Мужские портреты Карла Брюллова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:01, статья

Описание

Тему которую мне предстоит развить имеет начало с того момента как Карл Брюллов, знаменитый на весь мир художник, возвращается 25 декабря 1835 года на родину. По возвращении в Петербург, Брюллов приступает к исполнению обязанностей профессора исторического класса в Академии. Императорская Академия художеств, предложив Брюллову руководство историческим классом, возвела его в звание младшего (2-й степени) профессора.

Работа состоит из  1 файл

мужские портреты Брюллова.docx

— 813.70 Кб (Скачать документ)

Тему которую мне предстоит  развить имеет начало с того момента  как Карл Брюллов, знаменитый на весь мир художник, возвращается 25 декабря 1835 года на родину.


По возвращении в Петербург, Брюллов приступает к исполнению обязанностей профессора исторического класса в Академии. Императорская Академия художеств, предложив Брюллову руководство историческим классом, возвела его в звание младшего (2-й степени) профессора. Для получения звания старшего профессора ему надлежало написать большую картину на тему, утвержденную Академией.

Во второй половине 1830-х  и в 1840-х годах живописец создал целую галерею портретов своих  современников, которые поражают бесконечным  разнообразием, правдой и многогранностью  характеристик. В это время были написаны, например,  графа А. А. Перовского (Антона Погорельского), В. А. Жуковского, И. А. Крылова.


Портрет А. Погорельского

Портрет Жуковского был написан  в петербургской квартире Брюллова, создавшей, по контрасту с его  большой мастерской, уютную, почти  семейную обстановку. У портрета совершенно особая судьба: сумма, вырученная от его продажи, пошла на выкуп Т. Г. Шевченко из крепостных. Вспоминая об этом, Шевченко писал в своей биографии:


    Портрет Жуковского

 «Жуковский, предварительно  узнавши цену от помещика, просил  К. П. Брюллова написать его, В. А. Жуковского, портрет с целью разыграть его в лотерею... Великий Брюллов охотно согласился. Портрет написан. В. А. Жуковский с помощью графа М. Ю. Виельгорского устроил лотерею в 2500 рублей ассигнациями, и этою ценою была куплена моя свобода...»

       Портрет Крылова


Портрет И. А. Крылова привлекает поэтичностью изображения и глубиной психологической характеристики. Старчески одутловатое лицо Крылова, с беспорядочно падающими на лоб и виски седыми прядями волос и нависшими бровями преображено немеркнущим светом человеческой мысли.

Портрет писателя А. Н. Струговщикова


     Портрет Яниша

На многих портретах Брюллова фигура портретируемого сидит на стуле. Чаще всего он красного цвета. Такие портреты как Портрет К. А. Яниша,  Портрет писателя А. Н. Струговщикова, портрет князя А. Н. Голицына.


В характеристике поэтического облика Струговщикова, в серьезности  его душевных переживаний, отраженных во взгляде карих глаз, в спокойной  сосредоточенности лица с мягкой линией широких губ и раздвоенным  подбородком нет ничего от эффектов загадочной натуры. Непринужденна и  естественна его поза, правдив  жест опущенной в поэтическом  раздумье руки с томиком только что  прочитанных стихов.

Портрет Кукольника, 1836


портрет члена Государственного совета князя А. Н. Голицына


 Лицо Струговщикова,  выступающее светлым пятном в  обрамлении темных волос и  черного шейного платка, повязанного  большим узлом, привлекает красотой  человеческого интеллекта, тонкостью  чувств. Вылепленные Брюлловым в портрете с огромным мастерством голова и руки Струговщикова окружены мягкой игрой света и тени. В их моделировке отсутствуют резкие контрасты светлых и темных пятен, рассчитанных на экспрессивность образа.

 Сохраняя излюбленную  в петербургский период гамму  нейтральных темных тонов, Брюллов  оживил свою палитру насыщенным  любимым красным цветом, в который окрашена спинка кожаного кресла, образующего живописный фон для лица и фигуры Струговщикова.


Портрет Н. В. Кукольника

Одним из прекраснейших произведений Петербургского периода по праву  называют Портрет Нестора Кукольника (1836г.). Брюллова познакомил с Кукольником композитор Михаил Иванович Глинка. Художник был в восторге от нового друга и на несколько лет союз Глинки, Кукольника и Брюллова - композитора, поэта и художника - будет скреплен и творчеством, и дружбой, и веселым времяпрепровождением. Петербургская квартира Кукольника была местом собраний этого дружеского кружка.


Портрет Нестора Кукольника

1837г.

 Кукольник в портрете  Брюллова предстает сложной и  противоречивой личностью. Художник  стремится создать образ поэта-романтика  и именно таким − разочарованным, меланхолическим мечтателем − видела эпоха романтизма истинного творца. Он уединился, отгородившись от мира глухой стеной. Острым углом вонзается между каменными стенами кусочек моря и неба. Статика позы, замкнутость композиции нарушаются светом, блики которого скользят по лицу, высвечивают кисть руки, держащую трость.

Портрет И. А. Монигетти, 1840

 Образ поэта неоднозначен. В манере держаться проскальзывает  позерство. Маска непонятого миром  мечтателя, одинокого странника  искажается ироническим взглядом  исподлобья, затаенной недоброй  усмешкой, притаившейся в уголках  губ. Создается впечатление, что  Кукольник лишь играет роль романтического поэта. На холсте Кукольник завораживает взглядом, Брюллов написал его красивым и завораживающим. Чего не скажешь о портрете написанном спустя год.


Очень одухотворенный портрет молодого и талантливого архитектора Монигетти. Родился архитектор в Москве. После окончания московского Строгановского училища поступил в Петербурге в Императорскую Академию художеств на архитектурное отделение по классу профессора Александра Павловича Брюллова. Портрет чарует юношеской чистотой и непосредственностью чувств. Он скромен, правдив и вместе с тем поэтически возвышен. Пламенный блеск увлажненных глаз, трепет чуть Портрет Мещерского, 1849

открытых  Портрет Лихонина, 1841

губ говорят о затаенных  страстях юноши. Обрамленное мягко  спадающими темными волосами бледное  лицо Монигетти осенено творческой мыслью. Мечтательно устремлен вдаль его восторженный взгляд, доверчиво выражение лица.


Два портрета этого периода  представлены в Киевском государственном музее русского искусства. Это портрет Лихонина 1841 года и Мещерского 1849 года. Работы вряд ли дадут зрителю возможность оценить его блестящее дарование. Тем не менее поражают выразительностью характеристик, силой, энергией, артистизмом живописи.

Портрет герцога М. Лейхтенбергского,

1849

Лихонин представлен в излюбленной постановке Брюллова, на красном кресле в обороте три четверти. Мещерского Брюллов написал на Мадейре, там художник и портретируемый познакомились на лечении. Фон картины достаточно темный, красного цвета. На этом фоне лицо Мещерского кажется еще более бледным. Работы висят рядом, потому можно увидеть мастерство художника. Он использовав почти одинаковую цветовую гамму (темные цвета из них вырывающийся красный). При этом портреты совсем разные и вызывают совсем разные чувства.


Весной 1849 года Брюллов  уехал лечиться за границу. Безнадежно больной, но совету врачей он направился за границу. Путь Брюллова лежал через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию, откуда художник должен был на корабле отплыть в Португалию. Во многих городах Брюллов побывал впервые. Больному художнику врачом был предписан определенный строгий режим во время путешествия, за соблюдением которого должны были следить его попутчики-ученики. И все же Брюллов успел не только ознакомиться с местными художественными коллекциями, но и встретиться с выдающимися художниками. По совету русского посланника С. Г. Ломоносова он изменил своему намерению и избрал местом своего пребывания остров Мадейру. Природные условия острова благоприятствовали его физическому самочувствию. Живя на чужбине, Портрет А. Абаза, 1850

Брюллов писал главным  образом своих соотечественников, которые по долгу службы или с  лечебными целями избрали Мадейру  местом своего пребывания. Здесь, на Мадейре, Брюллов написал портреты маслом А. А. Абазы, кн. А. В. Мещерского,  герцога  М. Лейхтенбергского и других.


На этом портрете изображен  будущий министр финансов России. Вглядитесь в это юное лицо. У  него сейчас тот возраст, когда суровое  бремя взрослой жизни ещё не наложило своего отпечатка, а беззаботная  юность ещё не отпускает помыслы и поступки. Прекрасный возраст. И Брюллов чувствует это, как никогда. Он сам был таким в юности, и долго не хотел переходить в другое состояние. Это возраст, который навсегда остаётся в душе у каждого человека, какой бы сложной не была его жизнь впоследствии.

Портрет археолога  Ланчи, 1851

В 1851 году пишет портрет  своего товарища Микеланджело Ланчи, самое позднее из произведений Брюллова, хранящихся в галерее.  Ланчи − итальянский археолог, востоковед, в 1827-1833г участвовал в раскопках Помпеи. Изображая пожилого ученого, художник не скрывает примет возраста своего героя. Ланчи поднял глаза на зрителя, будто  услышал вопрос или ждет ответа, словно зритель становится собеседником героя. Это ощущение усиливает жест руки, подмеченный художником в случайном движении. Особую роль играет колорит, построенный на сочетании красного и серебристо-серого. Зеленовато-коричневый фон удачно оттеняет гармонию двух доминирующих цветов.

Брюллов умер 23 июня 1852 года в местечке Марчиано, близ Рима, где пользовался местными целебными водами. Смерть настигла художника внезапно, хотя организм его давно был подточен. «В день смерти ему было хорошо, — писал в некрологе, помещенном в журнале «Пантеон», его современник,— он целое утро провел на ногах, гулял, обедал с аппетитом; но вдруг вскоре после обеда, почувствовал сильнейший припадок удушья, и три часа спустя его не стало на свете».

 По свидетельству того  же автора, проживавшего в Риме, «Брюллов тосковал в последнее  время по России и с наслаждением  мечтал о том времени, когда  снова увидит... холодный север».

 

Список использованной литературы

  1. Ацаркина Э. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1963г.
  2. Бочаров И. Н., Глушакова Ю. А. Карл Брюллов: итальянские находки. – М.: Знание, 1984г.
  3. Леонтьева Г. К. Карл Брюллов. 2 издание, - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1983г.
  4. Киевский музей русского искусства. Путеводитель. −  Львов – Киев.: Центр Европы, 2002
  5. Энциклопедия русской живописи (под редакцией Калашниковой Т.В.). – М.: ОМЛА-Пресс, 2000г.

 


Информация о работе Мужские портреты Карла Брюллова