Основные составляющие праздников в древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:39, реферат

Описание

В честь богини Афины греки ежегодно праздновали Малые Панафинеи, что означает «праздник для всех афинян», но каждые пять лет он отмечался с особым блеском, как Великие Панафинеи. Если Малые длились с 25 по 28 число месяца гекатомбеона по афинскому календарю, то Большие — с 21 по 29. Подготовка к Великим Панафинеям начиналась за девять месяцев до их начала, а кульминация приходилась на последний день гуляний, когда все граждане Афин независимо от пола, возраста и социального статуса, принимали участие в праздничной процессии. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с одеянием богини Афины шафранового цвета. На одежде были искусно вышиты подвиги богини.

Работа состоит из  1 файл

Греция.docx

— 78.29 Кб (Скачать документ)

 

                 

 

 

Реферат

 

На тему: «Основные составляющие праздников в древней Греции»

 

 

 

 

Студента группы ГРС  – 200

Когута В.В.

Основные составляющие праздников в Древней Греции 

 

Праздники древней Греции были многочисленны, и случалось  так, что на один день выпадало сразу  несколько. Поводами для большинства  служили времена года и, связанные  с ними, сельскохозяйственные мероприятия. Позже в основу праздничных действ стали ложиться сказание о богах и дни важных исторических событий. В целом празднества были очень разнообразны по характеру и цели. В эти дни приостанавливались все частные и общественные дела, судебная и политическая деятельность. И люди посвящали все свое время участию в культовых действиях или становились их зрителями.

Культовые действия также  были очень разнообразны, и включали в себя торжественные процессии, жертвоприношения и искупительные  церемонии. В праздничные дни  устраивались состязания, как атлетические и гимнастические, так и состязания в пении, стихосложении и театральных  представлениях.

В честь богини Афины греки ежегодно праздновали Малые Панафинеи, что означает «праздник для всех афинян», но каждые пять лет он отмечался с особым блеском, как Великие Панафинеи. Если Малые длились с 25 по 28 число месяца гекатомбеона по афинскому календарю, то Большие — с 21 по 29. Подготовка к Великим Панафинеям начиналась за девять месяцев до их начала, а кульминация приходилась на последний день гуляний, когда все граждане Афин независимо от пола, возраста и социального статуса, принимали участие в праздничной процессии. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с одеянием богини Афины шафранового цвета. На одежде были искусно вышиты подвиги богини.

После шествия афиняне совершали  ритуал жертвоприношения — гекатомбу, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу  Панафиней. На протяжении всех дней празднества проходили различные состязания, победителей которых награждали венком из ветвей освящённого оливкового дерева и большими красивыми глиняными кувшинами — так называемыми панафинейскими амфорами, наполненными святым маслом.                                                                                          

  
Очень многочисленны были праздники, посвященные богу Дионису. Так в сельской местности, зимой отмечали Малые Дионисии. Во время них наслаждались вновь выжатым вином и устраивали фаллические шествия, преподносили богу в дар молодое вино и приносили в жертву козла. Также проходили соревнования различных хоров. Так из серьезных и веселых хоровых выступлений развились трагедия и комедия.  Но самым большим праздником были городские Большие Дионисии, проходящие в марте. Великие дионисии были самым блестящим моментом целого года, здесь бога прославляли дифирамбами и театральными пьесами. Специально для этого праздника были сочинены многочисленные прекраснейшие творения греческого театра.  

 

Сельские обычаи и праздники

Как уже было подчеркнуто. Древняя Греция (за исключением немногочисленных ремесленных и торговых центров) была страной крестьян и пастухов, а многие из так называемых "городов", согласно новейшим исследованиям, были всего лишь большими деревнями. Определенные провинции, такие как Беотия, Фокида и Фессалия, не говоря уже о Мессении, всегда были земледельческими. И в других отношениях некоторые из них в классическую эпоху все еще находились на низком уровне. В качестве примеров здесь можно назвать Аркадию, Этолию и Акарнанию. За исключением нескольких городов, которым принадлежит определяющая роль в истории Греции, эта страна жила земледелием и скотоводством. В древности, до того как началось развитие ремесел и торговли, это относилось ко всей Греции, но именно тогда закладывались основания греческих культов.

Мне хотелось бы еще раз  указать на этот факт и раскрыть некоторые его следствия. Кукуруза, пшеница и ячмень всегда были основной пищей греков. Суточная порция еды  для солдат, работников и рабов  всегда измерялась в мерах зерна.

К хлебу добавлялись оливки, фиги или немного козьего сыра, и немного вина. Почти таким же остается рацион греческого крестьянина и по сей день. Мясо не было повседневной пищей. Животное убивали ради того, чтобы принять гостя, как это сделал Евмей, когда в его хижину пожаловал Одиссей, но это рассматривалось также и как жертвоприношение. В общем, простые люди ели мясо только в дни великих праздников, сопровождавшихся жертвоприношениями. Это напоминает большие пасхальные пиршества в современной Греции, где крестьяне редко едят мясо. Эту особенность жизни греков полезно иметь в виду, приступая к изучению сельских обычаев Древней Греции.

Значение земледелия для  народных праздников отмечалось уже  самими древними. Аристотель пишет, что  в древности жертвоприношения и  пиры происходили обычно после того, как урожай был собран, так как  в этот период у людей было больше всего свободного времени. Более поздний автор, Максим Тирский, пишет об этом довольно подробно. Он считает, что, по всей вероятности, лишь крестьяне могли учредить эти праздники и обряды инициаций, именно они устраивали первые танцевальные хоры в честь Диониса у давилен и инициации в честь Деметры там, где происходил обмолот. Изучение греческих праздников и обрядов, имеющих реальное религиозное значение, показывает, что подавляющее число их носило земледельческий характер. Итак, роль земледелия в жизни людей древности отражается даже в религиозных обрядах.

Но значение земледелия для  праздников, основанных на религиозных  обрядах, этим не исчерпывается. Календарь  греков — это календарь праздников, установленный для всеобщего  сведения под покровительством Аполлона Дельфийского, для того чтобы обряды, установленные в честь каждого  бога, совершались в свое, определенное время. Но задолго до того, как Дельфийский  оракул был присвоен Аполлоном, земледелие породило природный календарь. Земледельческие  работы следовали друг за другом в  неизменном порядке, поскольку они  связаны с временами года. Так же и обряды и церемонии, связанные с этими работами — севом, уборкой и обмолотом, возделыванием сада и сбором урожая, — следовали в соответствующем порядке. Для каждого вида работ требовалось божественное покровительство, и оно обеспечивалось при помощи определенных обрядов, которые относились, в общем-то, к древнему слою религии и имели магический характер. И до наших дней у крестьян Европы сохранились некоторые обычаи, весьма сходные с обрядами древних греков.

Богиней земледелия в Греции была Деметра, а также ее дочь Кора-Дева. В имени Деметры 4-meter» означает «мать», а в отношении первого  слога мнения филологов расходятся: он может означать и «земля», и  «зерно». Культ же показывает, что  Деметра — это Зерно-Мать, а  ее дочь — Зерно-Дева. Деметра не просто богиня растительности в целом, но богиня культивации зерновых. Герои  Гомера, будучи воинами, не часто вспоминали об этой богине крестьян. Упоминания о  ней у Гомера редки, но они вполне определенно указывают на то, что  Деметра была богиней зерна, которая  руководила веянием зерна. Гесиод же, который и сам был крестьянином, и сочинил свою поэму для крестьян, Деметру упоминает часто. Например, он пишет, что когда, приступая к  севу, пахарь берется за рукоять  плуга, он должен помолиться Деметре  и Зевсу Подземному, чтобы Деметра  принесла ему полновесный плод. Сев, пахоту, сбор урожая и другие земледельческие  работы Гесиод называет трудами Деметры.

Сельскохозяйственные работы сопровождались обрядами и праздниками, посвященными, главным образом, Деметре. Во время осеннего сева праздновались  Фесмофории; зимой, когда посевы в Греции прорастали и зеленели, совершались жертвоприношения Деметре Хлое (зелени); а когда наступало время обмолота зерна, праздновались Фалисии. Лучше всего известен нам праздник осеннего сева, Фесмофории. Ни об одном другом празднике мы не имеем стольких свидетельств из разных мест. Саму Деметру называли «Thesmophoros», а вместе с дочерью они были двумя «Thesmophoroi». Определение это переводилось на латынь как «legifera». В такой интерпретации слово «Thesmos» трактовалось как «закон» или «повеление», и само понятие оказывалось связанным с представлением о земледелии как об основании цивилизованной жизни и повиновения законам. Именно эта идея выступает на передний план в Элевсинских мистериях, которые были первоначально праздником осеннего сева, подобно Фесмофориям, которым они очень близки. Греки считали, что именно благодаря дару Деметры люди живут не так, как дикие звери, и восхваляли Афины как колыбель земледелия и цивилизации.

Но такая интерпретация  этого эпитета является поздней  и ошибочной. Она возникла лишь тогда, когда люди начали размышлять о роли земледелия и признали его основанием цивилизации. «Thesmos» — это просто «то, что положили», а в составных названиях праздников, оканчивающихся на «-phoria», первая часть названия обозначает то, что несут в праздничной процессии. Например, название «oschophoria» указывает, что несут ветви. Таким образом, эти «Thesmoi» — предметы, которые несли во время праздника Фесмофорий, и мы знаем, что это было. В определенное время года, быть может, во время другого праздника в честь Деметры и Коры, Скирофорий, отмечавшихся в период обмолота, в подземные погреба бросали свиней, а также другие атрибуты магии плодородия. Во время Фесмофорий их разложившиеся останки извлекали, смешивали с зернами посевов и возлагали на алтари. Это очень простой и древний магический обряд плодородия, известный как в Афинах, так и в других областях Греции. Свинья была священным животным Деметры.

Фесмофории и некоторые другие праздники Деметры не допускали участия мужчин. Некоторые ученые полагали, что дело в том, что праздник этот ведет свое происхождение от самых древнейших времен, когда культивацию растений осуществляли женщины. Но вряд ли это так, ведь культивация злаков посредством плуга, запряженного быками, всегда была мужским делом. Однако Фесмофории были праздником плодородия, и женщины молились не только о плодородии полей, но и о своем собственном. В греческом языке «сев» и «зачатие» всегда были параллельными понятиями. В сознании греков женщина больше подходила для совершения магических обрядов плодородия, а потому мужчины и не участвовали в этих праздниках.

Упоминания о празднике  осеннего сева встречаются довольно часто, а вот о соответствующем  ему празднике урожая, Фалисиях, упоминаний удивительно мало. Однако это единственный праздник, упоминаемый Гомером, который пишет, что жертвоприношения совершались на местах обмолота. Этот праздник описывает Феокрит в своей прелестной седьмой идиллии: в последних ее строках он изображает алтарь Деметры на обмолоте. Он пишет, что хотел бы, чтобы ему довелось еще раз погрузить великую лопату в груду зерна, когда сама Деметра, улыбаясь, стоит рядом со снопами и маками в руках. Сбор урожая и сейчас остается одним из самых популярных сельских праздников. Возможно, противоречие между популярностью этого праздника в наше время и редкими упоминаниями о праздновании Фалисий в Древней Греции окажется лишь мнимым. Обряды осеннего сева, получившие статус государственного праздника, отмечались в установленные дни календаря, а сбор урожая был семейным праздником, который отмечался в каждом доме, когда заканчивался обмолот, и дата его не была зафиксирована. Можно добавить, что сбор урожая происходил в Греции не так, как в Северной Европе. Снопы не складывались в амбар, а сразу же доставлялись на место обмолота и обмолачивались. В прибрежных районах сбор урожая проходил в мае, а обмолот — в начале июня, когда погода стояла сухая и дождей не ожидалось. Был и еще один праздник сбора урожая — Каламайи; он тоже был достаточно распространенным, но известно о нем совсем немногое. Само его название происходит от слова «kalamos» — стебель пшеницы, а время его проведения — июнь, и его связь с Деметрой, по-видимому, указывают на то, что это был праздник урожая.

Как это обычно бывает на праздниках урожая, во время Фалисий приносились в жертву первые плоды. Выпеченный из зерна нового урожая каравай назывался «Thalysion arton». Такие караваи упоминаются также и в других контекстах, и даже сама Деметра получила наименование «богини больших караваев». В Аттике такой каравай назывался «Thargelos», он и дал свое имя другому хорошо известному празднику, Фаргелиям. Но этот праздник уже относится к культу Аполлона, а не Деметры. Отличительной особенностью Фаргелий является один своеобразный обряд, смысл которого вызывает горячие споры. Определенного человека, как правило, преступника, водили по улицам, кормили, затем пороли зелеными ветками и наконец изгоняли или убивали. Этого человека называли «pharmakos» — форма мужского рода от «pharmacon» (лекарство). Некоторые ученые считали, что фармак был своего рода «козлом отпущения», на которого люди сваливали бремя своих грехов и своей нечистоты, а затем изгоняли или уничтожали. Разумеется, эти ученые правы. Другие полагали, что он был духом растительности, которого изгоняли, чтобы его место мог занять новый. И это мнение также не лишено основания, поскольку в этих обрядах очевидны признаки магии плодородия. Здесь имело место сочетание разных обрядов, как это не раз бывало в греческой религии.

Очистительный характер главного обряда Фаргелий поясняет, почему этот праздник посвящен Аполлону, который является богом очищения. Обряды очищения необходимы, и они не раз совершаются во время созревания посевов, чтобы защитить их от сил зла — вероятно, в этом и был первоначальный смысл вождения фармака по округе. В сочинениях по сельскому хозяйству позднейших авторов много указаний на сходные магические обряды. Есть такие указания и в других источниках. Теоретически, здесь можно выделить два вида обрядов, хотя на практике они часто смешивались. Один — это процессия с каким-либо магическим объектом, предназначенная для того, чтобы его влияние распространилось по всей округе. Другой — это заключение в круг. Вождение фармака по улицам городка относится к первому виду обрядов. К тому же виду обрядов относится и магический ритуал для уничтожения вредителей: для него требовалось, чтобы поля и сады обошла обнаженная девушка или женщина в период менструаций. В обрядах этого же рода рисовали магический круг, в который зло не могло проникнуть. О Мефане рассказывают, что там, когда ветры грозили разрушить виноградники, двое мужчин разрубали пополам петуха, и взяв по сочащейся кровью половине, они пускались бежать в противоположных направлениях, чтобы встретиться, обежав виноградники. Таким образом получалось, что они очерчены магическим кругом. Сходные магические обряды практикуются и поныне. Вероятно, вождение по улицам фармака — это древний аграрный обряд, усвоенный городами и расширенный с целью избавления от всякого зла.

Таким образом, можно установить связь между главным обрядом  Фаргелий и аграрным характером праздника, о котором свидетельствует то, что название его происходит от слова «thargelos» — то есть каравай, приносимый в жертву как первые плоды. Отсюда возникает проблема. Фаргелий отмечались в седьмой день месяца фаргелион, а период сбора урожая обычно начинается немного позже. Но у нас есть примеры, когда в качестве первых плодов собирались неспелые колосья. Так поступали римские девы-весталки, когда они готовили «mola salsa» в начале мая.

Приношение первых плодов обычно считается жертвой благодарения богам, и должно быть, многие приносили  их именно с этим намерением. Но, подобно  большинству описываемых здесь  обрядов и обычаев, приношение первых плодов древнее, чем почитание богов. Корни этого обряда магические. У  многих примитивных народов определенные растения и мелкие животные в какой-то период времени считаются запретными для употребления в пищу, а снятие этого запрета сопровождается сложными церемониями, направленными на увеличение числа этих растений или животных. Некоторые ученые придерживаются того мнения, что и у греков приношение первых плодов и ритуальное питье  нового вина (о чем я расскажу немного позже) представляли собою  снятие запрета, наложенного на неспелые злаки и виноград. Наверное, это  справедливо в отношении древнейших времен, о которых мы не располагаем  непосредственными сведениями. Информация, дошедшая до нас из сочинений греков, доказывает, что сами они считали  обеспечение плодородия целью приношения первых плодов. Каравай — «thargelos» имел и другое наименование — «eueteria» («добрый год»). Более того, известно, что словом «thargela» обозначались всевозможные плоды, которые варились в горшке и которые приносились в жертву богам как первые плоды. Каравай и смесь плодов, приготовленных вместе, — это две различные формы одного и того же обычая, у которого есть много параллелей среди обычаев европейских народов и в наши дни, особенно в обрядах ритуального поедания части урожая. Мы обнаружили этот ритуал в таких праздниках сбора урожая, как Фалисии и Фаргелий, последний из которых отмечался чуть раньше начала сбора урожая. Фигурирует этот обряд и в празднике Пианопсий, получившем свое наименование от слова, обозначающего приготовление бобов в горшке. Пианопсий отмечались в месяце Пианопсион, поздней осенью. Это был праздник сбора фруктов. «Иресиона» (Майская ветвь), о которой речь пойдет немного позже, также носили по округе во время этого праздника. Пианопсии, будучи праздником сбора фруктов, соответствуют Фалисиям, празднику урожая злаков.

Информация о работе Основные составляющие праздников в древней Греции