Музей Невьянской иконы. О музее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:25, творческая работа

Описание

Первый в России частный музей, где собрана уникальная коллекция старообрядческой иконописи, открыл в 1999 году поэт, депутат и главный в Екатеринбурге борец с наркотиками Евгений Ройзман. В мае Музей переехал из маленького помещения на улице Толмачева в двухэтажное и светлое здание на Белинского, 19 . На первом этаже выст авляются работы маститых уральских художников — Брусиловского, Сажаева, Метелева и Алексеева-Свинкина. Второй этаж полностью занимает Невьянская икона.

Работа состоит из  1 файл

Невьянская икона.docx

— 21.21 Кб (Скачать документ)

 

Музей Невьянской иконы. О музее.

Первый в России частный  музей, где собрана уникальная коллекция  старообрядческой иконописи, открыл в 1999 году поэт, депутат и главный  в Екатеринбурге борец с наркотиками  Евгений Ройзман. В мае Музей переехал из маленького помещения на улице Толмачева в двухэтажное и светлое здание на Белинского, 19 . На первом этаже выст авляются работы маститых уральских художников — Брусиловского, Сажаева, Метелева и Алексеева-Свинкина. Второй этаж полностью занимает Невьянская икона. Всего в собрании музея около 600 экспонатов: иконы, оклады, кресты, книги, деревянная скульптура. На сегодняшний день выставлено чуть более половины (остальное на реставрации, либо в запасниках). Время от времени экспозиция будет меняться.

Говоря о музее Невьянской иконы, специалисты словно отзываются о живом существе: он вырос и похорошел, он развивается, он стал еще более дружелюбным и открытым. На одиннадцатом году жизни музей переехал в новое здание - более просторное и удобное. Это событие созвало в Екатеринбург гостей из Вологды, Москвы, Донецка и других городов России и зарубежья. Музей Невьянской иконы уникален по всем статьям. Это первый в России частный музей русской иконы. Первый музей, привлекший внимание к поздней иконе, которая долгое время не считалась искусством. Музей, совместно с художественным училищем создавший отделение реставрации икон -единственное от Москвы до Владивостока (в этом году состоялся первый выпуск). Музей, который, имея в штатном расписании троих сотрудников, занимается исследовательской, реставрационной, выставочной, издательской деятельностью, объединяющей искусствоведов и историков.

Еще одна особенность: все оборудование и интерьер в новом здании музея  выполнены реабилитантами Фонда «Город без наркотиков». Да и само новое здание располагается по соседству с Фондом. Это странное на первый взгляд сочетание объясняется просто: и музей, и Фонд создал и возглавляет один и тот же человек.

Евгений Ройзман начал собирать иконы еще в 80-е годы. А в конце 90-х сделал свою коллекцию достоянием Екатеринбурга, а потом и всей страны.

В экспозиции музея представлено около 300 икон. А всего в коллекции  их более 600. Самая ранняя датируется  из икон – «Богоматерь Египетская» 1734 годом, самая поздняя — «Спас Вседержитель» — считается, была написана в 1919 году. У многих из этих образов драматичная судьба - их жгли, по ним стреляли, рубили топорами, у святых ликов выцарапывали глаза и волосы. Некоторые подобные иконы отреставрированы (причем, уровню реставрации специалисты дают высокую оценку), а некоторые оставлены нетронутыми, как напоминание о том вандализме, который по историческим меркам еще совсем недавно лихорадил нашу страну.

Вот одна из самых запоминающихся историй. Большая надвратная сень, изображающая Страшный Суд, была спасена из разоряемого  безбожниками старообрядческого храма. Один из верующих вынес 90-килограммовый  образ на себе (!), и с тех пор  икона хранилась в семье. Перекупщиков, приехавших с выгодным предложением, спросили - не потому, что намеревались продать, а так, из интереса - как  они собираются увезти огромный образ  на своих «Жигулях». Ответ: «Распилим» заставил взяться за ружье. Правда, обошлось без жертв. А Ройзману образ доверили. Теперь сень занимает в музее одно из центральных мест.

Но вообще храмовый образ в этой коллекции редкость. Невьянская икона писалась, как правило, под заказ, для дома. Заказчиками были зажиточные старообрядческие семьи. Поэтому так высоко было качество письма и обработки доски.

Музей расположен по адресу: г. Екатеринбург, ул. Энгельса, 15 (угол улиц Белинского и Энгельса)

Музей Невьянской иконы ждет посетителей во все дни, кроме понедельника и вторника, с 11 до 19 часов.

Впечатления о  музее Невьянской иконы

Прежде всего, хотелось бы сказать что музей мне очень понравился. Мне он показался необычным, в плане атмосферы , царящей внутри, оформления экспозиций, интерьера, работников. Все в нем какое-то одухотворенное, хотя это , наверно , так и должно быть, ведь в нем собрано столько прекрасных икон.

В музей мы ходили с одногрупниками, и даже, подходя к музею , многие отметили его уникальность даже снаружи. Все в нем нетипично обычному музею, он яркий , современный, дружелюбный.

На первом этаже музея  располагается галерея декоративно-прикладного  искусства  «Арт-птица», которая знакомит посетителя с различными направлениями современного декоративно-прикладного искусства Урала и России, а так же с местной живописью и скульптурой. Особенна интересна коллекция ювелирной миниатюры – скульптурных работ из золота, серебра, драгоценных и поделочных камней. Многие девочки пожалели , что не взяли с собой денег, чтобы купить эти прелестные вещички.  Кроме этого,  галерея представляет коллекцию исторических артефактов: резные и расписные прялки (середина XIX -  начало XXв.), другие изделия из дерева, бересты, стекла и керамики. В общем, даже первый этаж, по сути не относящийся к экспозиции Невьянской иконы мне очень понравился.

   Помочь нам ознакомится с экспозицией взялась экскурсовод, которая мне очень понравилась, наверно благодаря ей и осталось некое ощущение радости после посещения этого музея. Она была так вдохновлена всем происходящим вокруг, к каждой иконе относилась бережно , как к чему-то родному, рассказывала как говориться « взахлеб» . Очень интересно было узнать где находили эти иконы, и как их реставрируют. Сама экспозиция очень красиво оформлена, иконы висят на деревянных стенах, это создает ощущение уюта, можно даже подумать что вы находитесь внутри  маленькой церквушки.

Иконы в музее не закрыты защитными  стеклами, как это обычно бывает в экспозициях. Как я выяснила позже , Евгений Вадимович Ройзман объясняет это просто:

- Здесь простор для исследователей, здесь каждый может с иконами работать, каждый может посмотреть поближе. Практика показала, что совсем не обязательны эти меры предосторожности - бронированные стекла, охрана с автоматами. Люди в большинстве своем вменяемые и нормальные. Тем более - это Екатеринбург, здесь очень много достойных людей, уровень культуры очень высокий, ни одного инцидента за всю историю музея не было. Ну, на всякий случай везде видеонаблюдение. Береженого Бог бережет.

Мне кажется это очень  мудрым решением, давно пора избавиться от всей этой претенциозности , царящей почти в каждом музее. Когда вокруг такая атмосфера, как в музее Невьянской иконы, хочется понять ее, узнать поближе. Нет желания уходить из музея.

Можно только поздравить город с  тем, что в нем есть такой замечательный  музей, который существует уже довольно давно.. Этот музей очень дружелюбный. Он открыт для людей. Здесь все сделано для удобства тех, кто хочет раскрыть для себя это явление. Музей не стоит на месте, он очень динамичный, занимается выставочной деятельностью, издает научные сборники при очень небольшом штате. Такой мобильности, такой активности и такой результативности можно только позавидовать. При таких небольших силах - такие замечательные результаты.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что музей мне очень  понравился, хотя раньше, об его существовании  я даже и не знала. Всем буду советовать в него сходить, чтобы они узнали, какие открытые и дружелюбные  бывают музеи.

 

Список источников :

  1. http://www.afisha.ru/ekaterinburg/museum/7036/ - О Невьянской иконе
  2. http://orthodox-magazine.ru/numbers/at362 - Музей Невьянской иконы
  3. http://www.iconmuseum.ru – Официальный сайт музея Невьянской иконы

Информация о работе Музей Невьянской иконы. О музее