Основные типы Египетских храмов. Особенности. Виды планировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:38, реферат

Описание

Египетская архитектура делится на две четко различимые группы: с одной стороны — жилища, с другой — гробницы и храмы. Жилища людей недолговечны, Они строились из непрочных материалов — глины и дерева. Гробницы и храмы, посвященные религиозным верованиям и памяти мертвых, строились для вечности и обладают неразрушимой прочностью.

Работа состоит из  1 файл

Основные типы Египетских храмов.docx

— 17.90 Кб (Скачать документ)

Основные типы Египетских храмов. Особенности. Виды планировки.

Египетская архитектура делится  на две четко различимые группы: с одной стороны — жилища, с  другой — гробницы и храмы. Жилища людей недолговечны, Они строились  из непрочных материалов — глины  и дерева. Гробницы и храмы, посвященные  религиозным верованиям и памяти мертвых, строились для вечности и обладают неразрушимой прочностью.

Климат и географическое положение  нильской долины глубоко влияли на развитие египетской архитектуры; храмы  и гробницы возводились из разных сортов камня, которыми была богата страна, в то время как жилые постройки  строились из недолговечного кирпича-сырца  и дерева, острый недостаток в котором  Египет восполнял за счет Финикии (и  войной и торговлей). Именно храмы  и гробницы, в отличие от практически  полностью исчезнувших городов, являются основными археологическими источниками, позволяющими реконструировать жизнь и, по возможности, мышление древних  египтян.

Египетский храм, если смотреть снаружи, не был особенно элегантен. Египтяне меньше заботились о том, чтобы рассказать посторонним о величии и силе бога, которому предназначался храм, уделяя больше внимания ритуалам, происходившим  внутри. Эти ритуалы были призваны обеспечить благосклонность богов  к Египту.

Планировка храма

Храмы строились двух видов: культовые, посвященные конкретному богу, обычно главному богу данного города или  местности, и погребальные, посвященные  памяти умершего царя, которого почитали, как бога. Во всех отношениях планировки этих двух типов храмов были одинаковы.

Передний двор. Передний двор окружен двойным или тройным рядом портиков. При входе стоят гигантские массивы пилонов, обычно представляющих собой высокую массивную стену с одной скошенной плоскостью. Пилон зажимает портал двери и увеличивается карнизом с выкружкой. Поверхность стен покрыта рельефами, не оставляющими свободным ни малейшего пространства. Скульптура дополняет архитектуру, не подавляя ее и не нарушая строгой непрерывности линий. Перед пилоном расположены мачты.

Примечание: Мачты с вымпелами  украшали наружный фасад пилонов  и располагались обычно симметрично  по сторонам от входа, перед обоими пилонами. Число их варьировалось: так  например, в большом Карнакском храме было по 8 шестов с вымпелами у каждого пилона.

По бокам дверного портала высятся  обелиски — коммеморативные стелы с именами основателя.

Примечание: Возникновение формы  обелиска восходит к V династии эпохи  Древнего царства (середина третьего тысячелетия  до н. э.). Таков, например, обелиск на мастабообразном цоколе в солнечном храме фараона Наузир-Ра. В эпоху Среднего царства (начало второго тысячелетия до н. э) обелиски вытягиваются и становятся более элегантными (например обелиск Сенусерта I; высота 20,5 м). Высота обелисков эпохи Нового царства еще более увеличивается: высота обелиска Тутмоса III 37 м, Хатшепсут 29,5 м, Тутмоса I—20 м и т. д.

Наконец двойной ряд овнов и  сфинксов завершают грандиозную  композицию.

Примечание: Самая длинная аллея  сфинксов с головами овнов соединяет  Карнакский и Луксорский храмы (время Рамсеса II, 1292—1225 гг.).

Храм рассматривался как жилище бога, и его планировка была аналогична планировке домов аристократии и  высших сословий. Они обычно состояли из нескольких приемных, откуда можно  было пройти в личные апартаменты  семьи. В храмах использовались те же типы помещений с обширными двориками  и залами, ведущими в приемную, и  с основной спальней, примыкающей  к гробнице. Основное различие состояло в том, что залы храма были расположены  в одну линию, чтобы от входа до святилища процессии могли двигаться  без поворотов.

К постройкам, связанным с храмом, относятся прежде всего служебные постройки, сгруппированные около святилища. Центром таких пристроек часто служит двор, расположенный позади святилища.

В Дендера в разрушенных стенах были найдены тайники, где могли сохраняться от воров предметы культа. Затем идут строения, предназначавшиеся, по-видимому, для школ, наподобие медрессе при мусульманских мечетях.

Рядом с основным зданием храма, но внутри внешней стены, располагалось  много других зданий. Они до сих  пор сохранились в некоторых  храмах, таких как Камак и Дендеры. В их число входят малые гробницы и часовни, среди которых часто находится та, где проводились ритуалы божественных браков и рождений. Там же располагались жилые дома жрецов, бойни и пекарни, где готовились жертвоприношения, колодец, поставлявший святую воду, и священное озеро, на котором проводились другие ритуалы.

И, наконец, необходимые в эпоху, когда деньги еще не были известны, — склады для жертвоприношений и  податей, уплачиваемых натурой. Целый  квартал позади Рамессеума занят длинными галереями, тесно прилегающими друг к другу и перекрытыми коробовыми сводами. В этих кладовых собирались приношения. Храм представлял собой целый город с жилищами жрецов и сокровищницами, в которых хранились его богатства. Все строения были обнесены кирпичной стеной, придававшей храму вид крепости.

Некоторые храмы использовались сотни  лет, их достраивали, перестраивали, разрушали  и отстраивали заново,

Египетский храм никогда не являлся  вполне законченным целым. В описанном  выше храме каждый из последующих  фараонов перестраивал дворы в крытые залы, строил новые дворы, ставя перед  ними новые пилоны. При таком постепенном  разрастании храма план его усложнялся, приобретая громадные размеры, подобные комплексу храмов в Карнаке, занимающему больше трех гектаров.овые пьесы-мистерии.

Что касается небольших храмов, то их планы довольно различны. Самый древний из всех — храм Сфинкса, построенный в виде буквы Т. Изящный план Элефантинского храма, представляющего собой целлу, окруженную портиками, повторяется впоследствии греческими храмами.

Стены храма украшались рельефными резными изображениями храмовых ритуалов. Произносимые во время ритуалов тексты также записывались на стенах. По расположению этих рисунков можно  иногда определить назначение различных  помещений. Эти рисунки не являлись просто учебными пособиями для проведения служб; церемония, проводимая при официальном  представлении законченного здания божеству, включала ритуал "Открытия Уст", благодаря которому все вырезанные фигуры обретали жизнь и вечную эффективность. Можно предположить, что изображения  сами по себе гарантировали вечное продолжение ритуалов, даже если жрецы  прекратят их исполнять.

По мере того как почитатели божества продвигались от входа в храм к  святилищу, дух таинственности постепенно нарастал. Размеры залов уменьшались, потолки становились все ниже, а уровень пола поднимался. Понемногу  исчезал и дневной свет. Из открытых двориков человек переходил в  крытые галереи, куда свет проникал только через специальные отверстия  в стенах: внутренние помещения были отрезаны от дневного света. Даже сегодня  экскурсии в некоторые храмы  проводятся при свете масляных ламп, и легко представить, как неверный, колеблющийся свет факелов на резных настенных изображениях и иероглифах в сочетании с пением жрецов и  курением благовоний вызывал чувство  благоговейного страха и изумления  у присутствующих. Большое значение имела и крыша храма. Там проводились  некоторые церемонии, например, единение божественной статуи с солнцем. Для  этого использовались специальные  лестницы с пологими ступеньками, по которым статую бога в маленькой  переносной гробнице можно было внести на крышу. Для подобных обрядов на крыше строились маленькие часовни.

Храмы представляли Египет в миниатюре. Огромный монументальный вход напоминал  по форме иероглиф, обозначающий горизонт или границы страны. С внешней  стороны этих ворот видны изображения  царя, разбивающего войска чужеземцев. Внутри здания стены залов разукрашены  под густые заросли, полы выкрашены, словно вода, потолки расписаны звездами. Египетские архитекторы не строили  сводчатых потолков, поэтому плоские  каменные блоки потолка поддерживали тесными рядами колонн в форме растений с капителями в форме папируса или лотоса.

Громоздкие каменные конструкции  храмов вместе с пирамидами и высеченными  в скалах гробницами смогли пережить века. Еще долгое время после того, как они потеряли свое культовое  значение, многие из них предоставляли  кров более поздним обитателям, которыми могли быть христианские монахи или  целые деревенские общины.


Информация о работе Основные типы Египетских храмов. Особенности. Виды планировки