Развитие испанского костюма в XVII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:44, реферат

Описание

Цель работы – рассмотрение исторической реорганизации и развития костюма в эпоху 17 века в Испании посредством изучения общего социально-экономического состояния страны, эстетических идеалов, стилей, силуэтов, моделей одежды, тканей, производимых в стране и привозных.
В работе я использовала 7 источников материала, среди авторов которых, такие неоспоримые специалисты своего дела, как Захаржевская Р.В, Каминская Н.М, Киреева, Е.В и некоторые другие.

Содержание

1 Введение
2 Основная часть
2.1 Краткая характеристика исторического периода
2.2 Эстетический идеал красоты
2.3 Моделирование и конструирование
2.4 Виды и формы мужского костюма
2.5 Виды и формы женского костюма
3 Заключение
4 Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Развитие испанского костюма в XVII веке.docx

— 41.45 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

 

 

1

Введение

2

2

Основная часть

3

2.1

Краткая характеристика исторического  периода

3

2.2

Эстетический идеал красоты

6

2.3

Моделирование и конструирование

7

2.4

Виды и формы мужского костюма

10

2.5

Виды и формы женского костюма

13

3

Заключение

16

4

Список использованной литературы

18


 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение темы основано на том, что одна из самых интересных страниц истории костюма Возрождения - это испанская мода. Эта мода - удивительно цельная в своей социальной характеристике, в своей принадлежности к классу самого реакционного дворянства, она явила миру идеальное лицо монархистской спеси, аристократической неприступности и привилегий. Поддерживая престиж испанского королевского двора, мода была его детищем. Средством внешнего выражения аристократической нетерпимости и надменности этикета явился придворный испанский костюм. Так возникла мысль о негнущихся спинах придворных, о надменно и гордо поднятых головах, о платьях, скованных неподвижными воротниками. Так создалась бронированная форма испанского костюма, поддержанная металлическими каркасными конструкциями и прикрытая жесткой, расшитой драгоценностями тканью, отороченная не менее жесткими металлическими кружевами. [3]

Цель работы – рассмотрение исторической реорганизации и развития костюма в эпоху 17 века в Испании посредством изучения общего социально-экономического состояния страны, эстетических идеалов, стилей, силуэтов, моделей одежды, тканей, производимых в стране и привозных.

В работе я использовала 7 источников материала, среди авторов  которых, такие неоспоримые специалисты  своего дела, как Захаржевская Р.В, Каминская Н.М, Киреева,   Е.В и некоторые другие.

 

 

 

 

2. Основная часть

 

2.1  Краткая характеристика исторического периода

 

XVII в. — это полный противоречий  и борьбы переходный период, завершивший  историю европейского феодализма  и открывший новые капиталистические  отношения.

В XVII в. вместо религиозных войн XVI в. происходят войны из-за столкновения политических и экономических интересов  европейских государств (1618— 1648 гг. — Тридцатилетняя война) и укрепляется  колониальная система. Это время  бурного развития мануфактурного капитализма, который постоянно наталкивался на препятствия, чинимые феодальной системой, что привело к первым буржуазным революциям — революции  в Голландии и в Англии. [4]

С открытием Америки и перенесением морских путей па запад Европы особое экономическое и политическое значение приобретает Испания. Освободившаяся от иноземного владычества в конце XV столетия, Испания в XVI веке переживает период небывалого подъема. В это  время она превращается в королевство, на территории которого «никогда не заходит  солнце». Император Карл V объединил  под своим скипетром Германию, Испанию, Нидерланды, Италию, американские колонии. Золото, добывавшееся путем  грабежа колоний, поддерживало мощь испанского трона. Испания имела  великолепный для того времени флот и армию.

В своей борьбе за объединение страны испанские короли опирались на католическую церковь, которая поддерживала народную борьбу против «неверных» — мавров. Это поставило испанскую церковь  в особое положение и дало ей неограниченные права. Испанский католицизм отличался  особой фанатичностью, особым аскетизмом. Для борьбы с «еретиками» в  Испании была введена «святая  инквизиция», которая как туча нависла  над всем испанским народом.

Скованная строгими догмами религии, с одной стороны, и взбудораженная проникновением через Пиренеи гуманистического мировоззрения итальянского Ренессанса — с другой, испанская культура приобрела чрезвычайно противоречивый характер. Сложность испанского Возрождения  усугублялась элементами мавританской культуры, которая повлияла и на испанский язык, и на архитектуру, и на костюм. В архитектуре процветает стиль «платареско» («ювелирный»), совместивший в себе элементы европейской готики, итальянского Возрождения и мавританского  искусства.

Испания не только оказывала на всю  Европу экономическое и политическое давление, но и влияла на европейские  моды. Испанские моды в течение  ряда десятилетий господствовали во многих странах Европы. Наиболее сильное  влияние оказали они на Францию, которая вела с Испанией войны  из-за обладания Италией, через Францию  — на Англию и на ряд областей Италии. Благодаря династическим  связям с Германией и Нидерландами испанская мода распространилась и  на эти страны. В каждой стране влияние  Испании распространялось в основном па костюмы высших классов.

Мода создавалась при дворе  и подчинялась строгому этикету  и регламенту придворной жизни. Огромное влияние на характер моды оказывала  испанская церковь. Католическая религия  с ее воинствующим аскетизмом требовала  его и в одежде и предписывала скрытие форм тела под плотными одеждами.

Если итальянский костюм, особенно женский, соответствовал естественным линиям фигуры и не стеснял движений, то испанский изменял формы тела и подчинял их строгой схеме. Так, женская фигура по силуэту напоминала два равнобедренных треугольника, соединенных  вершинами. Эту форму придавали  платью искусственные подкладки  и каркасы. Такой крахмальный  жесткий костюм вырабатывал медленную  походку и горделивую осанку, что считалось верхом хорошего тона. Если сравнить удобные итальянские костюмы XVI столетия, носившие весьма демократичный характер, с испанскими, станет очевидной классовость испанского костюма. Формы испанской, особенно придворной, одежды подчеркивали привилегированное положение дворянства.

Религия оказала большое влияние  и на цветовое решение испанского костюма. В одежде преобладали темные тона, часто черные, что еще более  усугубляло строгий и мрачный  характер испанского двора. Однако существовала, очевидно, и еще одна причина, объясняющая  любовь испанцев (особенно дворянства) к черному цвету. Находясь под  владычеством мавров, испанцы носили черные одежды, оттеняющие белизну  кожи, чтобы подчеркнуть свое отличие  от темнокожих мавров. Нарядность в  костюме достигалась благодаря  сочетанию различных по фактуре  тканей — бархата, шелка, шерсти. Отделкой обычно служила золотая вышивка  и великолепные воротники. [5]

 

 

 

2.2 Эстетический идеал красоты

 

По эстетическим представлениям испанцев XVI в. идеальной считалась худая  и стройная женская фигура. Отношения  ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз. Треугольный силуэт костюма с четкими и графичными внешними контурами делает фигуру устойчивой и монументальной.

Идеал женской красоты— величественность, парадность, жеманство. [6]

 

Идеалом мужской красоты был воинственный рыцарь, обладающий силой, ловкостью, доблестный, с чувством. Мужественность XVII в.— это и величественность осанки, и галантное обращение с дамами.

Мужчина-рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность, изящество. [2]

 

2.3 Моделирование  и конструирование

 

 

Естественности итальянской ренессансной одежды Испания противопоставляет  свой идеал человеческой фигуры, стилизованный  в духе маньеризма. Вероятно, никакая  другая эпоха не навязала одежде столько  броских и дорогих украшений, чтобы подчеркнуть человеческую красоту.

Взаимоотношения между отдельными частями одежды не уравновешены. Так, например, мужская одежда стилизована  под конус, основание которого передвинуто  на уровень бедер, к плечам конус  сужается, ноги (в прочно связанных  чулках) производят почти неестественное впечатление, на которые как бы «надет»  конус. (Первое упоминание о плетеных чулках в Испании относится к 1547 году. В 1589 году Уильям Ли сконструировал первую машину для вязания чулок).

Испания это страна, где маньеризм - за исключением Эль Греко - получил  слабое развитие. Он выразился лишь в моде, в общей её стилизации и деталях.

 

Каркасный костюм, возникший в Испании XVI в., остается в европейском костюме XVII в. Однако иные материальные средства создают новую отвлеченную схему  объемов и пропорций. Из костюма  уходит жесткая каркасная юбка (вертюгаден) и карикатурная прокладка в мужском  костюме. Его линии становятся более  естественными и подвижными, формы  — декоративными.

Обилие тканей, кружев, лент и других отделок говорит о значительном преобладании декоративного решения  костюма над конструктивным. Тем  не менее можно заметить интересные черты развития конструирования  и моделирования одежды, особенно в первой половине века. Модельеры  и портные находят удивительно  точное конструктивное решение костюма  для придания фигуре определенной схемы  с помощью зрительных иллюзий.

 

Так, в женском костюме с помощью  композиционных линий создается  зрительная иллюзия необыкновенно  тонкой талии, покатых плеч. Затянутый  корсетом торс контрастирует с пышной юбкой и баллонообразными рукавами. Наклонные линии рельефов на спинке усиливают это впечатление 

Вариантное решение костюма  с помощью разнообразных деталей  и способов их соединения представляет короткий мушкетерский плащ казак. С  помощью многочисленных застежек по боковым швам и швам рукавов (до 150 пуговиц и петель) его можно  было превращать в одежду с длинными и широкими рукавами или в короткую пелерину. Пристегнув спинку к боковой  части рукава, можно было спереди  оставить разрезы для свободного движения рук.

Сложный крой с обилием вертикальных разрезных линий, создающих прилегающий  силуэт изделия, характерен для костюма XVII в.

Полочка и спинка колета имеют отрезной бочок с прогибом на талии, с незначительным расширением книзу. Глубокий раствор  плечевой вытачки обеспечивает плотное  облегание изделия по плечам и  груди. Рукав с невысоким окатом имеет прямую форму и одинаковую ширину по всей длине. Внизу он собирается манжетой. [4]

 

Текстиль

Колористическая гамма тканей, по сравнению с красочной под влиянием арабов готики, блекнет — основными цветами становятся цвета монашеских орденов: черный и коричневый, серый и белый, также красный, фиолетовый, зеленый. Любят гладкие ткани и монохромное решение костюма. [6]

Наиболее распространенными в  испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный  рисунок — это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии  и геральдические мотивы. «В узоре  использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали». [4]

 

2.4 Виды и формы мужского костюма

 

 

Испанские моды начала XVII века непосредственно  продолжали традиции костюма XVI века —  неудобного, пышного, полностью скрывающего  естественные формы тела. Только со второй половины XVII века в Испанию  проникает влияние французской  моды: женщины получают возможность  снова носить длинные полосы, декольте. Но окончательно испанские моды сольются с общеевропейскими лишь после 1706 года, когда Испания перейдет под власть Бурбонов. [5]

Нижняя одежда

Нижнее белье - Мужчины носят модные вязаные чулки.

Мужчины носили рубашку с брыжжевым воротником и высокими манжетами, отделанными кружевами.

Короткие штаны выше колена, но за счет напуска они могли быть короче.

Штаны выполнялись на двойной подкладке, набитой ватой, конским волосом, а иногда даже сеном.

Верхняя одежда

Поверх надевали колет. Колет —  короткая (до бедер или до талии) одежда прилегающего силуэта с застежкой  спереди на пуговицы.

Колет был с отрезной баской, имел высокий воротник, который по краю заканчивался белым узким рюшем.

Такой воротник к концу XVI в. увеличился до 15—20 см, превратившись таким образом  в гофрированный воротник, который  не пришивался, а завязывался на шее.

Колет имел такую же подкладку, как  и шаровидные штаны. Такой колет  с «гусиным чревом» — пан-серон, в котором нижняя часть опущена  на живот, создавал иллюзию брюшка.

Информация о работе Развитие испанского костюма в XVII веке