Первые российские промышленные выставки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:31, лекция

Описание

Советский раздел Международной выставки декоративных искусств и
художественной промышленности, проходившей в 1925 г. в Париже,
размещался в нескольких павильонах. Экспозиции, посвященные де-
коративно-прикладному искусству, полиграфии, рекламе, архитектуре,
театру и художественному образованию, располагались в Гран-Пале
(это здание с ажурным металлическим перекрытием было построено в

Работа состоит из  1 файл

дизист.docx

— 95.06 Кб (Скачать документ)

 
21. Рекламная графика в России.

 
22. Традиции и новаторские технологии  в японском дизайне.

Европейские историки и критики  дизайна отмечают, что в японском

дизайне сочетаются дух Востока и Запада, историческое прошлое и

завтрашний день.

«Японскому дизайну свойственна  живость и легкость итальянско-

го и французского постмодерна, немецкая точность, гибкость класси-

ческого скандинавского стиля, бравурность американского стайлин-

га... С одной стороны, он эклектичен, а с другой, если принять во

внимание конечный результат, —  оригинален»

В нем естественно переплетаются  традиции ремесла с бережным

отношением к натуральным материалам и высокотехнологичное про-

изводство. Особенно это свойственно классике, такой, например, как стул «Butterfly» Сори Янаги (рис. 73). В этом стуле соединились традиции

японского дизайна, созерцательность простоты, отработанная века-

ми эргономика с новыми тенденциями в искусстве начала XX в.,

стремлением к геометричности, элементарности форм.

Также традиционны и в то же время авангардны бумажные абажуры для светильников скульптора и дизайнера Исаму Ногучи.

Когда в Москве в 1983 г. проходила  выставка японского дизайна,

ее устроители использовали эффектный  ход для того, чтобы познако-

мить людей совершенно другой культуры с достижениями художни-

ков, контекстом жизни и традициями. Был представлен каталог, «по-

строенный» дизайнером-графиком Танака Икко по принципу

календаря.

Четыре сезона, четыре состояния  природы и настроения.

Весна. Весенние мотивы в росписи  лаковой шкатулки и одежде,

плотницкие инструменты, стул «Butterfly» и юмористические керами-

ческие фигурки в духе поп-арта.

Лето. Стул из стеклянных плоскостей и бумажные абажуры, плете-

ные ширмы и корзинки для еды. Стальные ножи и керамические нож-

ницы. Традиционные заводные игрушки и пластмассовые роботы.

Осень. Яркие цвета опадающей  листвы. Четырехструнный музы-

кальный инструмент и электроорган фирмы «Ямаха». Летящие журав-

ли на шкатулке и изображение  рисовых стеблей с колосьями  на теат-

ральном костюме. Элегическое настроение во всем.

Зима. Зимний пейзаж на кимоно, огонь  очага и стоящий на огне

чайник, современная кухня, тепло  и уют, ледяной дворец и мотонар-

ты, игрушки-головоломки и компьютер.

К представленным на выставке осенним  мотивам вполне могла бы

подойти и сделанная десятилетием позже настольная лампа «Жу-

равль» Исао Хосоэ. В ее устройстве масса технических находок. Под-

ставка бесшумно и мягко перемещается по столу на скрытых колеси-

ках. Противовес всегда удерживает абажур в горизонтальном

положении, на какую бы высоту вы его ни подняли. И в то же время

эта вещь символична и традиционна.

История японского дизайна как  история массового серийного  произ-

водства начинается, быть может, с 1868 г. , когда страна открыла двери

для европейцев. Процесс модернизации, занявший около 100 лет, был

направлен на внедрение западных технологий з тяжелую и легкую

промышленность.

В 1899 г. на японском рынке появляется электрическая лампа, вы-

пущенная компанией, прародительницей современной «Тошибы».

В 1919 г. Камасуки Мацусита основывает компанию по производству

электроприборов, известную ныне под брэндом «Панасоник». В 1925 г.

начинается выпуск радиоприемников, основанных на американских

моделях. Когда в 1926 г. император Хирохито взошел на трон, миллио-

ны японцев слушали репортаж о церемонии у себя дома. К 1931 г. было

продано почти 900 тыс. радиоприемников.

В период Тайсё (1912—1926), краткий, но культурно насыщенный,

японский графический дизайн многое заимствовал из стиля ар деко

и кубизма. В это время возник интерес и к русскому авангарду. С 1926

по 1974 г. издавался ежемесячный  журнал «Новости промышленного

искусства». Важную роль в развитии дизайна играл Институт промы-

шленного искусства, созданный при Министерстве торговли. В ос-

нову теоретической базы института легли взгляды Бруно Таута, изве-

стного архитектора, члена «Веркбунда», эмигрировавшего в СССР из

нацистской Германии. В 1933 г. он приехал  в Японию, а в 1936-м стал

консультантом института.

В 1940 г. Японию по приглашению Министерства торговли посе-

тила французский дизайнер Шарлотта Перрио, автор многих проек-

тов мебели и интерьеров, работавшая вместе с Ле Корбюзье. Перрио

знакомилась с традиционными японскими  ремеслами и материала-

ми, а перед возвращением в Европу организовала выставку под назва-

нием «Традиция — Выбор — Творчество», представив на ней свои ди-

зайнерские работы, сделанные за время пребывания в стране из

традиционных материалов — бамбука  и дерева.

Наряду с тенденцией развития промышленного  искусства в евро-

пейском духе сохранялась линия на возрождение народных традиций в производстве предметов быта. Соцу Я наги основал Ассоциацию на-

родного искусства, преследующую цель открыть заново красоту, цело-

стность, рациональность повседневных вещей, созданных аноним-

ными мастерами.

Вторая мировая война кончилась.

Институт промышленного искусства  получил приказ в кратчай-

шие сроки подготовить проекты 30 образцов мебели и организовать

производство для того, чтобы  обставить более 20 тыс. домов, выстро-

енных для оккупационных сил. На основе американских моделей японцы также производили для этих домов электрооборудование, стиральные машины, холодильники, кухонные принадлежности. За два года Япония овладела американской промышленной технологией в бытовых отраслях. Американские вещи все более и более проникали в японскую культуру и быт. Сформировался образ «западного стиля жизни», частично сохранившийся и поныне.

Когда оккупация Японии официально завершилась, страна всту-

пила в индустриальную эпоху, ознаменовавшуюся своеобразной «потре-

бительской революцией. выросло производство телевизоров, холодильников

Мотивы американского дизайна  нередко буквально воспроизво-

дились в формах бытовой радиотехники или транспортных средств.

Сверхскоростной японский поезд «Хикари» 1960-х гг. напоминал об-

текаемые дизельные поезда США 1930-х гг.

В то же время не прекращалось и  развитие традиционных ремесел

и технологий. Известный во всем мире дизайнер Сори Янаги, работая

над излюбленными для японского  дизайна темами — мебелью и  кера-

мической посудой, сумел примирить традиции ремесла, чистоты фор-

мы и стандартизацию, технологичность  промышленных изделий.

Обретение самостоятельности

В I960—1970-х гг. экономика Японии, а с ней и дизайн вступили в но-

вый этап. Проводятся международные  конференции по дизайну,

в 1973 г. в Киото состоялся конгресс ИКСИД. Японские дизайнеры и

графики оформляют Всемирные выставки (Осака, Окинава), разраба-

тывают фирменные стили этих мероприятий. В 1964 г. в Японии про-

ходят Олимпийские игры, для которых  Масару Кацумие создает ин-

тернациональную систему визуальных коммуникаций. Дизайн

становится не просто инструментом организации этих событий, не

только связующим звеном, но и  постоянной темой обсуждений ши-

рокой общественностью. С дизайном начинают связывать решение

многих проблем человечества: экологии, урбанизации, образования,

взаимодействия национальных культур.

Ханае Мори — первый японский модельер, получившая известность

на Западе, второй — Кензо Такада, третий — Иссей Мияке. Формы

его одежды навеяны традиционными  японскими мотивами. Конст-

рукция кимоно — «вечная» тема для современных дизайнеров, кото-

рых подкупает геометрическая простота выкройки. Мияке учился как

график в университете Тама в Токио, занимался театральными поста-

новками, стажировался в Париже у модельеров Юбера де Живанши и

Ги Лароша. Именно в Париже прошел его первый крупный показ мо-

делей одежды. И уже как модельер он вернулся в Токио и открыл свою

студию. Мияке стремится делать такую одежду, в которой человек чувствовал бы себя свободно, естественно, раскрепощенно. Его моде-

ли всегда выполняются из мягких фактурных тканей, трикотажа, позволяющих вмешиваться в саму конструкцию переплетений, создавать комбинации из нитей с различными свойствами.

Японцы первыми вступили в постиндустриальную эру. Своеобраз-

ной точкой отсчета стало появление популярной модели портативно-

го плеера «Sony Walkman»

После коммерческого успеха плеера «Walkman» многие компании

открыли отделы по изучению рынка  для того, чтобы оперативно от-

слеживать новые тенденции, предпочтения разных социальных

групп, точно выявлять запросы.

В Японии уже в средней школе  вводятся специальные занятия по

цвету, моделированию форм и предметов. Оригами как искусство

трансформации из плоскости — неотъемлемая часть обучения. Изоб-

ретательность и пространственное воображение, вкус к технологии и

алгоритмам моделирования, абстрактное  и символическое мышле-

ние — все это развивается в ходе складывания объемных фигур из

квадратного листа бумаги.

От моделирования форм из бумаги — к пониманию взаимоотно-

шения человека и вещи, пониманию факта рождения и умирания ве-

щи. «Человеческие чувства, сформированные в совокупности всех

этих разнообразных ощущений, позволяют  осознавать красоту бытия

вещей» — такова задача обучения в школе

 
23. Теория и практика дизайна  в творчестве Т.Мальдонадо.

 

 
24. Проблемы развития современного  дизайна.

 
25. Создание ВХУТЕМАСа, его роль  в разработке принципов промышленного  искусства в СССР в 1920-1930 гг.

После октябрьской революции 1918 года в России совершается реорганизация  всей системы художественного образования. Во многих городах были созданы учебные  заведения нового типа – Свободные  государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской у выбранного им руководителя – в Москве на основе Строгановского училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы Первые и Вторые СГХМ. Однако, уже через год обучения по новой методике были выявлены целый ряд недостатков. Главный из них заключался в «субъективности» обучения: студенты осваивая профессиональные приемы того или иного мастера, не получали широкого художественного образования. Такая ситуация не устраивала не студентов ни преподавателей – они хотели выработать объективные приемы формообразования, научно обосновать свои творческие эксперименты, свои критерии оценки произведений искусства.  Двумя годами позже в 1920 была произведена вторая реформа образования. В Москве Первые и Вторые СГХМ были слиты в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).

Перед ними стояли задачи: «объективизация» процесса обучения художественным дисциплинам;  сближение различных видов искусства  и выработка общей методики их преподавания и сближение художественных…  с массовым производством. Студенты принимали участие в общественной жизни училища на ровне с преподавателями, что усиливало творческий потенциал, такая самостоятельность являлась генератором новых идей.

Целью ВХУТЕМАСа бала подготовка художников-мастеров  к промышленной работе, а также подготовка инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования. 

ВХУТЕМАС состоял из восьми факультетов: архитектурного,  деревообделочного, металлообрабатывающего,  полиграфического, текстильного и керамического, а также живописный, скульптурный. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении. Первым деканом был Александр Родченко. Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику. На графическом факультете ВХУТЕМАСа были отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и наборно-печатное. Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые В. Фалилеев, А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др.

Во ВХУТЕМАСе был введен макетный способ проектирования. Его автор  Ладовский считал что будущий архитектор должен учиться мыслить объемно пространственной компазицией, эскизировать не на бумаге, а в объеме. В 1926 году ВХУТЕМАС переименовали в Высший художественно-технический институт (ВХУМЕИН). В конце 20-х годов обнаружился резкий дефицит специалистов с высшим образование, было принято решение расширить количество вузов и сократить сроки обучения. В связи с этим ВХУТЕИН был расформирован с распределением факультетов по определенным отраслям, так на его основе были созданы: Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ), ныне МАРХИ, Московский полиграфический институт и Художественным факультет московского текстильного института.

 


Информация о работе Первые российские промышленные выставки