, вклад царя Алексея Михайловича в Николо-Угрешский монастырь. Они имеют один и тот же текст, одни и те же миниатюры, но расположение текста и миниатюр различно. В первом из них текст и миниатюра к нему помещаются на одной странице; во втором текст находится на левой странице раскрытой рукописи, а миниатюра рядом на правой. Впрочем, есть иллюстрированные рукописи конца XVII в. со старым расположением текста и миниатюр.

Многие рукописи XVII в., особенно второй половины этого  столетия и начала XVIII в., по преимуществу северно-русские, имеют наклеенные заставки, вырезанные из русских и  южно-славянских печатных книг, заглавные листы (без середины, где помещается заглавие) и миниатюры из южно-русских, польских и западпо-европейских печатных книг. Например, Зерцало духовное 1658 г. имеет гравированный заглавный лист, вырезанный из какой-то книги киевской печати, середина которого — для написания нового заглавия — вклеена новая. В Геометрии в переводе первой половины XVII в. заглавный лист вырезан из латинского оригинала — английского издания 1625 г., середина которого также вклеена новая; в список Хроники М. Бельского XVII в. вклеены вырезанные из польского издания мелкие гравюры, иллюстрирующие текст и т.п.  

 Орнамент грамот.

Древние грамоты  не имеют орнамента.

Грамоты болгарских царей XIII — XIV вв., сербских кралей XIV в. и молдаво-валашских воевод, и  то наиболее важные, имеют лишь инициал большой величины и подпись крупною (высокою и узкою) вязью.

Грамоты литовских  великих князей XVI в., по образцу грамот западно-европейских государей, имеют  инициалы очень большой величины, более или менее украшенные узорами.

Грамоты московских великих князей и царей XV и XVI в. обходятся без орнамента. Лишь во второй половине XVI в., вероятно, под влиянием запада, наиболее важные из них (адресованные к иностранным государям, жалованные) начинают писаться с большим инициалом, более или менее украшенным. В XVII в. наиболее важные царские грамоты имеют уже особый вид. Их инициалы более или менее украшены узорами (“травами”); чем важнее грамота, тем крупнее инициал, богаче его раскраска, обильнее золото и хитрее узоры. Самые важные имеют так называемые “цветки” и бордюры из цветов на полях.

Из таких грамот нам известны две: 1) жалованная грамота  царя Михаила Федоровича знаменитому  Минину 1625 г. и 2) жалованная грамота  царей Иоанна и Петра Г. Д. Строганову 1692 г., обе в виде широких столбцов, из отличного пергамена. Первая имеет, кроме огромного золотого инициала, — “цветок” и цветочный бордюр на полях; поля второй украшены бордюром на золотом фоне из цветов, птиц и арабесков, между которыми пoмещены государственные гербы. Над подобными грамотами работали лучшие царские живописцы и золотописцы и получали за труд значительное по тому времени вознаграждение.

Только одна древняя грамота имеет миниатюру. Это — жалованная грамота рязанского князя Олега Богородицкому монастырю  около 1360 г. Перед ее текстом нарисованы в красках лики: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила и изображение игумена монастыря Арсения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Резьба  по дереву.

Геометрическая  резьба по дереву.

      Геометрическая  резьба по дереву - один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций. Главный инструмент резчика резец со скошенным концом, так называемый «косячок».

Геометрическая  резьба подразделяется на две основные разновидности: трехгранно-выемчатая  резьба и ногтевидная (или скобчатая).

В основе первой лежит заглубленная внутрь трехгранная  пирамидка, из которой формируются  разнообразные орнаменты. Ногтевидная резьба получила свое название от полукруглого углубления «ноготка», наносимого полукруглой стамеской. Сочетания «ноготков» дают более сложные узоры листики, трилистники, глазки.

Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам. Например, один из наиболее распространенных элементов розетка был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал. Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков. Подобные орнаменты украшают изделия западноевропейских ремесленников, мастеров Средней Азии.

В конце 19 века, на гребне волны интереса к народному  искусству, геометрическую резьбу вновь  начинают широко применять в архитектуре, при оформлении мебели и деталей  интерьера. Сегодня геометрическая резьба применяется главным образом при отделке мелких бытовых предметов и в сувенирном производстве. 
 
 

Ажурная резьба по дереву.

      Ажурная (сквозная) резьба по дереву - разновидность  художественной обработки дерева, при  которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы находит широкое распространение, в первую очередь в домовом декоре и домашней утвари.

Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых  предметов и деталей мебели, как правило, используется древесина лиственных пород липы, березы, осины; в архитектуре лиственницы и сосны.

С середины 19 века в России начинает интенсивно использоваться пропильной декор, покрывающий пышные фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы от простейших геометрических форм до изображений людей и животных используется в сельской местности и современными строителями 

Художественная  резьба по дереву.

      Художественная  резьба по дереву была известна с первобытных  времен практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии, все более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.

В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым  материалом. Вследствие относительной  дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов.

В неразрывной  связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорирования утилитарных предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер орнаментации домовой резьбы. Ткацкие станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл.

Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка куклы, фигурки, лошадки, упряжки. Деревянные игрушки изготовлялись  во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась.

Информация о работе Специфика народного орнамента русских