Поп-арт как направление в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:01, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение одного из направлений постмодернизма – поп-арта.
В рамках поставленной цели требуется решение следующих задач:
• дать определение понятию «поп-арт»;
• охарактеризовать данное направление в искусстве;
• рассмотреть творчество некоторых представителей поп-арта в ис-кусстве;
• рассмотреть основные разновидности (течения) поп-арта.

Содержание

Введение ..........................................................................................
Понятие и сущность поп-арта ....................................................
Становление и развитие поп-арта как художественного направления ..................................................................................
Представители поп-арта в искусстве ........................................
Разновидности поп-арта ..............................................................
Заключение .....................................................................................
Библиографический список ........................................................

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.14 Кб (Скачать документ)

     Американская  критика отмечала, что использование  методов современной полиграфии, которые в значительной мере формируют наши представления о мире, придает творчеству Гамильтона характер навязчивых видений.

     У разных художников поп-арта есть «жанровая» специализация. Так, Д. Чемберлен питает пристрастие к смятым автомобилям. Любимый жанр К. Ольденбурга — коллаж, Дж. Дайна — бытовые интерьеры. Р. Раушенберг получил подготовку театрального художника, и проблема предметной организации пространства в его новой деятельности осталась ведущей. Он компонует вещи по принципу «художественного беспорядка». Кроме того, Раушенберг создал «комбинированную живопись», которую озвучивает аудиоаппаратурой. Одним из его приемов стал и фотомонтаж в сочетании с обрывками газет, картин и старыми вещами. 
 

     3. Представители поп-арта в искусстве 

     Наиболее  известными представителями поп-арта, отражавшего прагматизм технической цивилизации стали Э. Уорхол, Дж. Сигал, Р. Раушенберг, К. Ольденбург.

     «Отцом  поп-арта» критика США именует американского художника Э. Уорхола. Его карьера началась в 1962 г., когда импресарио Ирвин Блум организовал в Лос-Анджелесе его выставку. Зрители впервые увидели вместо картин многократно увеличенные изображения этикеток от консервных банок и бутылок с томатным соком. Уорхол превратил в эстетический принцип своего творчества такие специфические особенности рекламы, как выразительность, нарочитая крикливость, банальность, примитивизм, ориентация на среднестатистическую личность. Э. Уорхол писал, что хочет быть антигуманной машиной, отделенной от творимого ею искусства [5, с. 69].

     Его откровенно заимствованные и растиражированные  изображения Мерилин Монро, Элвиса Пресли, кока-колы и американского  доллара буквально встряхнули мировое искусство. Это была эпоха 60-х годов с их вулканическим всплеском молодежной энергии, жаждой обновления, активизацией массовой культуры и появлением поп-арта. Именно эта Америка стала главным героем произведений Уорхола, принесших ему славу первой среди художников суперзвезды. Популярность Уорхола была невообразимой. На одной из выставок он даже выставил себя самого как свое произведение. Энергия Уорхола проявляла себя в самых различных сферах, являя новый тип современного художника. Его бесчисленные шелкографии, его длящиеся десятками часов фильмы, его вездесущий постоянно включенный магнитофон, созданный им журнал Interview, где звезды берут интерьвью у звезд, его Фабрика, как он именовал свою студию, его тусовки и выкрашенные в серебряный цвет волосы – все это Уорхол-художник. Книга «Философия Энди Уорхола (От А к Б и наоборот)» также стоит в этом ряду. Она не похожа на привычные воспоминания и декларации художников, это скорее чисто литературное, эссеистски многосложное произведение, ряд глав которого написаны в жанре диалога Энди (А) с неким собеседником (Б). Текст этой книги является ключевым для понимания личности и творчества Энди Уорхола. Текст о любви и славе, о времени и смерти, об искусстве и красоте и о том, как хранить деньги и как заниматься уборкой, и почему каждому нужен парикмахер, а стельки иногда оказываются важнее брильянта. Простые и сложные истины каждого дня жизни художника.

     Ро́берт Э́рнест Ми́лтон  Ра́ушенберг (1925-2008) —американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма, а затем концептуального искусства и поп-арта. В своих работах тяготел к технике коллажа и редимейда. В своих работах использовал мусор и различные отбросы.

     Ранние  работы Раушенберга были попыткой избавиться от стереотипов «живописного метода»  и возвышенных целей традиционного  искусства. Например, он стер рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием Стертый де Кунинг. В течение 1950-х годов в работах Раушенберга постепенно возрастало количество реальных предметов – газетных фотографий, кусочков ткани, дерева, консервных банок, травы, чучел животных – до тех пор, пока не достигалось ощущение, что холст или вся композиция вот-вот прорвется в какой-то другой мир, странно искаженную реальность. Две ключевые работы Раушенберга – коллажи Кровать (1955) и Монограмма (1955–1959). Первая из них представляла собой настоящую кровать Раушенберга, забрызганную краской и поставленную вертикально, как картина; второй коллаж был украшен чучелом ангорской козы. В шестидесятые годы Раушенберг стал устраивать перфомансы, сотрудничать с инженерами и использовать различные печатные материалы; он стремился выразить сложность и многослойность существования современного индустриального общества. В 1980-е годы были опубликованы несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые явились логическим завершением частого использования фотографического материала в коллажах и воплощением представления автора о мире как о нелепом нагромождении образов [2, с. 168].

     Рой Лихтенште́йн (1923-1997) — американский художник, представитель поп-арта. Заимствуя темы и имитируя технику коммерческой иллюстративной продукции – комиксов, киноафиш, рекламы, – Лихтенстейн сформировал иконографию американской потребительской культуры.

     Лихтенстейн родился 27 октября 1923 в Нью-Йорке  в состоятельной семье. В 1940 поступил на факультет изобразительного искусства  в университет штата Огайо. В 1960 Лихтенстейн познакомился с Клаасом Олденбургом, Джимом Дайном и другими нью-йоркскими авангардистами. В то время в Нью-Йорке часто устраивались «хэппенинги». Именно из этих полуимпровизированных-полутеатральных представлений, когда обычные предметы помещались в необычный контекст, Лихтенстейн и его коллеги развили новый, поэтизирующий повседневность стиль – поп-арт.

     В своих первых работах в стиле  поп-арт Лихтенстайн использовал  самые банальные темы и предметы коммерческого производства: мячики для гольфа, кроссовки, хот-доги и другие товары потребления, позы, напоминающие порнографические фотографии (Девушка с мячом, 1961), и сцены грубого насилия из комиксов и бульварной беллетристики (Торпедо ... лос!, 1963). В других его произведениях в подобной стилизованной и иронической манере трактуются сюжеты и формы, характерные для кубизма, фовизма, сюрреализма, абстрактного экспрессионизма и других направлений современного искусства. Лихтенстейн создавал также скульптуры, монументальные росписи и картины, столь же абстрактные, как и живопись, которую он порицал в своих работах в стиле поп-арт.

     Клас  Олденбург (1929) —американский скульптор шведского происхождения, классик поп-арта. Сын шведского дипломата, Олденбург с 1936 г. жил в США. Он жил, главным образом, в Нью-Йорке и Чикаго, в 1946-1950 гг. учился в Йельском университете, а затем, до 1954 г., в Институте искусств в Чикаго. В 1960-е гг. Олденбург много выступал с разного рода хэппенингами. Позднее он стал более привержен объектному искусству.

     Наиболее характерный приём Олденбурга — скульптурное изображение достаточно небольшого и совершенно обыденного предмета в несоразмерно гигантском масштабе, а зачастую также причудливо окрашенного и неожиданно расположенного в пространстве [10, с.78]. Изначально носившие провокативный характер, произведения Олденбурга сегодня прочитываются как изящная игра, легко вписывающаяся в урбанистический пейзаж, — поэтому со временем работы Олденбурга активнее задействуются в качестве визуального решения городской среды. Так, вход в рекламное агентство «Chiat\Day» в Лос-Анджелесе выполнен Олденбургом в виде гигантского чёрного бинокля, а в Милане на площади перед железнодорожным вокзалом Кадорна в землю наполовину воткнута гигантская иголка с торчащей из неё яркой красно-жёлто-зелёной ниткой (на противоположной стороне площади имеется другой конец нитки, с узелком). В 1989 г. Олденбургу была присуждена Премия Вольфа в области искусства, в 1995 г. — Премия Рольфа Шока.

     Джордж  Сегал (1924-2000) — американский художник, и скульптор, известный своими работами из гипса. Ранние рисунки Сегала и его полотна из 1950-х годов показывают сложный мир людей, оказавшихся в драматических жизненных ситуациях. Как скульптор, начавший работать в эпоху поп-арта, Сегал создаёт свои произведения из гипса и презентирует в 1959/1960 годах первую ситуативную работу Man on a bicycle, изображавшую гипсовую фигуру велосипедиста на обычном фабричном велосипеде. Первые его гипсовые фигуры имели каркас из дерева или проволоки. С 1961 года он делает уже гипсовые отливки напрямую, снимая их с частей человеческого тела. В последующие годы появляются (с применениями сопровождающих обычных предметов) такие энвайронмент, как «Синема» (1963) и «Ресторан» (1967). В начале 1980-х годов Дж. Сегал создаёт скульптурные натюрморты из гипсовых фруктов. Работает также с бронзой (композиции): «Женщина у озера» (бронза, покрытая белым лаком, 1985), «Случайная встреча» (бронза, 1989), «Женщина на скамейке» (бронза, покрытая белым лаком; металлическая скамья, 1989).

     Работы Сегала отвечают основным принципам американского поп-арта – течения. Его вдохновляли образы повседневной жизни. Комиксы, реклама и продукты промышленного производства стали источниками ее образного мира. Один из основателей поп-арта – Ричард Химильтон определил его содержание следующими словами: популярный, недолговечный, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, шутливый, шикарный и Большой Бизнес. Мгновенность сюжета подчеркивается в живописи с помощью техники, которая напоминает эффекты фотографии, в скульптуре – тщательным воссозданием мелких деталей. Воспроизводя ежедневные, рядовые, общие стороны человеческой жизни, Сегал всегда оставляет в пространстве своих произведений место для зрителя [8, с. 95]. 
 

     4. Разновидности поп-арта 

     Поп-арт  как художественное направление  имеет ряд разновидностей (течений):

  • оп-арт (художественно организованные оптические эффекты, геометризованные комбинации линий и пятен),
  • окр-арт (композиции, художественная организация окружающей зрителя среды),
  • эл-арт (движущиеся с помощью электромоторов предметы и конструкции, это течение поп-арта выделилось в самостоятельное художественное направление — кинетизм).

     Оптическое  искусство (оп-арт) — искусство зрительных иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия плоских и пространственных фигур. Оптическая иллюзия изначально присутствует в нашем зрительном восприятии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в мозге зрителя. Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому им уделяли пристальное внимание психологи. При восприятии реальных объектов иллюзии возникают редко. Поэтому, чтобы выявить скрытые механизмы человеческой перцепции, необходимо было поставить глаз в необычные условия, заставить его решать нетиповые задачи. Задача оп-арта — обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой. В оптической живописи простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры. К примеру, в картине Виктора Вазарели «Тау-дзета» (1964) квадраты и ромбы непрерывно перестраиваются по схеме греческих букв, но так и не объединяются в определенную конфигурацию. В другой работе Вазарели — «Сверхновые» (1959—1961) две одинаковые контрастные формы создают ощущение перемещающейся вспышки, покрывающая поверхность сетка через некоторое время отделяется и зависает, а вписанные в квадраты круги исчезают и снова появляются в различных точках. Плоскость непрерывно пульсирует, то разрешаясь в мгновенную иллюзию, то снова смыкаясь в непрерывную структуру. Название картины отсылает к представлению о взрывах космической энергии и зарождению сверхновых звезд. Непрерывно колеблющиеся поверхности «сверхсенсорных» картин заводят восприятие в тупик, вызывают зрительный шок. В работе Бриджит Рили «Катаракта-III», 1967 создаётся эффект движения волн.

     Оп-арт  объединил поп-арт с традициями геометрического абстракционизма. В национальном музее в Вашингтоне в 1963 г. можно было видеть огромную композицию из блестящей медной проволоки. Это произведение оп-арта изображало солнце, являвшееся фокусом медной паутины («неба»). Композиция от малейшего движения воздуха тихо колыхалась и переливалась тысячами тончайших медных нитей [3, с. 65].

     В 1964 г. в Амстердаме в Государственном  музее рядом с залами, где висят  картины Рембрандта, открылась выставка поп-арта. Вот представленный там образчик окр-арта (окружающего искусства): у стены стоит трельяж, на его подзеркальнике аксессуары дамского туалета — флакон, пудра, пуховка, маникюрный набор, перед подзеркальником пуфик. Все предметы совершенно реальны, однако на пуфике сидит белая, из нетонированного гипса, фигура женщины. В руке эта гипсовая женщина держит реальную расческу, которой причесывает свои гипсовые волосы. Для этой композиции характерен эпатирующий контраст реальных предметов с гипсовой фигурой.

     Другой  экспонат той же выставки дает представление  об эл-арте (движущемся искусстве). На постаменте посредине зала стоял сложный механизм, напоминающий увеличенное внутреннее устройство ходиков. Однако в отличие от часового механизма это сооружение из колесиков, шестеренок, винтиков и шкивов было лишено строгой логической простоты и практической целесообразности. Где-то внутри этой конструкции находился электромотор. Зритель должен был подойти к произведению и нажать на бросающуюся в глаза красную кнопку, тем самым как бы вступив в сотворчество с автором. После этого сооружение пробуждалось к жизни: колесики и шестеренки начинали вращаться, движение постепенно передавалось снизу вверх, другим шестеренкам и наконец, металлическому прутику-пестику, возвышавшемуся над сооружением. Пестик начинал медленно вращаться над головой зрителей, надтреснуто звеня прикрепленным к концу пестика бубенчиком. Проделав несколько кругов, пестик замирал, механизм останавливался и пребывал в неподвижности до тех пор, пока следующий зритель вновь не приводил его в движение нажатием кнопки [11, с.36]. 

 

     

     Заключение 

     Подводя итог вышесказанному, можно сделать  следующие выводы.

     Поп-арт (англ. Pop Art от popular art – популярное, естественное искусство) – течение в авангардном искусстве Западной Европы и США 1950-1960-х гг., в котором изобразительное творчество подменялось композициями из реальных объектов, как правило, в неожиданных или совершенно абсурдных сочетаниях.

Информация о работе Поп-арт как направление в искусстве