Ритмический порядок как средство гармонизации формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание

Великолепный собор XII в. в Модене работы двух больших художников (Ланфранко и Вильгельма) является наилучшим примером раннего романского искусства. Вместе с Соборной площадью и вздымающейся над ним башней собор символизирует твердую веру строителей и подтверждает могущество династии Каносса, которая заказала его строительство.
Целью курсовой работы по дисциплине «Объемно-пространственная композиция» является композиционный анализ памятника архитектуры, который включает графическую (отмывка фасада или перспективы, чертежи плана и разреза архитектурного сооружения) и теоритическую (композиционный анализ произведения архитектуры) части. Для исследования я выбрала главный собор Модены – Дуомо.

Содержание

Введение……………………………………………..2
История создания……………………………………………3
Строительство собора…………………….3
Интерьер собора……………………….6
Анализ архитектурного объекта. Ритмический порядок как средство гармонизации формы………………………………………………….……….9
Метр и ритм…………………………………………………..….…9
Ритмический порядок как средство гармонизации формы..…..…11
Заключение………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………14
Приложение………………….15
Ритмическая схема……………………………………………………...…….16

Работа состоит из  1 файл

Modena_Italia.docx

— 3.41 Мб (Скачать документ)

Содержание

  1. Введение……………………………………………..2
  2. История создания……………………………………………3
    1. Строительство собора…………………….3
    2. Интерьер собора……………………….6
  3. Анализ архитектурного объекта. Ритмический порядок как средство гармонизации формы………………………………………………….……….9
    1. Метр и ритм…………………………………………………..….…9
    2. Ритмический порядок как средство гармонизации формы..…..…11
  4. Заключение………………………………………………………13
  5. Список использованной литературы…………………14
  6. Приложение………………….15
  7. Ритмическая схема……………………………………………………...…….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Романский художественный стиль,      господствовавший в Западной Европе в XI—XII веках, был одним из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском  стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками  в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся  на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта  и лаконичности наружной отделки  — здание всегда гармонично вписывалось  в окружающую природу, и поэтому  выглядело особенно прочным и  основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Великолепный собор XII в. в Модене работы двух больших художников (Ланфранко и Вильгельма) является наилучшим примером раннего романского искусства. Вместе с Соборной площадью и вздымающейся над ним башней собор символизирует твердую веру строителей и подтверждает могущество династии Каносса, которая заказала его строительство.

Целью курсовой работы по дисциплине «Объемно-пространственная композиция»  является композиционный анализ памятника  архитектуры, который включает графическую (отмывка фасада или перспективы, чертежи плана и разреза архитектурного сооружения) и теоритическую (композиционный анализ произведения архитектуры) части. Для исследования я выбрала главный собор Модены – Дуомо.

 

 

  1. История создания

 

Дуомо - главный собор Модены, он является одним из важнейших в Европе памятников романского стиля.

 

    1. Строительство собора

 

В середине 11 века новое большое  здание главной церкви города было построено взамен прежнего, которое  из-за ошибок на этапе строительства  было под угрозой обрушения. В  тот период, отмеченный борьбой духовенства  и государственной власти за церковную  инвеституру, город был частью владений Матильды Каносской и находился под управлением могущественного епископа Эриберто. Однако в 1081 году он был отлучен от церкви Григорием VII за приверженность к антипапе Клименту III и императору. Место епископа пустовало несколько лет: папа не мог найти кандидата, признаваемого народом и императором.

Горожане Модены осознавали необходимость строительства новой церкви и, несмотря на отсутствие епископа, приняли решение о строительстве нового большого кафедрального собора. Решение, принятое жителями города независимо от церкви и государства, говорило о высоком уровне самоуправления и свободы моденцев. Дуомо представляет собой символ отстаивания народом своей автономии и независимости, преданного, но не склоняющего голову перед могуществом власти государства и церкви. Именно это стремление спустя некоторое время в 1135 году привело к основанию свободной коммуны и конституции.

На мемориальной табличке внешней стены апсиды запечатлены  дата основания собора, 23 мая 1099 года, и имя архитектора Ланфранко. Он прибыл в Модену с группой скульпторов, которые сразу приступили к работе. Вскоре к Ланфранко присоединился скульптор Вилиджельмо, который упомянут на другой мемориальной табличке церкви. Вместе со своими учениками и последователями Вилиджельмо не только работал над скульптурным украшением церкви, но также участвовал в строительстве фасада.

Внешние стены собора имеют  одну архитектурную ошибку. На южной  стене, которая выходит на Большую  площадь, располагается ряд небольших  лоджий, который прерывается бифорием (двойным окном), расположенным под узкой глухой аркой. Хорда этой арки составляет 2,7 м, тогда как все остальные длиной 3,7 м. То же самое можно обнаружить и на северной боковой стороне, где, однако, эта неточность менее заметна благодаря последующей перестройке здания. Подобные размерные ошибки характерны для дороманских, романских и даже готических построек: стены с несколькими рельефами, арками и колоннами разных размеров. Для средневековых архитекторов поиски пластичности и души скульптурного произведения часто доминировали над симметрией и точностью пропорций.

Для строительства Дуомо использовались материалы, добытые на руинах зданий романской эпохи. Когда работы над фундаментом достигли уровня порога, было обнаружено, что этого материала недостаточно для строительства всего здания. Как утверждает летописец Аимоне, по божественному вдохновению раскопки начались недалеко от строительства, в результате которых были неожиданно обнаружены многочисленные остатки римских камней и мрамора, полированного или украшенного резьбой. Они были использованы для строительства здания. Широкое использование мрамора римского происхождения очевидно, если обратить внимание на фигуры и надписи на мемориальных табличках Дуомо и его часовни. Несомненно, скульптуры львов у большого портала и главных ворот - так же римского происхождения. Строительные работы продвигались быстро. Параллельно сносили части старого собора, чтобы освободить место для новых. К 1106 году строительство было уже завершено, и тело покровителя Модены святого Геминиануса было захоронено в крипте новой базилики. Эта церемония проходила очень торжественно в присутствии папы Паскаля II, епископов и аббата, а также графини Матильды и всего народа.

Фасад имеет скатную структуру, которую также отражает интерьер - нефы имеют разноуровневые потолки. Две мощные четырехугольные пилястры делят фасад на три части. На фасаде доминирует «Большой портал» c небольшим портиком (протиром), колонны которого поддерживаются античными львами. Схожая конструкция использована и при оформлении ворот Porta Regia в боковой части Дуомо. Кроме того, на фасаде собора следует отметить одно из величайших скульптурных произведений романского искусства – цикл барельефов, посвященных истории создания человека. Автором этого шедевра является Вилиджельмо (около 1099 г.). Большое круглое резное окно – роза, добавлено в 13 веке, аллегорические фигуры, символизирующие евангелистов (лев святого Марка, ангел святого Матфея, орел святого Иоанна и бык святого Луки) над розой являются работой ученика Вилиджельмо, имя которого до нас не дошло.

Впечатляет скульптурное оформление и в боковых частях собора. Большая часть барельефов и скульптур также является произведением  Вилиджельмо и его учеников. Наибольший интерес представляют оформление дверей Porta dei Principi (сцены из жизни святого Геминиануса) и Porta della pescheria (орнамент с использованием фигур различных животных).

Интерьер Дуомо представляет собой три нефа без трансепта, но с пресвитерием – специальным пространством между нефом и престолом, куда могут заходить только священники. Пресвитерий находится на возвышении, что говорит о присутствии крипты. К каждому нефу прилегает апсида. Центральный неф состоит из четырех больших поперечных пролетов, которые в два раза длиннее восьми пролетов боковых нефов. Стены, разделяющие нефы, имеют полукруглые арочные пролеты, поддерживаемые мощными колоннами.

 

 

    1. Интерьер собора

 

Интерьер впечатляет различными произведениями искусства, а также  отделкой красным кирпичом, создающим  ощущение простоты и строгости. Сразу  при входе в церковь в северном нефе предстает в натуральную  величину деревянная статуя святого  Геминиануса, предположительно относящаяся к 14 веку и принадлежащая неизвестному скульптору. Здесь же находится так называемый «алтарь статуй» в форме готического полиптиха, работы Микеле ди Николо Дини. Внутри ниши алтаря располагаются фигуры святых, одну ступеньку занимают сцены из жизни Иисуса, и венчает композицию устремленный ввысь шатер.

Ближе к воротам Porta della pescheria находится шедевр изобразительного искусства «Святой Себастьян» работы Доссо Досси (первая половина 16 века). У входа в пресвитерий находится статуя работы Агостино ди Дуччо (около 1442). Раньше она находилась снаружи у колокольни, и была перенесена внутрь в 1897 году. Она изображает чудо, когда святой Геминианус спасает ребенка, падающего с Гирландины, схватив его за волосы. В пресвитерии также находятся восхитительные деревянные хоры 1461 - 1465 годов работы мастеров из династии краснодеревщиков – братьев Кристофоро и Лоренцо Канози. На стенах пресвитерия висят другие работы Кристофоро – четыре панно, инкрустированные деревом. Их особенность в том, что они посредством инкрустации изображают облики четырех апостолов – авторов Евангелия. В апсиде слева находится полиптих конца 14 века моденского художника Серафино де Серафини, изображающий коронование девы Марии, распятие и святых.

У входа в южный неф  находится большая фреска, работы инкрустатора и художника Кристофора Канози. Фреска, относящаяся примерно к 1472 - 1476 годам, была случайно обнаружена только в 1822 году. На ней изображена Богоматерь среди святых, сверху – сцены из Страшного суда. Чуть дальше находятся «Ясли» работы Бегарелли (1527).

Крипта представляет собой  настоящую подземную церковь  из 9 нефов, в которую можно попасть  из центрального нефа Дуомо, а далее вниз по ступенькам. За исключением места захоронения святого Геминиануса, которое реконструировалось в 1700 году, вся крипта осталась в своем первоначальном виде с момента создания. Здесь находится терракотовая скульптурная группа «Богоматерь с младенцем, молодой служанкой и двумя святыми» работы Гвидо Мадзони (1480). Вызывают восхищение капители многочисленных колонн, которые разнообразны по форме и размерам: некоторые из них коринфского ордена, некоторые с фигурами львов, сирен и других мифических животных, а на одной изображается история святого Лаврентия. В некоторых местах скульптуры сделаны в духе дороманской лонгобардской традиции. Можно заключить, что сделаны они «мастерами Комачини», уроженцами провинции Комо, пришедшими в Модену вместе с Ланфранко. На стенах – многочисленные мемориальные доски с именами епископов Модены, здесь же захороненных.

Главный собор Модены имеет три нефа с пресвитерием, трансепт полностью отсутствует. Пресвитерий располагается на возвышении, что свидетельствует о наличии крипты. Каждый неф обладает своей апсидой. Центральный неф делят на части 4 широких поперечных пролета. Стены, которые разделяют нефы, украшают арочные пролеты полукруглой формы, поддерживаемые толстыми колоннами.

Собор изнутри отделан  красным кирпичом и содержит множество  различных произведений искусства, которые побуждают многих туристов приобретать авиабилеты в Италию, чтобы навестить во время тура в Италию Модену и этот старинный храм. Так, на входе в базилику возвышается статуя св. Геминиануса из дерева, датируемая 14 в. В северном нефе располагается «алтарь статуй», являющийся готическим полиптихом работы М. ди Николо Дини (15 в.). Внутри алтарной ниши находятся статуи святых, одну из ступенек занимают сцены земной жизни Иисуса, а завершает композицию стремящийся ввысь шатер.

Недалеко от ворот собора можно увидеть прекрасное полотно  «Святой Себастьян» Д. Досси (16 в.), а у входа в пресвитерий располагается статуя, изображающая св. Геминиануса, спасающего ребенка, который падает с Гирландины, работы А. ди Дуччо. Также в пресвитерии находятся деревянные хоры и панно с деревянной инкрустацией, созданные мастерами-краснодеревщиками К. и Л. Канози (15 в.). Рядом со входом в южный неф привлекает внимание большая фреска, изображающая Божью Матерь среди святых, а над ней - сцены из Страшного суда работы К. Канози (15 в.).

Дуомо в Модене явился отправной точкой для последующего художественного развития всей северо-итальянской архитектуры, а рельефы Вилиджельмо стали основной для романской итальянской скульптуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ архитектурного объекта. Ритмический порядок как средство гармонизации формы

 

3.1 Метр и ритм

 

Ритм по определению - это  равномерное чередование элементов. Учитывая, что речь идет о композиции, нужно отметить равномерность чередования. В композиции равномерное чередование  элементов определяется словом "метр". Самый простой метр - когда размеры элементов и размеры пробелов одинаковы. Выразительность и сложность ритма повышаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются.

Возможные варианты чередования:

  • чередование элементов закономерно ускоряется или замедляется;
  • расстояния между элементами не носит закономерно-регулярного характера, а растягиваются или сужаются без всякой метрики.

Информация о работе Ритмический порядок как средство гармонизации формы