Роль и место женщины в феодальном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:59, контрольная работа

Описание

Цель исследования охарактеризовать роль и место женщины в феодальном обществе, установки церкви относительно женщины.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Сравнить положения женщины в традиционном феодальном обществе и в период формирования гуманистического мировоззрения на примере произведений Дж.Боккаччо.

Содержание

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2
Феодальное общество и положение в нем женщин_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3
Дж. Боккаччо и его гуманистические идеи в «Декамероне» _ _ _ _ _ _ _6
Новая («эмансипированная») женщина в новеллах «Декамерона» _ _ _ 10
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _13
Список литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _14

Работа состоит из  1 файл

Боккаччо.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

     Если  в городе акты отчаяния и звериные крики, безудержная алчность и разнузданные вакханалии, то здесь, на фьезоланском холме, все действия и поступки как будто подчинены какой-то скрытой гармонии и совершаются с танцевальной грацией. Перед нами некий образ идеального человеческого общества, в котором благородство, взаимное согласие, любовь становятся высшим законам, так как они отвечает самым глубоким и естественным человеческим побуждениям. Этот образ идеальной жизни совершенно необходим, он предпослан „человеческой комедии" с ее притчами и вечными истинами. Только потому, что рассказчики совершенно оторваны от событий бренного мира, они, находясь в идеальной атмосфере, вне времени и пространства, могут создавать свои истории, обращенные к человечеству. Подобно тому как сам Боккаччо смог отдаться созерцанию и приступить к художественному изображению жизни обычного человека („человеческой комедии") лишь после того, как закончилось его странствование по бурному морю неистовых страстей и душевной смуты и когда он наконец достиг тихого берега духовной и нравственной зрелости. 
 
 
 
 

  1. Новая («эмансипированная») женщина в новеллах «Декамерона»
 

     Рассказчики «Декамерона» сопровождают свои новеллы  моральными сентенциями. Так, 8-я новелла  десятого дня должна показать силу истинной дружбы, 5-я новелла первого дня должна иллюстрировать значение быстрого и удачного ответа и т. д. Однако обычно у Боккаччо мораль вытекает из новеллы не логически, как в средневековых назидательных рассказах, а психологически. Это придает новелле новое идейно-художественное качество.

     Знаменитая новелла — об испытании Гризельды (д. X, нов. 10-я)гласит следующее.. Во имя прославления супружеской верности и покорности мужу Боккаччо заставляет Гризельду подавить в себе и самолюбие, и человеческое достоинство, и женскую гордость, и ревность к сопернице, и материнское чувство. Гризельда выходит победительницей из всех этих унизительных испытаний и в конце новеллы награждается за свою кротость, покорность и самоотверженную любовь.(1,С.370-383)

     Антиклерикальные  новеллы Боккаччо обычно содержат эротический элемент, Эротическая тематика в этих новеллах мотивируется проводимым в них разоблачением аскетизма. Однако и помимо этого эротическая тематика многих новелл «Декамерона» имеет глубоко принципиальный характер. Она вырастает из борьбы гуманиста Боккаччо против устарелых норм феодальной семьи, против делового брака, обусловленного фамильными интересами, против подавления естественных влечений, против тирании домостроевского уклада.

     Соответственно  своим новым идеологическим установкам Боккаччо совершенно меняет трактовку темы супружеской неверности. Если городская литература раннего средневековья изобличала неверных жен как служительниц дьявола, то Боккаччо становится на сторону женщины. Будучи выдана замуж насильно, женщина, изменяя нелюбимому мужу, мстит изменой за свое угнетение; ее измена есть проявление верховной, суверенной силы любви. Стоя на точке зрения естественной морали, Боккаччо считает любовь единственным законом, не терпящим никаких ограничений и рамок. Ни династические, ни сословные, ни фамильные интересы для Боккаччо в вопросах любви не являются решающими. Боккаччо охотно рисует случаи, когда любовь разрушает социальные перегородки, Так, Гисмонда, дочь принца, отдается слуге своего отца Гвискардо и красноречиво защищает перед отцом свое право любить человека «низкого происхождения» (д. IV, нов. 1-я).(1,C.322)

     Возмущение  природы и страсти против установленных  социальных законов и предрассудков  приводит у Боккаччо подчас к трагическим  конфликтам.

     Так, новелла о Гисмонде и Гвискардо кончается трагически: принц убивает Гвискардо и посылай его сердце дочери в золотом кубке; Гисмонда поливает его отравленной водой и выпивает ее. Столь же трагично кончается новелла об Изабетте (д. IV, нов. 5-я); братья убили ее любовника, она выкапывает его голову, кладет ее в горшок базилика и ежедневно поливает своими слезами. Кош братья отнимают у нее голову возлюбленного, Изабетта умирает с горя.(1,С.346-350)

     В отличие от средневековой морально-поучительной литературы на  тему нравственности женщин, Боккаччо конкретизирует свои нападки на женщин, вставляя их в бытовую рамку и уснащая живыми современными черточками. Он мастерски показывает женщину, прихорашивающуюся перед зеркалом; и женщину, пускающую в ход всевозможные косметические средства; и женщину-болтунью, которая, зная обо всем — от звезд небесных до нового пояса соседки, сплетничает со служанкой, прачкой, булочницей; и женщину в церкви, которая держит в руках четки и делает вид, что молится, а на самом деле переглядывается с мужчинами и перешептывается с соседками.

     Критика отмечала грубость красок и карикатурность образов «Декамерона», в котором также немало места отведено рассказу о женских хитростях и притворствах. Но в «Декамероне» весь этот материал не преследует цели очернить женщин вообще. Он возвращается к средневековому взгляду на женщину как на существо низшего порядка, полагая, что возвышенные натуры, встречающиеся среди женщин,— исключения.

     Идеологические  противоречия, присущие Боккаччо как  человеку переходной эпохи, в «Декамероне» значительно обостряются и приводят к попытке пересмотра принципов гуманистической морали. Боккаччо восстает теперь против «безумия» языческих помыслов, наполнявших его прежние произведения. Начало этого перелома относится к 1362 г. Он произошел под влиянием увещаний фанатического картезианского монаха Чани, который стремился запугать Боккаччо угрозами вечных мук и убеждал его обратиться к религии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Боккаччо, как и Петрарка, испытал в конце  своей жизни известный поворот  в сторону старой культуры. Но этот поворот был не в силах ослабить грандиозное воздействие, оказанное на сознание масс его «Декамероном». Боккаччо вошел в историю именно как автор этой великой книги, навсегда оставшейся одним из драгоценнейших памятников человеческой мысли и творчества, освобождающихся от гнета феодально-церковного мировоззрения

     Вообще  итальянка, несмотря на свою пламенную  родину, существо довольно пассивное. Средневековая итальянская девушка  — самое преданное создание в  мире. Одаренная довольно скромно умственными качествами, она сильна чувством, но не стремится возвысить его нравственной силой. Это вполне человек минуты. Она сильна только рефлексом, и все нити ее мыслительного мира идут к сердцу, которое всегда открыто для волшебного слова amore. Духовный путь проходит едва ли не через одни и те же необходимые, обусловленные каноном этапы и во Вступлении, и в основном повествовании.

     Молодые люди отраженные в «Декамероне», непозволившие  загасить в их груди пламя духовности, не утратившие веры в долг, благородство, любовь в тот момент, когда все моральные и общественные идеалы неумолимо рушатся, могут по праву считаться представителями всего человечества и быть судьями происходящего в мире, ибо они сохранили его высшие духовные ценности.

     В своих новеллах Боккаччо рисует огромное множество событий, образов, мотивов, ситуаций. Он выводит целую галерею фигур, взятых из различных слоев современного общества и наделенных типичными для них чертами. 
 
 

      Список  литературы 

  1. Боккаччо  Дж. Декамерон. – М.: Художественная литература, 1970
  2. Бранка В. Боккаччо Средневековый. – М.: Радуга, 1983
  3. История Западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мочульский, А.А. Смирнов. – М.: Высшая школа, Академия, 1999
  4. Хлодовский Р.И. Декамерон. Поэтика и стиль. – М. Наука, 1982
  5. Швейгер-Лензельфельд А.Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара. М.: Кураре-Н, 1998
  6. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. – М.: Интерпракс, 1995

Информация о работе Роль и место женщины в феодальном обществе