М.Врубель.Тема демона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

В данной работе я рассмотрю биографию и творчество М.Врубеля,а так же проанализирую тему демона в его работах.
Целью данной работы является:
- рассмотреть биографию Врубеля и творчество на примере некоторых работ (Царевна-Лебедь и Богоматерь с младенцем)
- Анализ темы Демона в работах Врубеля
Работа состоит из введения, двух основных частей, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….. 3
Глава I. Биография и творчество М.Врубеля………..…………………….…. 4
Царевна-Лебедь……………………………………………................. 5
Богоматерь с младенцем…………………………………………….. 6
Глава II. Тема Демона……………………………….. …………………………. 7
2.1 Демон Сидящий………….……………………………………………9
Заключение …………………………………………….…………………. …... 12
Список использованной литературы ………………………….…………… 15
Приложение………………………………

Работа состоит из  1 файл

лололололло.docx

— 273.28 Кб (Скачать документ)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………….…..  3          

Глава I. Биография и творчество М.Врубеля………..…………………….…. 4 

    1. Царевна-Лебедь……………………………………………................. 5
    2. Богоматерь с младенцем…………………………………………….. 6

Глава II. Тема Демона……………………………….. …………………………. 7

2.1 Демон Сидящий………….……………………………………………9

Заключение  …………………………………………….…………………. …... 12

Список использованной литературы  ………………………….……………  15

Приложение…………………………………………………………………...…16

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена  творчеству М.Врубеля

Михаил Александрович  Врубель русский художник рубежа XIX—XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.

В данной работе я рассмотрю  биографию и творчество М.Врубеля,а так же проанализирую тему демона в его работах.

Целью данной работы является:

    • - рассмотреть биографию Врубеля и творчество на примере некоторых работ (Царевна-Лебедь и Богоматерь с младенцем)
    • -    Анализ темы Демона в работах Врубеля

Работа состоит из введения, двух основных частей, заключения и списка использованной литературы.

В первой части работы  рассмотрена  Биография и творческий путь Врубеля.

 Во второй – картины Врубеля на тему Демона.

При написании курсовой работы на тему «М.Врубель тема Демона»

 были использованы  следующие источники: интернет  ресурсы, научно – методическая  литература, информация из телевизионных  программ и т.д

 

 

Глава I. Биография и творчество М.Врубеля

Михаил Александрович Врубель  родился 5 марта в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 г. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н.В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года. Дом, в котором жили Врубели в Омске, не сохранился: он был расположен на перекрестке улиц Новой (ул. Чкалова) и пр. К. Маркса (ул. Артиллерийская). В 1859 г. отца Врубеля перевели в Астрахань, затем последовали частые переезды, связанные с его служебными перемещениями. Детские и юношеские годы Врубеля прошли в С.-Петербурге (здесь он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств), в Саратове, Одессе. После окончания в 1874 г. Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении.

   Осенью 1880 Врубель  стал посещать вечерний класс  в Академии художеств у П.  П. Чистякова вместе с Серовым,  уроки акварели брал у И.  Е. Репина. Академия его не тяготила, много ему дали уроки Чистякова,  его аналитический подход к  построению формы. Чистяков учил  рисуя, расчленять предмет на  планы,"гранить" объем, выявляя его структуру, прослеживать "самые малейшие изгибы, выступи и уклонения форм". Врубель научился видеть грани и планы не только в строении человеческого тела, но и там, где они она почти не уловима, в скомканной ткани, цветочном лепестке. Вот почему предметы на его картинах иногда напоминают скопления сросшихся кристаллов. Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей". Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни. Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки.

 

 

    1. «Царевна-Лебедь»

«Царевна-Лебедь» -картина  написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова«Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина.

Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опереС. И. Мамонтова 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города. 

Картина удивительна. В ней  нет движения. Все замерло в  каком-то тревожном ожидании: то ли сгущающиеся сумерки несут в  себе тревогу, то ли расставание с  прекрасной девушкой, которая вот-вот  растает в ночной темноте, уплывая  в неведомую даль.

Темнота вокруг Царевны-Лебеди сгущается. И лишь она сама, ее белоснежное одеяние, фата и корона-кокошник сверкают в лучах заходящего солнца. Все сверкает перламутром. Таинственным мерцанием светятся драгоценные камни на ее украшениях. Перламутровый блеск и на лице девушки. Ее одежда-крылья почти сливаются с проблесками вечерней зари там вдалеке, куда вскоре устремится прекрасная Лебедь. Вокруг плещется море. Плеск волн зрительно ощутим. Царевна-Лебедь возникла из воды, ее крылья распластаны над водной гладью, почти растворяясь в ней. 
 
   Врубель создал образ, который стал символом девичьей красоты и величия, таинственной прелести героинь русских сказок, помощниц и заступниц, мастериц и рукодельниц, которые беззаветно любят все окружающее.

 

 

    1. Богоматерь с младенцем

 

К евангельским сюжетам  Врубель впервые обратился во время учебы в Академии художеств. Переезд в Киев - по приглашению  искусствоведа А. Прахова - для реставрационных работ в Кирилловской церкви и оформления Владимирского собора стал судьбоносным. Труды в киевских храмах помогли творческой самоидентификации художника. Помимо реставрации, он выполнил для Кирилловской церкви несколько композиций взамен утраченных, написал икону "Богоматерь с Младенцем" и предложил комиссии эскизы росписей Владимирского собора, ею отвергнутые. Мотивировкой этого отказа явилось несоответствие византийской традиции, на которую должны были ориентироваться оформители. Врубель соглашался следовать этой традиции, но смело модернизировал ее, наполняя трагическим психологизмом, свойственным концу XIX века. Разумеется, с религиозной живописью В. Васнецова и М. Нестерова, в конце концов, выполнившими заказ, такой подход ужиться не мог. А. Прахов говорил, что работы Врубеля настолько оригинальны, что под них следует построить отдельный храм в совершенно новом стиле

Богоматерь  с младеньцем исполнена в привычной для Врубеля мягкой я бы даже сказала обтекаемой форме ,но как всегда у этих персонажей очень явно выражен харкатер.Все рассказывают и показывают нам глаза Богоматери и ее маленького ребенка .Острые ,темные ,холодные которые смотрят в глубь тебя ,но в то же время в этих глазах есть доброта и сострадание. Поразительно ,как Михаил Александрович добивался столь мощного и столь действенного контраста?

 

Данная работа выглядит одновременно и как икона  и как картина ,что заставляет восхищаться мастерством автора .

 

 

 

 

 

Глава II. Тема Демона

В 1891 году Михаил Врубель написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений М. Ю. Лермонтова под редакцией П. П. Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме Лермонтова «Демон». Эскиз картины был создан в 1890 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Врубель написал свою картину «Демон сидящий» в Москве в доме Саввы Мамонтова.

После окончания  работ над иллюстрациями к  произведениям Лермонтова Врубель  почти десять лет не возвращался  к теме демона. Не возвращался, чтобы  потом вновь взяться за нее - и  остаться с ней навсегда. В последние  годы жизни тема Демона стала центральной  в жизни Врубеля. Он создал множество  рисунков, эскизов и написал три  огромные картины на эту тему - Демон  сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Последнюю из них он продолжал "улучшать" даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику. К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Но, как говорил сам Врубель, Демона не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол — "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".

Картина "Демон поверженный" была написана в 1901 - 1902 годах. Несомненно, Врубель хотел создать нечто  патетическое и грандиозное, способное  потрясти. О замысле этого произведения, по мнению художника, вернее всего судил  М. Суздалевский: "Демон - не злой дух, а радужно-крылатый гений человечества, поверженный серостью обыденной жизни; но поверженный на горах, униженный - он остается могуч и верен своим чудным до ослепления мечтам".

На выбор сюжета повлияли, конечно, обстоятельства жизни самого художника: нападки критики, которые в начале XX века были очень острыми, увлечение  философией Ницше с его проповедью "сильной личности", первые признаки психического расстройства.

Врубель работал над этим полотном с маниакальной исступленностью, по двадцать часов в сутки. Он считал его главным своим творением, называл иконой. Когда картина  была уже выставлена, Врубель ежедневно  приходил на вернисаж и дописывал  ее. Вот как рассказывала об этом Е. И. Ге: "Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем  происходит что-то неладное... В это  время картину "Демон" перевезли  в Петербург для выставки "Мира искусства", и Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, когда "Демон" был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота... Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо".

Представьте себе художника на пределе  сил, упорно остающегося с глазу  на глаз с "духом зла", им созданным, но уже от него отделившимся; представьте, как он каждое утро вступает с ним  в борьбу кистью, стараясь подчинить  его своей воле... Но, как пишет  Н.А Дмитриева, автор замечательной книги о Врубеле, Демон владел уже художником больше, чем он - Демоном.

М. А. Врубель хотел, чтобы его  новая картина потрясла зрителей, и она действительно потрясает.

Перед нами не печальный юноша со страдающими глазами, а фантастическое существо в россыпи павлиньих  перьев. Демон низринут в ущелье среди скал. Его затопляет лиловый  сумрак, сияют лишь вершины гор, сверкают венец на голове и сказочные перья  его поломанных крыльев. Дико и жалко  лицо падшего с мучительно искривленным ртом.

Демон изломан, но сломлен ли его  дух? Нет. Об этом говорит взгляд его  страшных, горящих глаз. В них  ярость, гнев, отчаяние.

И проклял Демон побежденный 
Мечты безумные свои, 
Один, как прежде, во Вселенной 
Без упованья и любви!..

Но если Демон Лермонтова, потерпев поражение в борьбе за душу Тамары, способен на новое зло, то Демону Врубеля  уже не подняться никогда: слишком  страшно его падение, абсолютно  безжизненным кажется нам его  деформированное тело. Картина "Демон сидящий", построена на художественных контрастах. Контраст между замыслом и воплощением. Врубель хотел показать гордую непобежденность Демона даже в падении, но его герой получился ожесточенным, отчаявшимся, разбитым и потому вызывающим жалость и сострадание, а это оскорбительно и для Демона, и для замысла художника.

Герой Врубеля мощный, сильный. Он грустно созерцает то, что ему чуждо, бессильно обхватив колени руками. Художник сознательно выбрал узкий формат полотна, поэтому Демону “тесно”, он как бы скован. Его мощь краткая, укрощенная, в жесте рук и картине мускулов ощущаются усталость и бессилие. При этом Врубель подчеркнул, что герой полотна - его идеал прекрасного человека.

Граненые кристаллы, которые представляют полотно, заставляют сверкать одеяние Демона голубыми и синими красками. За фигурой мерцает причудливый пейзаж. Картина наполнена “мозаичными” золотистыми, красными, лилово-синими объемными, гармоничными пятнами. Значимость героя отвечает избранному художником средству выражения, которое подчеркивает символику работы. В Демоне также есть очевидный, демонический налет красивости. Образ Демона символизирует всю сложность реального, “мозаичного” мира, страх за современного человека, в надежде, что он в поисках найдет выход. Грусть почти  что граничит с депрессией скорби, в соединении с просветами надежды - вот тема творчества Врубеля.

Демоны разные, но в них есть то, что их объединяет, - трагизм. Души героев полны муки и страданий  от одиночества, раздирающих противоречий между неприятием мира и невозможностью его изменить. Конечно, Демон Лермонтова сильно повлиял на Врубеля. Художник создал образы существ могучих, властных, одиноких и всегда неудовлетворенных.

И все же Демоны различны. "Печальный  дух" Врубеля более человечен, мы не можем представить, чтобы его  Демон мог быть подлым искусителем, готовым сеять вокруг себя лишь раздоры, ненависть, злобу, смерть. Поэтому и  Демон сидящий, и Демон поверженный  вызывают у зрителей понимание, жалость, сострадание, тогда как Демон  Лермонтова внушает читателям чувство  опасности, страха, неприятия.

Образ Демона волновал творческое сознание художника М. А. Врубеля более  двадцати лет. Итогом многолетних размышлений, поисков, титанической работы воображения  стали великолепные иллюстрации, замечательные  картины, многочисленные наброски. Лишь душевная болезнь и ранняя смерть художника в 1910 году положили конец  его демониане. Некоторые исследователи даже говорят, что именно мучительная работа над образом Демона способствовала расстройству психики Врубеля, ведь "дух ада" коварен: он способен подчинять себе тонкие творческие натуры, отравлять сознание человека.

Информация о работе М.Врубель.Тема демона