Ознакомление дошкольников со скульптурой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:01, реферат

Описание

Скульптура (лат. sculpture, от sculpo - высекать, вырезать) - это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых (дерево, камень, металл) или пластических материалов (глина, пластилин). Средствами художественной выразительности скульптуры являются пластичность объема, фактура его поверхности, насыщенность массы – ощущение ее тяжести или легкости, взаимосвязь трехмерной формы и пространства. Объектами скульптурного изображения являются люди и животные.

Работа состоит из  1 файл

кр по изо.docx

— 23.70 Кб (Скачать документ)
 

МОСКОВСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет педагогики и методики дошкольного  образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Теория и методика развития детского изобразительного творчества дошкольников» 

Тема: «Ознакомление дошкольников со скульптурой» 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Преподаватель: Осокина С. А., доцент

            Выполнила: ст. Арсеньева А.Ю., гр. 08/II-472 зд 
             
             
             
             
             
             
             
             

     Москва

     2010

     Определение и виды скульптуры

     Скульптура  (лат. sculpture, от sculpo - высекать, вырезать) - это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых (дерево, камень, металл) или пластических материалов (глина, пластилин). Средствами художественной выразительности скульптуры являются пластичность объема, фактура его поверхности, насыщенность массы – ощущение ее тяжести или легкости, взаимосвязь трехмерной формы и пространства. Объектами скульптурного изображения являются люди и животные.

     Скульптура  по своему назначению подразделяется на монументальную, станковую и декоративную. В каждой из этих областей применяются круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура – это полнообъемное изображение, которое может быть обозреваемо со всех сторон. Рельеф – это неполна объемная форма, частично выступающая над плоскостью. Рельеф имеет разновидности: барельеф - фигуры и предметы выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема; горельеф - изображение значительно выступает над плоскостью, а иногда лишь касается ее.

     Монументальная  скульптура создается для конкретного  архитектурно-пространственного или  природного окружения, отличаются единством  содержания, обобщенностью форм, крупным  масштабом и отражают значительные исторические события, создаются в  честь выдающихся людей. К данному  виду скульптуры относятся памятники, монументы, мемориальные сооружения, скульптурные композиции.

     Станковая скульптура не связана с предметным окружением и архитектурой конкретного интерьера, предназначена для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров; рассчитана на восприятие с близкого расстояния, предполагает продолжительный контакт со зрителем и побуждает его к сопереживанию. Распространены жанры анималистический, бытовой, портрет.

     Декоративная  скульптура объединяет многообразные средства пластического украшения городов, зданий и сооружений, садов и парков, общественных и частных интерьеров. Включает монументально-декоративную скульптуру (оформление архитектурных построек, садово-парковая скульптура, пластические детали оград, фонтанов), городскую скульптуру (декоративные статуи, группы, рельефы, орнаментальные композиции),мелкую пластику (украшение общественного и частного быта).  

     Особенности восприятия скульптуры детьми

     Придавая  большое значение скульптуре в становлении  нравственно-эстетического сознания, в формировании художественных вкусов, духовных потребностей, творческой активности личности, исследователи указывают  на необходимость использовать ее образы для эстетического развития ребенка. Учитывая возрастные особенности детей  дошкольного возраста (специфику  психики, малый жизненный и художественный опыт), в работе с детьми целесообразно  использовать, прежде всего, скульптуру малых форм, особенно анималистического жанра. Она особенно близка к восприятию ребенка и привлекает его внимание фактурой материала (терракота, стекло, дерево, фарфор, кость), цветом, размером, декоративностью. При восприятии образов мелкой пластики большое значение имеет понимание роли цвета. Скульптор использует натуральный цвет материала или предусматривает роспись по законченной и разработанной в деталях форме. Введение цвета значительно усиливает звучание таких произведений, облегчает постижение художественного образа. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного.

     Существуют  различия между восприятием скульптуры у младших и старших дошкольников. Для детей 3-4 лет характерно «действенно-игровое» отношение к образам искусства как к обычным предметам. Эмоциональные впечатления у них возникают чаще от сенсорных свойств и качеств: форма, цвет, фактура. Благодаря восприятию скульптурного образа происходит обогащение детского словаря, словесного творчества, так как ребенок придумывает рассказы про этих животных. До шестого года жизни дети не отличают от игрушки, не всегда понимают декоративную функцию мелкой пластики. К семи годам дети уже правильно определяют назначение скульптуры («для памяти», «для украшения»), вспоминают (по фотографиям) отдельные образы монументальной, станковой скульптуры, а мелкую пластику, как правило, не смешивают с игрушкой. Эстетическую оценку скульптуры они связывают с ее содержанием, отдельными сенсорными признаками (формой, цветом). Однако и у тех и других отсутствуют в речи слова «скульптура», «скульптор». Они заменяют их другими: «памятник», «сувенир».

     У детей старшего дошкольного возраста характерны самостоятельность выводов, интересные ассоциативные сопоставления, меткие названия образа. В их суждениях  ясно прослеживается собственное отношение  к авторскому замыслу. Такие эмоциональные проявления можно отнести к зарождающемуся чувству «наслаждения красотой» созданному скульптурой образа. 

     Особенности ознакомления детей со скульптурой

     В окружающей действительности дети встречаются  с разными видами произведений скульптуры и их необходимо научить понимать специфику «языка» скульптуры. И начинать знакомство следует со скульптуры малой формы, с декоративной народной игрушки. Данный вид скульптуры знакомит детей с образами животных и фигурами людей в действии. Знакомство со скульптурой может быть организовано: на занятиях, на выставке в группе, в музее.

     Во  время занятий детей знакомят с произведениями искусства посредством фотографий, слайдов, фильмов. Рассказы о том, как скульптор по-разному передаёт образ животных, помогают детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке, условность цветовой окраски. Воспитатели в доступной форме может разъяснить детям содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах.

     Также во время занятий дети могут зрительно  и тактильно обследовать скульптуру. Сначала вся фигура воспринимается в целом, а затем внимание ребенка  направляется на детали. Это расширяет  знания детей о различных событиях и явлениях жизни, Они познают  различные возможности изображения  знакомых им событий, животных, людей, понимают как красиво и разнообразно можно их вылепить. Наиболее доступно детям восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц. Важно научить детей точно называть и определять характер действия. Использование скульптуры на занятиях по лепке значительно обогащает процесс создания детьми пластического образа, выбор ими наиболее выразительных средств для передачи своего замысла.

     С целью знакомства детей со скульптурой  рекомендуется устраивать выставки скульптур в группе. Дети сначала под руководством воспитателя организованно рассматривают выставку, а затем самостоятельно рассматривают то, что им особенно понравилось. Систематически рассматривая скульптуру с детьми, воспитатель обогатит их восприятие. Для таких выставок детскому дошкольному учреждению необходимо иметь скульптуры разных жанров, например «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник»; сказочные образы: «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе». Важно иметь набор скульптур, изображающих животных, птиц.

     Большое значение в ознакомлении со скульптурой  имеет посещение музеев, где дошкольники  могут непосредственно увидеть  произведения искусства.

     Итак, обучение детей способам эстетического  восприятия скульптуры малых форм представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с  художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают возможность  делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный  опыт детей, а небольшие размеры  скульптуры малых форм делают её доступной  восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм анималистического жанра  не только эстетически обогащает  старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени  этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов  по скульптуре, в процессе которых  происходит формирование у детей  начальных суждений, эстетической оценки.

     Ознакомление  дошкольников со скульптурой способствует гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.  

Информация о работе Ознакомление дошкольников со скульптурой