Пещерная живопись Палеолита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:39, доклад

Описание

Из живописи Альтамиры наибольшую известность получил плафон - роспись низкого потолка в одном из "залов" пещеры слева от входа. Общая площадь плафона - около 100 кв.м. Из более чем 20 фигур нарисованных здесь животных (в основном, бизонов, хотя есть и лошадь, и кабан, и олень), большинство нанесено на естественные выпуклости потолка. В Альтамире есть небольшая комната длиной где-то не более двух метров, которая также украшена росписями из охры. Археологи до сих спор не могут определить цели её назначения. В комнате очень низкий потолок, и чтобы увидеть на нём рисунки, посетителю нужно лечь на спину.

Работа состоит из  1 файл

Пещерная живопись Палеолита.doc

— 33.00 Кб (Скачать документ)

Альтамира

Альтами́ра (La cueva de Altamira) — пещера в Испании  с полихромной каменной живописью  эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985.

Пещера  длиной 270 м состоит из серии двойных  коридоров и зал. Главная зала составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил кроме животных. Рисунки представляют изображения бизонов, лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта. Всего насчитали 23 изображения.

Из живописи Альтамиры наибольшую известность получил плафон - роспись низкого потолка в одном из "залов" пещеры слева от входа. Общая площадь плафона - около 100 кв.м. Из более чем 20 фигур нарисованных здесь животных (в основном, бизонов, хотя есть и лошадь, и кабан, и олень), большинство нанесено на естественные выпуклости потолка. В Альтамире есть небольшая комната длиной где-то не более двух метров, которая также украшена росписями из охры. Археологи до сих спор не могут определить цели её назначения. В комнате очень низкий потолок, и чтобы увидеть на нём рисунки, посетителю нужно лечь на спину. Помещаются в комнатке не более трех человек. Одна из версий, что древние люди использовали её для поклонения богам. Из-за бесконечных посещений пещеры рисунки начали портиться, поэтому в 1977 году Альтамира была закрыта. Однако, совсем недавно, в 200 метрах от настоящей пещеры, была открыта точная искусственная копия Альтамиры.

 

Ласко

Пещера  Ласко или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) во Франции — один из важнейших палеолитических  памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.

Пещера  Ласко относительно небольшого размера: совокупность галерей имеет длину  примерно в 250 м при средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.

Чтобы упростить описание, пещеру по традиции разделили на некоторое  количество зон, соответствующих залам  и определённой цветовой гамме. Эти  образные названия, которые существуют сейчас, предложил А. Брейль.

1) В «зале быков» (фр. salle des Taureaux, Rotonde) находится самая красочная композиция Ласко. Её кальцитные стены плохо подходили для гравировки, поэтому были украшены живописными изображениями внушительных размеров: некоторые из них достигают 5 м в длину.

Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два  с одной стороны и три с  другой. Двум зубрам с северной стены  сопутствуют десяток лошадей  и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде  рога, за что он и получил название «единорог». На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и потому плохо различимым. Считается, что шесть точек над головой одного из зубров представляют собой изображения скопления Плеяд в созвездии Тельца.

2) В «осевом  проходе» (фр. Diverticule axial) также изображены быки и лошади, окружённые оленями и каменными баранами. На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком на высоте 2,5 м от уровня грунта. Некоторые животные изображены на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям, выполнение которых требовало строительства лесов, следует прибавить многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники).

3) В «пассаже»  (фр. Passage) многие изображения были сильно повреждены, в особенности из-за движения воздушных масс.

4) «Неф» (фр. Nef)  насчитывает четыре группы фигур: отпечатки, чёрная корова, плавающие олени и пересекающиеся бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами, в том числе цветной плоскостью, разделённой на равные квадраты. А. Брейль назвал их «гербами». Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши или одежда из раскрашенных шкур.

5) «Кошачий  лаз» (фр. Diverticule des Félins) обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих. Одно из которых, судя по всему, метит территорию. В эту галерею довольно сложно попасть, но там можно увидеть гравировки диких животных, выполненных в довольно примитивном стиле. В том числе там есть лошадь анфас, довольно необычный пример палеолитического искусства, так как обычно животные изображались в профиль или с помощью приёма «кривой перспективы».

6) В «апсиде» (фр. Abside) представлено около тысячи гравированных изображений, некоторые из них наложены на живописные рисунки. Здесь есть как животные, так и символы, в том числе единственное изображение северного оленя в Ласко.

7) В «шахте» (фр. Puits) находится одна из самых загадочных сцен Ласко: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражён дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображён удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. На противоположной стене изображена лошадь. Кроме того, в данной композиции присутствуют две группы интересных знаков:

Между человеком  и носорогами — три пары точек (такие же есть в глубине «кошачьего лаза» и в самой отдалённой части пещеры).

Под изображением человека и бизона — сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике из песчаника, найденных неподалёку от этого места.

Художественные приёмы

Среди художественных приёмов, которые использовались первобытными художниками, следует отметить:

-Полихромия,

-Растушёвка,

-Перспектива,

-Незакрашенные места в картине,

-Использование  естественных контуров стен для  создания объемного изображения

-Искажённое изображение.


Информация о работе Пещерная живопись Палеолита