Скульптура Казанского собора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:16, курсовая работа

Описание

Целью этой работы является проанализировать скульптуру Казанского собора. Узнать какая именно она была, какие были предпосылки для её создания. Не мало важно знать, кто именно являлся скульпторами этих скульптур. Из каких материалов отливались эти произведения искусства. Ведь эта тема на данный момент нашей жизни является очень актуальной, потому что миллионы людей, таких как жители и гости Санкт-Петербурга каждый день проходят мимо Казанского собора и уже не представляют его без столь полюбившихся скульптур этот архитектурный памятник. Скульптура отлично дополняет и создаёт торжественность этому собору.

Содержание

Введение …………………………………………………………….…...3
Глава I.Внешняя скульптура Казанского собора….…………………...5
1.1. Бронзовые скульптуры северного фасада..…………………….5
1.2. Рельефы портиков собора ….…………………………………..7
1.3. Флорентийские врата …..……………………………………….9
Глава II. Внутренняя скульптура Казанского собора...……………….11
2.1. Сохранившиеся барельефы ……………………………………11
2.2. Несохранившиеся барельефы …………………………………12
Заключение ……………………………………………………………. 14
Список использованной литературы ………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

казанскиу собор.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

Наличники дверей покрыты  лепным орнаментом. На самих дверях – десять многофигурных барельефов с изображениями сцен, иллюстрирующих события, описанные в Ветхом Завете: «Сотворение мира и грехопадение человека», «Убиение Моисеем египтян и изведение евреев из Египта» и.т.д. На дверных рамах с каждой стороны располагаются по пять барельефов, изображающих события Священной истории. Каждое из десяти изображений окружено барельефами, головками по углам и полными фигурами в середине. Общее число барельефов - 41. Над дверями расположены два бронзовых изображения ангелов работы Екимова. Что касается остальных деталей, то мраморная рама, в которую заключены двери, и карниз на фигурных кронштейнах, завершающий композицию, будучи исполненными, по рисункам Воронихина, имеют с флорентийским прототипом лишь отдаленное сходство. Наиболее удачными скульптурными произведениями, вошедшими в композицию Казанского собора, бесспорно, являются барельефные фризы, помещенные над боковыми проездами наружной колоннады.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Внутренняя скульптура Казанского собора

2.1 Сохранившиеся барельефы

Торжественный и строгий  интерьер храма первоначально включал  разнообразное художественное убранство. Лепка сводов, парусов и купола не дошла до наших дней. Уже в 1814 году она стала осыпаться, и в 1820 году была, частично заменена декоративной росписью. Из всего скульптурного убранства внутренних помещений собора сохранились только два барельефа: «Шествие на Голгофу» (Ф. Ф. Щедрин) - над южным входом и «Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду» (Ж.-Д. Рашетт) - над северным входом. И, несомненно, это — выдающиеся произведения русской скульптуры, имеющие большую самостоятельную художественную ценность.

Щедрин Феодосий Фёдорович родился в 1751 года в Петербурге, а умер там же в 1825 году. Русский скульптор, мастер декоративно-монументальной пластики в стиле классицизма. Брат Семёна Фёдоровича Щедрина. Учился в петербургской Академии Художеств  с 1764 года по 1773 год у Н. Ф. Жилле (пенсионер Академии Художеств  во Флоренции и Риме с 1773 года по 1775 год и в Париже с 1775 года по 1785 год). Академик с 1794 года. Преподавал в петербургской Академии Художеств  с 1794 года; с 1818 года ректор.

О большом барельефе  «Шествие на Голгофу», выполненном Ф.Ф. Щедрином для Казанского собора с 1804 года по 1807 год. Можно сказать так: этот сюжет брали Рафаэль, Микеланджело и другие великие художники, но Щедрин трактовал его совсем по-иному. Заслуга Ф.Ф. Щедрина в том, что он не заимствовал никаких идей у своих предшественников. Всё оригинально в этом барельефе и всё отлично сгруппировано. Никогда ещё эта тема не была претворена в скульптурном произведении, столь сложном по композиции и столь большого масштаба. Около пятидесяти фигур, разнообразных по типам, характерам, внешнему выражению душевных состояний, сильно и метко охарактеризованных, заполняют этот громадный фриз. Ф.Ф. Щедрин создал композицию, отличающуюся многообразием психологических мотивов, исполненную драматизма, не имеющую ничего общего с аллегорической риторикой его эпохи. Патетические мотивы и трагические образы перемежаются с другими, чьё спокойствие или внешняя занимательность сильнее подчёркивают значительность первых. «Шествие на Голгофу» принадлежит к числу тех художественных произведений, столь часто встречающихся в русском искусстве, где жизненная правда сочетается со свободной игрой воображения, произведений, значительных по своей эмоциональной напряжённости и гуманистической направленности.

Интерьер Казанского собора украшали и иностранные мастера. Одним из них был, французский скульптор Жак Доминик Рашетт родился, в 1744 году, а умер в 1809 году. Он окончил Академию художеств в Копенгагене, с 1772 года жил в Гамбурге, откуда в 1779 году выехал в Петербург. В России его ждала блестящая карьера: с 1785 года Рашет – академик, с 1800 года – профессор Российской Академии Художеств. Он так долго прожил в России, что может быть назван русским. Рашетт настолько сблизился с русским обществом, что современники величали его Яковом Ивановичем.

«Взятие Христа воинами  в Гефсиманском саду» воспроизводит момент, когда покинутый всеми Христос схвачен приведенными Иудой воинами в Гефсиманском саду (Вертограде). Выразительна фигура апостола Петра, выхватившего короткий меч и пытающегося защитить своего Учителя. Жак Доминик Рашетт изобразил святого апостола в порывистом движении, которое прекрасно характеризует преданную душу Первоверховного апостола Петра.

2.2 Несохранившиеся барельефы

В ночь на 17 апреля 1814 года обвалилась штукатурка с перекрытия между наружной стеной и колоннадой. Для расследования этого происшествия по распоряжению властей была создана представительная комиссия во главе с Д. Кваренги; в нее вошли видные петербургские зодчие: В. П. Стасов, Л. Руска, Е. Т. Соколов, а также архитектор А. А. Михайлов и «каменных дел мастера» М. Руджи и Д. Руска, работавшие на постройке собора вместе с Воронихиным, которого к этому времени уже не было в живых. Комиссия, осмотрев собор, заключила, что «о прочности здания нет сумнения», а причину катастрофы определила так: «Наружные стены по своей толстоте не высохли совершенно, и сия часть, непосредственно более других вовлекая в себя сырость, должна была отвалиться». Во избежание новых неприятностей решено было заменить всю штукатурку сводов. Вместе с нею были сняты лепные украшения и большинство барельефных композиций. Для облегчения веса новой штукатурки был значительно уменьшен «вынос» карнизов и упрощен их рисунок. Своды собора были расписаны в два тона «под лепку» художником А. Каноппи. Место барельефов заняли плоские изображения, выполненные в той же технике. Одновременно с главного купола была снята украшавшая его раньше многоцветная роспись работы В. К. Шебуева.

Это была первая, но не последняя  переделка внутренних помещений  собора. Уже в 1820 году работа Каноппи  была уничтожена. Фигуры евангелистов под барабаном купола были переписаны в цвете, но характер   остальной   росписи, имитирующей лепку, затем восстановили. Позже еще несколько раз здание подвергалось ремонтам и реставрациям, и при этом в композицию интерьеров непременно вносилось что-нибудь новое. В результате от воронихинского замысла осталась, по существу, лишь композиционная схема да некоторые случайно сохранившиеся детали, вроде мраморного обрамления  «царского места». Лишенный чудесной воронихинскои пластики, интерьер Казанского собора воспринимается сейчас совсем не так, как сразу после окончания строительства; в нем чувствуются излишняя сухость и холодок. И хотя существующая роспись сводов выполнена виртуозно, все же это только имитация, и она бессильна заменить подлинную лепку.

 

 

Заключение

После проведённой исследовательской  работы можно сделать несколько  основных выводов и обобщить их. Казанский собор - шедевр классической архитектуры, выдающееся произведение русского классицизма и блестящий образец синтеза искусств. Снаружи и внутри собор богато украшен скульптурой, которую создавали лучшие российские мастера. Наружные бронзовые скульптуры, выполненные Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским, представляют святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечу и Александра Невского. Они отлиты талантливым мастером Екимовым. Им же отлиты из бронзы северные двери собора, являющиеся точной копией дверей, выполненных скульптором Гиберти для крестильного дома во Флоренции в XV веке. Рельефные скульптурные работы и снаружи, и внутри созданы скульпторами Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Казанский собор явился, по существу, первым в истории русского классицизма сооружением, в котором  воплотилось новое отношение  к проблеме синтеза искусств. В композиции фасадов Казанского собора очень важную роль играют произведения скульптуры. Наиболее значительные из них размещены на северном фасаде, обращенном к Невскому проспекту.

Мощные, суровые изваяния, воспринимаемые зрителем с близкого расстояния, гармонично сочетаются с  монументальной колоннадой. Включение  в число скульптур наряду с  изображениями легендарных персонажей статуй реальных героев русской истории  должно было, по мысли строителей Казанского собора, способствовать усилению национальной, патриотической темы.

К сожалению, замысел  Воронихина был реализован не в полной мере. Зодчий предполагал установить в портиках восемь монументальных бронзовых  статуй и четыре композиции «церковных трофеев». Так же далеко не все скульптуры Казанского собора сохранились. Некоторые пришлось специально убрать. У портиков северной колоннады на сохранившихся пьедесталах были установлены гипсовые статуи архангелов Михаила и Гавриила. Их предполагали исполнить из бронзы, однако в 1827 году фигуры были удалены, и с тех пор пьедесталы пустуют.

Казанский собор уже  невозможно представить без всех этих скульптур. Они прекрасно дополняют  и украшают этот собор. Так как  эти скульптуры составляют убранство Казанского собора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1) Антонов В.В. Архитектурно-художественные  памятники Ленинграда / В.В. Антонов.  – Л. : Искусство, 1982. – 360 с.

2)  Аплаксин А.П.  Казанский собор. Исторические  исследования о соборе и его описание/ А.П. Аплаксин. -  СПб. : Центр ,2001. – 370 с.

3)  Белый И.Г., Коляда  М.И., Лапшин Б.С. Отчет о результатах  технического обследования западного  крыльца Казанского собора. / И.Г.  Белый. – СПБ. : Архив КГИОП, 2001.- 134с.

4)  Булах А.Г., Гавриленко В.В., Борисов И.В., Панова Е.Г. Каменное убранство Петербурга. / А.Г. Булах. – СПБ. : Спб, 2002. – 345 с.

5) Гримм Г. Г., Архитектор  Воронихин / Г.Г.Гримм. – М. : Гос.изд.  литературы, 2003. – 123 с.

6) Доронина Л. Мастера русской скульптуры. Том 1. Скульптура XVIII-XIX / Л. Доронина. – М. : Белый город, 2008. – 440 с.

7) Казанский собор.  Исторический очерк строительства  и церковной жизни. – СПБ. : Артдеко, 2001. – 204 с.

8) Казанский собор:  памятник истории и архитектуры.  Справочник – СПб / . – СПБ. : Архитектура и дизайн 2002. – 180 с.

9) Карпова Е.В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII - начала XX века. Новые материалы. Находки. Атрибуции / Е.В. Каропова. – СПБ. : Искусство-СПБ, 2009. – 608 с.

10)  Красноцветов П.  Казанский собор / П. Красноцветов. – СПБ. : Артдеко, 2001. – 272 с.

11) Лоцман путешествий  : [сетевой. журн.] – 2003. – 10 января. - URL: . http://www.spb-guide.ru/page_452.htm

12) Лившиц Б. Казанский собор . Петербург в русской поэзии. ХУШ - начало ХХ века / Б. Лившиц. – Л. : Лениздат, 1988. – 308 с.

13) Лисовский В. Г., Андрей  Воронихин / В.Г. Лисовский. –  Л. : Лениздат,1979. – 96 с.

14) Панов В. А., Архитектор  А. Н. Воронихин / В.А. Панов.  – М. : 2007. – 101 с.

15) Россия великая : [сетевой. журн.] – 2005. – 3 марта. - URL: http://russia.rin.ru

16) Смолина Н. Архитектура  мира. Материалы конференции «Запад-Восток: Искусство композиции в истории  архитектуры» / Н. Смолина. -   М. : МАРХИ,2006. – 151с. 

17) Тимофеев В.А. Зодчий Воронихин / В.А. Тимофеев. – СПБ. : АиД, 2003. – 220 с.

18) Шульц С. Храмы  Санкт-Петербурга / С. Шульц. –  СПБ. : Искусство, 1994. – 148 с.

19) Шуйский В. К. Андрей  Воронихин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / В.К. Шуйский.  – СПБ. : Лениздат, 1998. — 1070 с.

20) Шурыгин Я.И. Казанский  собор / Я. И. Шурыгин. – Л. : Лениздат, 1987. – 254 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Список иллюстраций

1) Князь Владимир скульптор С. Пименов.

2) "Источение Моисеем воды в пустыне" И.П. Матрос.

3) Флорентийские врата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ил.1

 

 

Ил.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ил.3




Информация о работе Скульптура Казанского собора