Разработка методики преподавания изобразительных искусств в эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:10, реферат

Описание

ВВЕДЕНИЕ
Изобразительное искусство в эпоху Возрождения достигает невиданного расцвета. Это связано с экономическим подъемом, с огромным сдвигом, происшедшим в сознании людей, обратившихся к культу земной жизни и красоты. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблема пространства. Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................2
1 ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.....................................................................3
2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.........................................5
2.1 Леонардо да Винчи...............................................................................7
2.2 Ченнино Ченнини.................................................................................11
2.3 Леон Батиста Альберти...........................................................................12
2.4 А. Дюрер...............................................................................................13
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................33

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ВОЗРОЖДЕНИЕ.docx

— 322.87 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный  университет

им. Е.А. Букетова

Профессиональный факультет

Кафедра изобразительного искусства  и дизайна

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему

«РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ИИЧ  – 22 с/п

Принял:

Старший преподаватель 

 

 

 

 

Караганда 2012

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................2

1 ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.....................................................................3

2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.........................................5

2.1  Леонардо да Винчи...............................................................................7

2.2 Ченнино Ченнини.................................................................................11

2.3 Леон Батиста Альберти...........................................................................12

2.4 А. Дюрер...............................................................................................13

ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

   ВВЕДЕНИЕ

 

Изобразительное искусство  в эпоху Возрождения достигает  невиданного расцвета. Это связано  с экономическим подъемом, с огромным сдвигом, происшедшим в сознании людей, обратившихся к культу земной жизни и красоты. В эпоху Возрождения  объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому  одной из важных проблем, ставших  перед художниками, была проблема пространства. Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству.                                                                                                                                    Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Ченнини Ченнино, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие, многие другие. Они активно вступают на путь научного исследования, стремятся понять закономерности явлений природы, установить связь между наукой и искусством. Много ценного внесли художники Возрождения в методику обучения рисунку. Они указывали, что в основу обучения должно быть положено рисование с натуры.                                                                                                                                                          Учение о пропорциях, перспектива и анатомия находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства этого времени. Художники Возрождения сумели не только теоретически обосновать наиболее актуальные проблемы искусства, но и возродить (отсюда и название) античное культурное наследие.                                             Эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники этого времени заново разрабатывают теорию изобразительных искусств, а вместе с тем и методы обучения рисунку, которые актуальны и в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Человеческая культура знает  немало взлетов и падений. Знаменитая эпоха Возрождения (перевод с  итальянского “Rinassimento“) или Ренессанс (от французского “Renaissance“ – возрождение) - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры. В целом она несомненно была взлетом, хотя имела множество недостатков. Зачастую рассвет сменялся застоем и даже закатом, свобода уступала место жестоким репрессиям. Иногда казалось, что все утрачено навсегда. Но с каждым столетием люди жили все свободнее и сытнее. И конец эпохи Возрождения был всего лишь началом Реформации, Просвещения, научной революции. Все это показывает, какие мощные силы разбудила в душах европейцев эта хрупкая и противоречивая эпоха.Термин “Возрождение“ придумал в начале XVI века Джорджо Вазари (1511-1574). Он же был первым, кто системно изложил историю эпохи Возрождения. Труд его жизни назывался “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих“. Согласно словарям Возрождение – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI века, другие страны XV- XVI века) переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения - антифеодализм; светский,антиклерикальный характер; гуманистическое мировоззрение; обращение к культурному наследию античности.                                                                                        Возрождение стало временем коренных перемен в социальной, экономической и конечно же культурной жизни многих стран Европы. Все основные виды искусства – живопись, графика, скульптура, архитектура – чрезвычайно изменились: в архитектуре получила развитие ордерная система Древней Греции; живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела, появились сюжеты из античной мифологии, национальной истории и повседневного быта, для создания картин стали использовать масляные краски; искусство отделилось от ремесла.

Менялся и духовный мир  человека. В эпоху Возрождения  произошла смена общественного  идеала. Если раньше Бог был единственным существом, достойным поклонения, то теперь религия либо вообще игнорировалась, либо признавалась всего лишь одним  из занятий человека. А идеалом  стало неограниченное удовлетворение всех человеческих желаний. Возрождение  пронизано верой в безграничные возможности человека, его волю и  разум. Именно титаны Возрождения являются немеркнущим образцом многосторонних творчески развитых личностей.

Начиналось Возрождения  очень незаметно: скромно и невинно  – и, конечно, не повсеместно. Оно  раньше всего возникло и ярче всего  проявилось в Италии. Главными центрами Возрождения были Флоренция, Сиена, Пиза. Затем Падуя, Феррата, Генуя, Милан, и наконец Венеция и Рим.

Толчком, побудительным мотивом, поводом почти всегда являлись сохранившиеся  произведения классической культуры Греции, Рима, Византии. Но ведь и в средние  века люди находили классически рукописи и скульптуры, не придавая им особого  значения и зачастую уничтожая их в угоду религиозным убеждениям. Следовательно, недостаточно найти  следы прежней великой культуры. Необходимо возродиться душой, почувствовать  внутреннюю потребность в возвышенном. Только тогда следы величия предков помогают потомкам. Так во второй половине XIV века в итальянском городе Сиене была найдена мраморная статуя, красота которой потрясла сиенцев. На её пьедестале было высечено имя скульптора “Яинси“, изваявшего её восемнадцать веков назад. Но вскоре Сиена потерпела поражения в войне с Флоренцией. Магистрат объявил статую древним идолом, приносящим несчастье. Произведение искусства было безжалостно разбито, а его обломки закопаны.

В этой маленькой истории, как в капле воды, отразилась ожесточенная борьба между старыми и новыми взглядами на мир, человека, искусство. В этой безжалостной борьбе столкнулись  закостеневшая в своих убеждениях средневековая церковь, и активные свободолюбивые горожане (новая знать, купцы, ремесленники, ученые и деятели  искусства).

В средние века церковь  сдерживала всякое развитие, принуждая  всех к безусловному соблюдению религиозных  требований. Считалось, что все необходимое  есть в Священном писании, а все, чего там нет, посылает дьявол, чтобы  сбить человека с истинного пути. Научные истины надлежало искать в Библии, а красоту - в храмах. Поэтому ученые занимались богословием, архитекторы возводили храмы, художники  украшали их стены библейскими сюжетами.

Многие естественные желания  человека считались греховными, а  изображать или прославлять греховное нельзя ни в коем случае. Поэтому ученые искажали и прятали свои открытия, а художники искажали изображения так, чтобы ничто не противоречило Священному писанию, не напоминало о грехе. За это средневековье часто называют периодом беспросветного варварства и невежества, последовавшим за гибелью блестящей классической культуры Античного мира. В процессе Возрождения средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются ненасытным интересом к реальному миру и человеку, жаждой наслаждения, изучением природы. Чтобы жизнь вырвалась из религиозных пут, чтобы подавляемое и уничтожаемое веками снова проявило себя, человечеству потребовалась более трехсот лет. Это и была эпоха Возрождения.

“Стремились все – открыть, изобрести,

Найти, создать…. Царила в  эти годы

Надежда – вскрыть все  таинства природы!“ – писал про  это время В. Брюсов.

Конечно, эпоха Возрождения  принесла совершенно новую культуру, которую никогда прежде не знало  человечество. Историки подчеркивают преемственность древней и новой культуры, обозначают связь времен, когда говорят о том, что науки и искусства, процветавшие в античном мире, возродилось к новой жизни.

 Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным.

В это время итальянское  общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность  творить и создавать вокруг себя новый мир. Высокое представление  о человеке было неразрывно связано  с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его  личными достоинствами, а не положением в обществе: "Благородство, словно некое сияние, исходящее от добродетели  и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были". (Из "Книги о благородстве" Поджо Браччолини, итальянского гуманиста XV века).

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА    В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

2.2 Леонардо да Винчи.

 

Эпоха Возрождения - время  великих открытий, великих мастеров и их выдающихся произведений. Она  отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит  Леонардо да Винчи. Это было время  титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца (поэта, художника, скульптора). Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Рафаэль Санти (1483-1520гг.), Леонардо да Винчи (1452-1519гг.), Микеланджело Буонарроти (1475-1564гг.) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Художники Ренессанса опираются на принципы подражания природе, используют перспективу, правило «золотого сечения» в построении человеческого тела. Леонардо да Винчи характеризует живопись как «величайшую из наук». Принцип «природосообразности», стремление как можно точнее воспроизвести изображаемый объект, а также присущий данному периоду интерес к индивидуальности сообщают тонкий психологизм работам мастеров Возрождения.

Леонардо да Винчи (1452-1519гг.) ‑ воистину один из самых великих гениев в истории человечества. Не случайно, поэтому его так часто объявляют то ангелом, спустившимся с небес, то представителем высокоразвитой цивилизации, пришедшим на помощь землянам. Им не устают восхищаться самые разные люди. И, действительно, Леонардо да Винчи – уникальный пример всестороннего развития человеческих способностей. И вместе с тем жизнь Леонардо – прекрасный образец личной скромности и самоотверженности.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452г. года в местечке Винчи близ Флоренции. Он был сыном нотариуса Пьеро да Винчи. Его мама - простая крестьянка. В четырнадцать лет он поступил учеником к живописцу и скульптору Верроккьо, у которого провёл шесть лет. Самый ранний его рисунок – пейзаж окрестностей Флоренции. Надпись на картине сделана «зеркальным» способом. Таким скрытным способом да еще левой рукой Леонардо вёл все свои записи. Рисовал он тоже «одной левой», причем медленно, бесконечно экспериментируя. Результаты экспериментов часто погибали. До нас дошло лишь около пятнадцати живописных произведений. Но среди них «Мадонна с цветком» - «Мадонна Бенуа» (1473-1478гг.), «Мадонна Литта» (1485-1490гг.), «Тайная вечеря» (1495-1497г.г) и знаменитая и загадочная «Мона Лиза Джоконда» (1503г). Рисуя «Джоконду» художник поставил и выполнил сложнейшую задачу – при полной внешней неподвижности своей героини передать движение её души. Спокойная поза и простой наряд Моны Лизы фиксируют внимание зрителя на ее лице. В нем нет ни особой красоты, ни цветущей молодости, но оно играет неуловимо сменяющимися оттенками мыслей, чувств, ощущений, увлекая зрителя в призрачные и загадочные глубины женской души.

Леонардо в своем творчестве отказался от традиционной трактовки  образа Мадонны, которую обычно изображали величавой, грустной или задумчивой, и создал образ жизнерадостный, исполненный  чисто земной прелести.

Еще одной работой, оказавшей большое влияние на развитие методики обучения рисованию, является «Книга о живописи»[1]. Леонардо да Винчи. В этой книге затрагиваются вопросы рисунка, и, что особенно важно, Леонардо (как и Альберти) смотрит на рисунок как на серьезную научную дисциплину. В некоторых положениях Леонардо да Винчи идет дальше, смотрит на вещи глубже, чем Альберти. Весьма положительным является также метод закрепления пройденного путем рисования по памяти. «Если ты хочешь хорошо запомнить изученную вещь, то придерживайся следующего способа: когда ты срисовал один и тот же предмет столько раз, что он, по-твоему, (как следует) запомнился, то попробуй сделать его без образца»[1, 58]. Много времени уделял Леонардо да Винчи научным обоснованиям теорий рисунка. Он занимался анатомическими исследованиями, установлением законов пропорционального членения человеческой фигуры и другими проблемами изобразительного искусства.

Информация о работе Разработка методики преподавания изобразительных искусств в эпоху Возрождения