Русская культура во второй половине XIX - начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:55, реферат

Описание

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 28.06 Кб (Скачать документ)

Вместе  с тем в начале XX в. Россию захлестнула  волна бульварной литературы, ориентированной  на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

Театр. Во второй половине XIX—начале XX в. активно  развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических  произведениях классиков русской  литературы — А.Н. Островского, Л.Я. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького.

В московском Малом театре блистала плеяда замечательных  артистов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К.С. Станиславский  и В.И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром  театральной жизни Москвы. В нем  играли В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр  великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской  в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего  новые формы сценического искусства.

Кино. На рубеже XIX—XX вв. в России появилось  киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. {в Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей.

В 90-х  годах в России начали снимать  документальные фильмы. Отечественные  кинофирмы А.О. Дранкова и А.А. Ханжонкова возникли в 1907—1908 гг. Первоначально  они также создавали доку ментальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская  игровая картина «Стенька Разин  и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1911—1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, выпустивших  более 600 каргин. В 1911—1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.

Особую  известность приобрели фильмы режиссера  Я.А. Протазанова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И.И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения А.С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф.М. Достоевского («Бесы»), Л.Н. Толстого («Отец Сергий»), художественный уровень  большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.

Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная  русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В  нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.

Представители «Могучей кучки» и другие русские  композиторы (П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов) создали множество  оперных, балетных, камерно-вокальных  и симфонических произведений. В  начале XX в. поиски новых музыкальных  средств выражения продолжил  А.Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.

Основными центрами музыкальной культуры стали  консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а  также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная  опера С. И. Мамонтова (затем —  С.И. Зимина). Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного  в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна  «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения  отечественных талантов». Пропагандой  произведений русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели  бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М.А. Балакиревым  и учителем пения Г.Я. Ломакиным.

Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым. А.В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной, В.Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой  культуры. Хореографические постановки М.И. Петипа стали классикой мирового балета.

Особое  значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С.П. Дягилева, организовавшего в  Европе «Русские сезоны» (1907—1913).

Живопись  и скульптура. В середине XIX в. в  изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался  в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы демократической  и гражданственной эстетики.

В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств  образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество  передвижных художественных выставок». И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство  к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди  них был И.Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе  передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся  на национальные сюжеты и народный эпос (В.И. Суриков, В.М. Васнецов). Близкий  к передвижникам В.В. Верещагин  известен как мастер батальной живописи,

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве  появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской  школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительны ми формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин  и др.).

На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели  к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и  др.). «Мирискусники» провозгласили  новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII — начало XIX в.), а также популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его  представители К.С. Малевич, Р.Р. Фальк, М.3. Шагал и др. проповедовали  искусство «чистых» форм и внешней  беспредметности. Они были предшественниками  абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А.М. Опекушина (памятник А.С. Пушкину в Москве) и  близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов  и исторических деятелей России («Иван  Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М.О. Микешину (памятники «Тысячелетие России»  в Новгороде-Екатерине Второй в  Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А.С. Голубкина  и С.Т. Коненков использовали в своем  творчестве новые пластические формы  и светотеневые контрасты, позволявшие  преодолеть статичность изваяния, создать  впечатление движения.

Архитектура. Градостроительство было связано с  бурным экономическим развитием  пореформенной России. Облик городов  определи теперь не дворцы знати, а  здания общегражданского назначения —  банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические  конструкции, стекло.

 

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная  эклектика — разнообразие направлений  и смешение стилей. По проекту архитектора  А.И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и  «русского» стиля. Постепенно «русский»  стиль стал преобладать. В его  традициях были построены здания Исторического музея (арх. В.О. Шервуд), Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов) и  Верхних торговых рядов (арх. А.Н. Померанцев) в Москве.

В начале XX в. в отечественной архитектуре  оформились три направления. В стиле  модерн были возведены Ярославский  вокзал и здание Художественного  театра (арх. Ф.И. Шехтель), гостиница  «Мегрополь» (арх. В.Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в  современной интерпретации (арх. А.В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки  в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И.И. Рерберг), Музей изобразительных  искусств (арх. Р.И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И.В. Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая  симметрия.

В целом  достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные  ученые были почетными членами европейских  академий и научных учреждений. Имена  русских путешественников остались на географической карте мира. В  начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве  зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние  на развитие европейской и мировой  культуры.


Информация о работе Русская культура во второй половине XIX - начале XX века