Происхождение изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:11, монография

Описание

Древнейшие памятники искусства эпохи первобытнообщинного строя датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотой и другими видами промысла, первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности и сложение его первых представлений об окружающем мире.

Работа состоит из  1 файл

Столяр.doc

— 43.50 Кб (Скачать документ)


 

А.Д. Столяр. Происхождение изобразительного искусства

Древнейшие памятники искусства эпохи первобытнообщинного строя датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотой и другими видами промысла, первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности и сложение его первых представлений об окружающем мире.

Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода). Судя по всему, экспонирование, представление объекта публике возникло раньше самого искусства: охотник, принося добычу, выставлял её на всеобщее обозрение. Со временем, для удобства, или из более практических соображений, стали «выставлять» на показ не всего зверя, а только его «характерные части» : голову, лапы, хвост. Эта «экспозиция» не подлежала потреблению в пищу и, соответственно, приобретала другую ценность. А чтобы голову или шкуру животного было удобнее выставлять, ее помещали на специально изготовленную глиняную основу. Изготавливая «основу» для выставления на всеобщее обозрения шкуры своей охотничьей добычи, люди накапливали опыт творческой деятельности. Столяр утверждал, что превращение вспомогательной основы в сам символ было резким сдвигом, обозначавшим один из важнейших рубежей интеллектуальной истории — появление скульптуры зверя. [Столяр, 1985, с.212]

Заслуга человека эпохи палеолита заключается не только в открытии возможности создания художественной картины действительности. Изобразительные памятники, оставленные им, пережили ледники и тысячелетия, сохранив свою эстетическую силу и выразительность. [Столяр, 1985, с.10]

О происхождении искусства написано немало работ, но ни в одной из них не рассматривается развёрнуто, собственно произведение искусства, если под этим понимать само зарождение и становление творчества, начиная с эмбриональных его проявлений. [Столяр, 1985, с.10] Отдельно от этих работ стоит монография А.Д. Столяра, так как автор поставил в ней определённую цель: изучение становления искусства. Он специально ограничивает предмет своего исследования историко-археологическими рамками и представляет возникновение изобразительной деятельности, как реальный конкретно-исторический процесс.

Монография состоит из предисловия, восьми глав, а также дополнительных материалов в виде списков и библиографических указателей.

В своей работе Столяр пытается характеризовать процесс рождения искусства эпохи палеолита Евразии при помощи реконструкции древнейших символико-изобразительных актов, взаимодействующих друг с другом, позитивно излагая свои идеи, окрашивая их неизбежной эмоциональностью.

В введении автор критически рассматривает опыт науки в этой сфере, которая в новом свете объясняет явления древнейшего искусства.

Первая глава посвящена общим положениям атрибуции памятников палеолитического искусства и, собственно, их открытию. Автор повествует о том, что почву для первых находок изображений палеолита составило широко бытовавшее во всей Европе традиционное собирание древностей. Только спустя несколько десятилетий, археология пришла к признанию того творчества палеолита, которое получило название «искусство малых форм», что способствовало обогащению науки. [Столяр, 1985, с.14] Палеолитическое искусство охватывало весь основной ареал неоантропа и представляло единое, фундаментальное, закономерное и глубоко общественное явление. [Столяр, 1985, с.40]

Вторая глава широко описывает археологические гипотезы происхождения палеолитического искусства, рассматривая их с точки зрения различных факторов. В монографии выделено три группы:

1. “Макароны” и их изобразительные возможности. «Макаронами» или иногда меандрами называются открытые в пиренейских пещерах группы параллельных волнистых линий, прочерченных несколькими пальцами по глине или зубчатым инструментом по скальной поверхности. Классические образцы представлены в пещере Хорнос де ла Пенья, где они были открыты в 1903 году, Альтамире и Гаргасе. [Столяр, 1985, с.44-45] Основоположником гипотезы выступал А.Брейль, считавший, что среди переплетений «макарон» рождаются первые примитивные силуэты животных.

2. “Рука” и ограниченность трафарета. “Рукой” в первобытном творчестве называют преднамеренно полученное пятно, повторяющее очертания кисти. По характеру воплощения “руки” могут быть: позитивные и негативные. Были обнаружены в пещерах Альтамира и Гаргас. Ладонь и пальцы покрывались краской, а затем наносились оттиски на скале. На краску делался оттиск с чистой руки. [Столяр, 1985, с.55-57]

3. Гипотеза “простого этапа” и мнимое могущество подсказок природы. Основоположником являлся Буше де Перт.

По мнению Столяра исторически утвердившиеся в литературе археологические гипотезы неубедительны в качестве основных объяснений возникновения и последующего развития изобразительного творчества.

Третья глава даёт аналитическое разделение проблемы на последовательные, связанные между собой вопросы. Выясняются основные стороны явлений, в своей совокупности составляющих его структуру и обязательно входящих в исследование. Автор ставит задачу, устанавливает её фактическое содержание.

Из четвёртой главы выясняется, что в структурном отношении палеолитическое творчество выступает как многоплановое явление, образованное множеством факторов.

Пятая глава – ««Натуральный макет» – переходная форма к анималистической скульптуре. [Столяр, 1985, с.181] Эта глава определяет характер предориньякского этапа творчества и выявляет многоступенчатое преобразование натурального символа в линейную схему. Завершая собой начальные этапы генезиса анималистического творчества, совершенствующаяся лепка создавала нечто большее, чем только подсобную основу. Неуклонно развиваясь, она приобретала всё большую самостоятельность. Рождалось новое – полнообъёмная скульптура из глины, воплощавшая фигуру животного в её жизненной трёхмерности и в примерно реальных размерах. [Столяр, 1985, с.210]

В шестой главе Столяр исследует прогресс анималистического творчества и выясняет, что такой прогресс выступает, как особая материальная деятельность, в которой слитно развивались формы символизации общества и отвечающая им  «теоретическая» мысль.

Седьмая глава, под названием «Изобразительное развитие женского образа в палеолите и проблемы его семантики» демонстрирует принципиальное единство и вместе с тем многоплановость олицетворений женского образа в творчестве верхнего палеолита. Это явление определяется тем, что он явился результатом и средством осмысления общественного бытия человека, его «малого мира».

В завершающей главе делается вывод о том, что в палеолитическом творчестве исключительное место занимают сюжеты, отображавшие основополагающие виды производства общественной жизни. Выделяется специфика ранних форм палеолитического интеллекта, особенности психики первобытного человека.

            В заключение можно сказать, что изобразительная деятельность палеолита оказывается важнейшим моментом сапиентизации на базе всей огромной, предшествующей эволюцией сознания. [Столяр, 1985, с.271] Исследуя  самые элементарные изобразительные действия, Столяр выявил проблемы генезиса первобытного искусства, создав уникальный в своём роде труд.

4

 



Информация о работе Происхождение изобразительного искусства