Персидские ткани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:17, реферат

Описание

С восстановлением самостоятельности Персии, при династии Сефидов (1485-1732) столица переносится в Испагань, и здесь учреждается настоящая художественно-промышленная школа, развивающая и углубляющая достижения монгольских мастерских. Европейские путешественники 18 века, удивляясь разнообразию шелкового производства в Персии, подробно описывают ткани, бывшие в то время в употреблении на месте и служившие предметом вывоза из страны (см. рис.1).

Работа состоит из  1 файл

Персидские ткани-готовый.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

Яркая и иногда примитивная  расцветка иранских паласов первоначально  делалась из простых натуральных красок по древним рецептам изготовления.

 

ПЕРСИДСКИЕ КОВРЫ.

Подлинно «золотым»  временем для ковроделия  были 16-17 столетия. В этот период совершенствуется техника ковроделия, складываются характерные  принципы орнаментации, по которым  различаются типы ковров. Мастерские возникают в разных областях и городах Ирана. того же ковра хранятся в музеях разных стран.

Ковры, изготовлявшиеся  в Персии, представляют собою исключительные произведения текстильного искусства, как в смысле техники, так и в смысле необыкновенного искусного сочетания тонов. Их сюжетами являются главным образом сцены придворных охот (см. рис.32), персонажи восточных сказок, фигуры животных, птиц, цветы, травы и разнообразный, необыкновенно изящно нарисованный орнамент, оплетающий, вместе с цветами, все изображаемые фигуры и сцены. Сложность и разнообразие композиций, в связи с мягким и красочными колоритом, создали персидским коврам такую славу, что работы придворных мастерских Сефидов ценятся в настоящее время буквально на вес золота (см. рис.33). Куски их рассеяны по всему свету. Нередко части одного и того же ковра хранятся в музеях разных стран.

Два ковра музейного  фонда принадлежат к этой эпохе (оба во фрагментарном состоянии). Один из них соткан из шерсти на хлопковой  основе. На фоне глубокого синего тона – крупные цветы, соединенные вьющимися побегами. Даже по небольшому фрагменту можно судить о высоких декоративных качествах этого ковра.

 

«ПОЛЬСКИЕ» КОВРЫ.

Помимо ковров, изготовляемых  для нужд двора и мечетей, то есть для внутреннего рынка, Персия еще в 16 веке в своих государственных придворных мастерских производила специальные работы для экспорта. Подобные ковры долгое время были известны под названием «польских». Однако они производились в Иране в шахских мастерских Исфахана и предназначались специально для подарков от иранских посольств иноземным государям. Ковры отличались богатством технических приёмов: наряду с узелковой техникой здесь использовалось тканью золотой и серебряной нитью с помощью специальных утков. По большей части они не крупны по размерам и представляют собою ткань, в которую местами введены золотые нити. Нередко такой ковер бывает искусно сшит из двух полотнищ и обшит, как бордюром, узкой полоской другой ткани или аналогичного или же совершенно чуждого узора. Узкий борт скреплен тонкой и прочной тесьмой. С исподу ковры обычно подложены какой-нибудь бумажной тканью. Два таких ковра находятся в Музее восточных культур в Москве, другие – в Московской оружейной палате (см. рис. 34), ленинградском Эрмитаже и в других местах. Ковры Музея восточных фигур имеют узоры орнаментального характера, состоящие из рассеченного арабского листа обычной формы. Главное, что подкупает в них,- это богатство преобладающих золотисто-коричневых тонов.

Фрагмент другого, шелкового, ковра при реставрации оформлен бордюром из такой же ковровой ткани. Украшающий его орнамент необычен для иранского ковра. Это сильно стилизованные растительные формы, превращенные в крупные «пальметты», соединенные побегами. Колорит строится на основе желто-оранжевого цвета ворсовой поверхности, оживленного вкраплениями бирюзового, нежно-голубого, светло-зеленого цветов и обогащенного тускло мерцающей металлической нитью.

В 18 веке, после падения  Сефевидов, шахские ковродельные и  ткацкие мастерские, где производились лучшие изделия, прекратили работу. Качество ковров заметно ухудшилось.   Однако до нашего времени дошло немало ковров 18 – 19 веков, всё же обладающих довольно высокими художественными достоинствами.

В орнаментах ковров сохраняются, как отзвук древних геральдических и звериных мотивов, изображения звериного гона и хищников, терзающих зайцев или ланей. Такие изображения украшают большой шерстяной ворсовый «Хорасан» 18 века из коллекции музея.

Своеобразно стилизованные  фигуры людей, животных, птиц включены в геометрический узор дорожки из верблюжьей шерсти «хамадан» 18 века           (см. рис.35). В её композиции нет продуманной рафинированности, характерной для ковров шахских мастерских. Крупные традиционные ромбовидные медальоны, составляющие композиционный стержень дорожки, несколько видоизменены, в узор введены новые детали, что создает впечатление непосредственности, свойственной произведениям народного творчества.

Декор ковра обычно связан с его назначением. Кроме светских ковров с вышеупомянутыми сюжетами, выделывались ковры специального назначения, так называемые молитвенные, меньшего размера и строгого рисунка                 (см. рис.36, 37), «намазлыки» - молитвенные ковры – имеют композицию, в основе которой – изображение михрабной ниши. Особый тип такого молитвенного ковра был создан в Кашане (см. рис.38). Небольшие кашанские шелковые «намазлыки» 19 века украшены цветущими деревьями, вазами с букетами цветов. В них преобладали орнаментальные формы и клейма с изречениями из Корана, символические изображения внутренности мечетей, с двумя рядами колонн и горящими лампадами, свешивающимися с потолка на ажурных цепях. Из растительных форм чаще всего можно встретить кипарис, сильно стилизованный и приближенный к общему характеру всей композиции.

Начавшееся в 70-х годах 19 века применение анилиновых красителей привело к резкому падению качества ковров. Изделия конца 19 – начала 20 веков значительно уступают своим средневековым предшественникам. Стараясь улучшить свои товары, ковроделы часто пытаются воссоздать старый прославленный узор.

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОВРОВ.

Шерсть состригается с овец вручную и затем промывается  от грязи и мусора. После очистки  и сортировки шерсть раскладывают  и сушат. С недавних пор в Иране  внедрены в производство моющие, красящие и прядущие аппараты, приспособленные к ковроткачеству. Шерсть подвергается окрашиванию растительными и животными красящими веществами. В каждой провинции существуют свои методы и формы окрашивания. После этой процедуры она промывается в чистой воде и развешивается для сушки. Растительные красители получают из корней мадера, скорлупы грецких орехов, листьев винограда, стеблей спаржи, сорняка, кожуры гранатов. Животные красители получают из кохинила, прокисшего молока, корней гарагу и т.д. минеральные и химические вещества также используются в сочетании с красящими веществами, такими как каустическая сода, лимонная кислота, гидросульфиды. Эти химические вещества необходимы для того, чтобы закрепить краску и предотвратить ее от вымывания или стирания.

Дизайнер рисует эскиз на листе бумаги в одну четверть всего ковра, а затем путем симметричного наложения завершает весь рисунок. Этот эскиз раскрашивается и проходит через руки оператора, который, расположив его перед собой, ткет ковер в соответствии с этим рисунком.

В Иране существуют два  метода ковроткачества: турецкий и  персидский. Турецкие ковры ткутся с помощью крючкообразной иглы. По персидскому методу ковроткачества не используют иглу, а завязывают внутренние узелки вручную.

Ковры, изготовленные  турецким методом, более прочны по текстуре, что зависит от метода завязывания узлов, который совершенно отличается от персидского метода. Персидский ковер, по причине своеобразного метода завязывания узлов, имеет совершенно ровную поверхность на изнанке изделия. Изнанка этих ковров выглядит прекрасно и является совершенно гладкой, в то время как количество узелков, сделанных на каждом сантиметре по всей поверхности ковра такое же, как и на турецких.

Станок представляет собой раму, изготовленную из дерева, на которой растягивается полотно между верхней и нижней перекладиной. Полотно состоит из нитей, расположенных плотно друг к другу (качество ковра зависит также от плотности расположения и толщины нитей) и струящихся по длине полотна. На этих нитях завязаны шерстяные пучки, которые формируют ворс ковра. Когда один ряд узлов по ширине ковра завершается, вводится дополнительная нитка (чаще всего хлопчатобумажная) против основного направления узлов для того, чтобы придать узлам и всему изделию прочность и форму. Этот процесс повторяется ряд за рядом, до тех пор, пока не сформируется весь ворс ковра. Затем следует последняя часть операции, которую можно назвать стрижкой ворса. Он должен быть пострижен по желаемой длине для толщины объема шерстяных нитей. Таким образом, формируется плотный и густой ворс, который остригается как можно короче. Плотность узлов преимущественна, т.к. от этого зависит очертание рисунка, который должен быть четким и неразмытым. Для четкого рисунка  узлы должны быть ровными и упорядоченными. Если заглянуть на изнанку хорошо вытканного ковра, рисунок и цвета будут чистыми и такой ковер выгодно отличается от всех других аналогов. Ковры, вытканные машиной, имеют размытый рисунок. Очень заметно, что ковер выткан не руками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Мы сделали обзор  персидских тканей за промежуток времени  почти в 400 лет (с 14 по 17 век). За весь этот период характер и тип украшений тканей весьма мало эволюционирует. Если судить по персидским тканям русских коллекций,- лицевые изображения, встречающиеся в тканях 16 века, в 17 веке почти совершенно исчезают. Затем в 16 веке мы чае имеем дело с мелким узором, более дробным, с большей долей реализма и движения; в 17 веке преобладает узор более крупный, более стилизованный, с движением менее грациозным и легким. Стиль грубеет и тяжелеет вместе с окончательным закостенением персидского феодализма и с потерей Персией её прежнего торгового значения и могущества.

Искусство украшения тканей современного мусульманского мира, а в частности  и Персии, является упадочным и застывшим, неспособным к дальнейшему органическому развитию. Совершенство западной техники привело к тому, что экономически более мощные страны наводнили мусульманский мир своими имитациями восточных тканей. Лишь социальная революция и новая идеология пролетариата и освобожденного крестьянства способна на основе старой национальной традиции создать новое по формам и содержанию искусство тканей.

 

 




Информация о работе Персидские ткани