Соборная площадь: и церковь, и молельная, и кладбище, и место казни и плац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:15, реферат

Описание

В самом центре Павлограда на площади в 1845 г. на пожертвования жителей был возведен величественный Свято-Вознесенский Собор, белый с зелеными куполами. Это была каменная трехпрестольная церковь с главным престолом в память Вознесения Господня, южный престол – в честь Покрова Божьей матери, северный – святых апостолов Петра и Павла.

Работа состоит из  1 файл

история моего города.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

Соборная  площадь: и церковь, и молельная, и  кладбище, и место  казни и плац

      В самом центре Павлограда на площади в 1845 г. на пожертвования жителей был возведен величественный Свято-Вознесенский Собор, белый с зелеными куполами. Это была каменная трехпрестольная церковь с главным престолом в память Вознесения Господня, южный престол – в честь Покрова Божьей матери, северный – святых апостолов Петра и Павла. В 1935 г. с Вознесенского Собора сняли колокола, звон которых некогда был слышен на расстоянии 30 км, разграбили церковное имущество. 20 марта 1936 г. храм был взорван. В 1998г. на месте, где стоял взорванный храм, был установлен Памятный крест. 
В повседневной жизни города на Соборной площади живописно располагался базар, а в «царские дни»- дни государственных праздников, площадь приводилась в образцовый порядок и на ней после окончания торжественного богослужения в соборе, устраивался военный парад: роты под гром и раскаты военного духового оркестра 135-го Керчь-Еникольского полка проходили церемониальным маршем перед командиром полка и городским руководством. 
С одной стороны к Соборной площади примыкал «городской бульвар», а с другой – главная улица с находившейся на ней мужской гимназией. А на другой стороне – здание городской управы, построенное в 1904 – 1908 гг. (сейчас это здание почты). Здание трехэтажное, на 1-ом этаже находилась Городская Дума, парикмахерская, музыкальный салон, аптека. На 2-ом этаже был расположен зал для выступления приезжих театральных трупп, проведения балов местного дворянства. В годы советской власти в этом здании помещался УКОМ (уездный комитет) большевистской партии, горсовет, редакция уездной газеты «Плуг и молот». Здесь же помещалась редакция одной из первых на Украине печатной комсомольской газеты «Клич красной молодежи» и молодежного журнала «Юный коммунар». 
В 1920 г. с целью усиления политической работы в прифронтовых районах юга по указанию В.И. Ленина ВЦИК принимает решение послать на Украину агитпоезд «Октябрьская революция» во главе со всероссийским старостой (председателем ВЦИК ) М.И. Калининым. 3 июня 1920 г. Калинин выступал на Соборной площади. В 1960 г. на здании была закреплена мемориальная доска: «Здесь, на городской площади 3 июня 1920 г. на общегородском красноармейском митинге выступал с речью председатель ВЦИК М.И. Калинин». 
В честь Великой Октябрьской Социалистической революции Соборная площадь была переименована в Октябрьскую, а после смерти В. И. Ленина в 1924 г. площадь стали называть площадью Ленина. 
На площади была братская могила красных латышских стрелков, которые преданностью революции и советской власти добыли себе легендарную славу, их по праву называли солдатами Ленинской гвардии. В могиле были похоронены 3 человека: 
1.Вайнян Роберт Петрович – командир 41 стрелковой дивизии, похоронен 15 января 1920 г. 
2. Волгин – комиссар продовольственного отряда. 
3.Соловьев – командир латышского запасного стрелкового полка. 
В 1935 г. могила перенесена на кладбище по ул. Караванченко. 
В годы оккупации Павлоградщины немецко-фашистскими захватчиками на площади стояли виселицы, на которых были повешены партизаны. 
Павлоградцы высоко ценят революционные и боевые заслуги своих дедов и отцов. На площади в 1970 г. был установлен памятник борцам революции и участникам гражданской и Великой Отечественной войн (скульптор С.Кантор, архитектор Крикин). Памятник изготовлен Одесским художественным комбинатом. В 1980 г. на площади был установлен памятник В.И. Ленину к 110-й годовщине со дня рождения. 
В послевоенное мирное время на площади проводились и проводятся различные мероприятия: демонстрации, митинги, парады. 
23 мая 2000 г. депутаты горсовета приняли решение о том, что отныне центральная площадь города будет называться Соборной. Это название восстанавливает историческую справедливость.

Из  истории старого  парка

      Нынешний парк имени 1 Мая – остаток старинной надречковой дубравы, нерукотворный памятник исторического прошлого нашего города. Особого рассвета и великолепия эти места приобрели, когда были дарованы династии Лихачевых. 
Впервые фамилия Лихачевы упоминается в Павлограде с 1838 года: 
«В Павлоград прибыл конной артиллерии поручик Лихачев». И позднее: 
«Помещик Лихачев имел имение в Павлоградском уезде. На скачках была выставлена лошадь полковника Ростислава Лихачева» (1850 год). 
В последующие годы семья Лихачевых разрослась, многие из них активное участие принимали в городском управлении. Особенно необходимо отметить отставного подполковника, камер-юнкера Двора Его Императорского Величества Николая Александровича Лихачева. Родовое имение Лихачевых находилось в районе современного парка им. 1 Мая, Городища и Маврино (на дореволюционных картах оно отмечено как «Лихачевка»). 
В годы Крымской войны, а затем русско-японской в имении был организован госпиталь для раненых и нуждающихся в отдыхе солдат. Сам Николай Александрович многие годы работал гласным в земской управе, почетным мировым судьей, возглавлял уездное земство, являлся членом уездного училищного совета. Его уважали за хозяйственность, а имение считали образцовым. За коллекцию домашних птиц неоднократно Лихачевы награждались на екатеринославских и павлоградских выставках медалями и похвальными грамотами. Известно, что в сентябре 1911 года в Павлограде была устроена отличная сельскохозяйственная выставка, где экспозиция сельскохозяйственных машин и продуктов Н.А. Лихачева была вне конкуренции. 
В марте 1909 года мать Николая Александровича подарила участок земли в 36 десятин дворянству Екатеринославской губернии с условием устроить благотворительное или просветительское учреждение имени ее покойного мужа А.Ф. Лихачева. На этой земле имелся 2-этажный каменный дом (картина А.В Журавлева из фондов музея) и необходимые хозяйственные постройки, часть земли под старым тенистым парком, часть под фруктовым садом, а остальная – пахотная. Предполагалось здесь устроить женскую школу сельского хозяйства, домоводства, огородничества и молочного хозяйства с общежитием. 
К сожалению, о дальнейшей судьбе бывшего имения Лихачевых пока сведений в музее нет. Поисковая работа продолжается. 
Старший научный сотрудник Павлоградского историко-краеведческого музея Губарева Л.Г. 
Журавлев А.В. “Кутозовский парк”. Холст,масло. 1958 год. Из фондов Павлоградського историко-краеведческого музея. 

Церковь Голубицкого (К 110-ой годовщине со Дня  открытия главного храма  Павлограда — кафедрального  собора Нерукотворного Спаса)

 

 

На  сегодняшний день в Павлограде действует 12 храмов, главному из которых - трехпрестольному собору Нерукотворного Спаса - в этом году исполнилось 110 лет. История возведения и жизни кафедрального храма районного центра поистине удивительна. Она не менее интересна, чем весь исторический генезис самого Павлограда, предшествующей ему слободы Матвеевки и всего благочиннического округа. Нынешний главный храм второго кафедрального города Днепропетровской епархии в начале не был кафедрой правящего архиерея, как и не был первым построенным храмом Павлограда. Первые церкви тогдашней государственной военной слободы Матвеевки начали возводить по просьбе ее основателя и смотрителя, отставного запорожского войскового старшины Матвея Хижняковского в 70-х годах XVIII ст. 21 августа 1782 года, по благословительной грамоте Преосвященного архиепископа Никифора (Феотоки), был освящен первый деревянный (хотя вначале планировался каменный) Свято-Покровский храм.

 

Павлоград - духовный центр  Днепропетровщины 

Павлоград с первых дней своего становления и развития являлся духовным центром края. В 1777 году по ходатайству губернатора Василия Алексеевича Черткова в Александровской крепости была открыта особая протопопия - Павлоградская, учреждено самостоятельное Павлоградское духовное правление с протопопом Феодором Тисаревским. Сюда вошли приходы Волководского и Консководского уездов из слобод по рекам Волчьей и Конке, Успенская церковь в крепости Еникольской и Предтеченская - в Керченской. В 1781 году духовное правление из Александровской крепости перенесено в Павлоград. В 1784 году учреждено Екатеринославское наместничество с пятнадцатью уездами, в том числе и Павлоградским. А село Луганка, бывшая государственная воинская слобода Матвеевка, возведена в степень уездного города и наименована Павлоградом. В 1790 году духовное правление из Павлограда было переведено в Самарский монастырь, а в 1793 году - в Новомосковск. В это время в городе и уезде было 22 церкви и 57 священнослужителей. 1798 год стал годом отделения Павлоградского духовного правления от Новомосковского с учреждением в городе Павлограде. 

Первые  каменные храмы города 

В середине XIX столетия в Павлограде возводятся первые каменные храмы. Очень интересна история строительства Свято-Покровского гарнизонного храма, старейшего из храмов на территории города. В середине XIX века он был основан гусарами Павлоградского полка, которые решили построить церковь в благодарность Богу за то, что он сохранил их в боях. Каждый гусар пожертвовал на строительство храма по одному серебряному рублю. На эти деньги и был построен храм, в котором во время службы помещался весь полк. В это же время была построена кладбищенская часовня в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость».

В 1840-1845 годах на пожертвования всех горожан на центральной площади города был построен трехпрестольный Свято-Вознесенский собор с каменной трехъярусной колокольней, который величественно возвышался над городом. В 1877 году на средства купца Галенко при городской тюрьме построен храм с престолом во имя святого апостола Андрея Первозванного. В 1890 году при мужской гимназии тщанием директора Сича на средства учащих, учащихся и некоторых граждан Павлограда построен деревянный Александро-Невский храм с колокольней. В 1896 году на средства жителей Павлограда построена однопрестольная каменная Успенская кладбищенская церковь. Таким образом, до строительства каменного трехпрестольного Спасо-Нерукотворного Образа храма в Павлограде уже насчитывалось шесть православных храмов.

В 1892 году в  уездном центре закладывается еще один духовный центр - храм в честь Нерукотворного Образа, впоследствии ставший кафедральным собором. По свидетельствам старожилов города, закладку камня и освящение места под строительство совершил кронштадтский подвижник, «праведный пастырь истины» святой протоиерей Иоанн Сергиев. 

Инициатор, благотворитель, почетный гражданин 

Сама инициатива возведения очередного величественного храма в главном городе Павлоградского благочиния принадлежала почетному гражданину Павлограда Якову Федоровичу Голубицкому. Он же был и основным благотворителем, вложившим огромные средства в строительство. Но, к большому сожалению, он так и не увидел освящение своего детища - Господь призвал его в Мир Горных Сияний в сентябре 1897 года. Храм построили и торжественно открыли в 1898 году. Собор был каменным и трехпрестольным: главный придел - в память Нерукотворного Образа Спасителя, правый - Благовещения Пресвятой Богородицы, левый - в честь святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

К началу XX века при храме действовала библиотека, насчитывающая 307 книжных тома. Общее количество прихожан к тому времени составляло около двух тысяч человек - 921 мужского пола и 984 женского. В 1904 году при храме для детей были открыты школа грамоты, Городищенская церковно-приходская школа и Александровская церковно-приходская школа. 

Смутное время 

Первая  мировая война и последующий за ней октябрьский переворот, гражданская война превратили жизнь каждого в сущее горе. Павлоград, как и другие города Украины, пожинал «плоды» революции, воин, коллективизации, раскулачивания, голодомора и сталинских репрессий. Красный террор не обошел стороной и Святую Церковь. Казалось, все силы зла были направлены на уничтожение православную веры, которая на протяжении многих веков хранила национально-культурную идентичность, менталитет и политический суверенитет славянского мира. Как же так могло случиться, что целая империя, имевшая глубокую православную веру, вдруг ослепла? Что руководило людьми, отвернувшимися от Христа, разрушившими не только рукотворные храмы, но и свои души?

За  два вторых десятилетия XX века было уничтожено все, что возводилось кропотливыми трудами наших благочестивых предков - почти все храмы Павлограда были закрыты или разрушены. В городе остался только один действующий храм Спасо-Нерукотворного Образа, который после разрушения в 1936 году Вознесенского собора стал главным соборным храмом Павлоградского благочиния и единственным центром духовной жизни жителей пяти близлежащих районов: Павлоградского, Юрьевского, Межевского, Петропавловского и Синельниковского.

Во  время Великой Отечественной войны при бомбардировке города в 1943 году здание собора очень пострадало. Также в это время трагически погиб и настоятель храма протоиерей Симон. Не пощадила величественный храм и «хрущевская оттепель». В 1960 году собор был окончательно закрыт и переоборудован в спортзал с достройкой здания спортивной школы с западной стороны. Строительству «мешали» захоронения основателя храма Якова Голубицкого и его супруги. Вопрос решили однобоко. Надгробия просто разрушили, а останки небрежно перезахоронили на городском кладбище. 

История основателя 

Так бы и предалось забвению имя приснопамятного создателя храма, если бы не бдительность одной из жительницы Павлограда Марии Гавриловны Мацюк. Именно она стала единственной свидетельницей осквернения могил. Она обозначила место перезахоронения, украсив их надгробиями и крестами, а потом постоянно ухаживала за ними. От своей свекрови она услышала следующую историю. Простой человек, Яков Голубицкий, решил заняться торговлей. Испросив у Бога благословения, он дал обещание при успехе дела в благодарность Господу построить храм. Торговые дела Голубицкого пошли с большим успехом, и он стал не только богатым, но и уважаемым в городе человеком - его избирают членом земской управы. Помня свое обещание Богу, Яков Голубицкий выкупил в центре города болотистое место, осушил его и на этом месте построил храм в честь Спасо-Нерукотворного Образа. К сожалению, до первых колокольных звонов Голубицкий не дожил полгода. Похоронен он был у алтарной стены храма, позднее рядом была похоронена его супруга. Эту историю Мария Мацюк поведала духовенству при открытии храма. Священнослужители установили на могилах памятник Голубицким и в поминальные дни всегда совершают заупокойные богослужения, а на алтарной стене - памятную плиту. Память о строителе навечно осталась в названии собора - в народе его именуют «Церковью Голубицкого». 

Возрождение утраченного 

В независимой Украине началось возрождение утраченных святынь. Храм Спасо-Нерукотворного Образа был первым возвращен Церкви в 1991 году. Его настоятелем был назначен протоиерей Валентин Цешковский, нынешний секретарь Днепропетровского епархиального управления. Началась его реставрация, которая была закончена в 1995 году. Вскоре после его открытия, на Сретенье Господне, было совершено великое освящение храма и отслужена первая после 30-летнего перерыва Божественная литургия, которую возглавил архиепископ Днепропетровский и Криворожский Ириней.

Протоиерей Тарас  Потеруха отреставрировал и установил иконостасы в южном и северном приделах храма, посвященных Благовещению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю Чудотворцу. 13 июля 1996 года Днепропетровский Архипастырь освятил в них престолы. В том же году, в связи с решением Священного Синода УПЦ об утверждении в Днепропетровской области двух епархий архиепископ Ириней получил титул «Днепропетровский и Павлоградский», следовательно, собор получил статус кафедрального.

В 1994 году соборной общине было передано двухэтажное здание, расположенное в церковном дворе. В нем оборудовали помещение для крещения, а также разместили библиотеку, канцелярию, классы для занятий воскресной школы, которая была открыта в том же году, просфорную и трапезную. Все ремонтные работы сделали своими руками. В 1999 году начали работу информационный и миссионерский отделы. В 2002 году была закончена роспись храма, а в начале 2003 года городские власти передали здание, находящееся недалеко от собора, которое в 2004 году было отремонтировано и переоборудовано под учебное заведение для детей. Вскоре школа преобразилась в образовательно-просветительский центр, в который входит четырехгодичная воскресная школа во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Многие выпускники павлоградской воскресной школы продолжили свое обучение в духовных учебных заведениях Украины и России, некоторые уже имеют священный сан и трудятся на пастырской ниве христианского просвещения в Днепропетровской епархии и других областях нашего Отечества.

В образовательном центре есть библиотека, насчитывающая более 5000 экземпляров книг, более 100 видеофильмов и аудиокассет с записями проповедей, житий святых для детей, церковных песнопений.

Миссионерская деятельность образовательного центра заключается не только в проведении православных бесед для взрослых с просмотром и обсуждением тематических видеофильмов, но и в чтении лекций православным психологом и в проведении тематических бесед со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами специальных и высших учебных заведений городов Павлограда и Днепропетровска. Серьезным по содержанию и большим по объему участком работы является в соборе деятельность пресс-службы, которой руководит Светлана Степановна Иванова. Это не только сотрудничество с городскими и районными структурами разных направлений и уровней, в том числе и СМИ, но и создание телевизионных передач на местных телестудиях, выпусков новостей на радио «Самара». Под духовной опекой отдела социального служения и благотворительности находятся восемь различных образовательных и медицинских учреждений.

Интересной и полезной находкой стала разработка, выпуск и размещение православной рекламы (стикеров) в городских автобусах и маршрутных такси. С августа 2005 года ежемесячно издается информационная газета «Вестник Павлоградского благочиния». К церковным праздникам и знаменательным датам выпускаются плакаты и календари.

В кафедральном соборе хранятся частицы мощей святых угодников Божьих и копия Чудотворной Почаевской иконы Божьей Матери. Обустроен уголок памяти, где находится «Книга Памяти» с именами погибших шахтеров, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, воинов-интернационалистов, а также «Книга Памяти» погибших в Великой Отечественной войне. Собор принимал все великие святыни, посещавшие нашу епархию. Не менее трех раз в году митрополит Днепропетровский и Павлоградский совершает в соборе архиерейские службы. В праздничные дни в соборе собирается на богослужения до 15 000 человек.На сегодняшний день клир храма насчитывает четыре священнослужителя: настоятель протоиерей Валентин Цешковский, протоиерей Тарас Потеруха, протоиерей Алексей Латохин и диакон Антоний Ольшевский. Благодаря их активной деятельности и живому участию в жизни районного центра утверждается вера в сердцах людей и любовь к Православию. 
 
 
 
 
 
 
 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г. С. СКОВОРОДЫ

 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«ИСТОРИЯ  МОЕГО ГОРОДА» 
 
 
 
 
 

ПОДГОТОВИЛА:

СТУДЕНТКА 21-ГРУППЫ

ФАКУЛЬТЕТА  НАЧАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ

ЖЕЖЕР ВЫКТОРИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ХАРЬКОВ – 2010г.

Информация о работе Соборная площадь: и церковь, и молельная, и кладбище, и место казни и плац