Музеи мира: Течет река Волга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:38, реферат

Описание

Все краеведческие музеи чем-то похожи друг на друга. Их экспозиции, как правило, открываются чучелами ежа и белки, а заканчиваются продукцией местного завода или графиком надоев молока. Качество же музея и мера его привлекательности для посетителей определяются тем, что представлено между ежом и надоями. Рыбинскому музею есть что показать.

Работа состоит из  1 файл

рыбинский музей.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)
На пристани

До середины 1930-х годов  в дни навигации в Рыбинск приходило на заработки множество грузчиков. Волжские грузчики получили прозвище крючников, так как использовали железный крюк для поддержки мешка. А так называемая седелка, используемая с той же целью, еще и предохраняла спину от натирания (все эти предметы представлены в экспозиции). За день крючнику приходилось переносить в среднем 400 кулей, каждый весом 9 пудов (147 кг). Поэтому крючниками работали только молодые, физически крепкие люди. Среди них встречались удивительные силачи. В музейной экспозиции висит портрет почтенного старца. В нижней части изображения имеется надпись: «1870 года октября 1-го. В присутствии их императорских высочеств великого князя Владимира Александровича и великого князя Николая Николаевича Старшего сей старец 82-х лет разорвал полную колоду карт, согнул двугривенный. Свежее яблоко положил между двух пальцев – среднего и указательного, сжав пальцы; яблоко развалилось пополам. Чему зрителями были 19-ть лиц разных чинов, находящихся в свите их императорских высочеств, и воронежский гражданский губернатор князь Трубецкой».

Главным товаром, который  грузили крючники, был хлеб. В  экспозиции есть занятный экспонат, приоткрывающий завесу над технологией волжской хлебной торговли. Это прибор для  определения качества зерна, изготовленный в Гамбурге. Такими приборами пользовались в XIX веке хлебные маклеры. Качество зерна они определяли по плотности: зерно чем плотнее, тем лучше. Впрочем, есть еще один объект, связанный с историей хлеботорговли, – само здание Новой Хлебной биржи, в котором находится музей. Биржа в Рыбинске долго не приживалась: купцы нововведению не доверяли и предпочитали по старинке «бить по рукам» а окрестных чайных, вместо того чтобы по-европейски заключать сделки на бирже. Когда же привыкли, то старое здание оказалось тесным, и в 1912 году была построена Новая Хлебная биржа, которая и по сей день является одним из красивейших сооружений города. К сожалению, здание использовалось по назначению всего два года: в 1914-м началась Первая мировая война и была введена государственная монополия на хлебную торговлю.

На дне

Молога – маленький  уездный город, находился при  слиянии рек Волги и Мологи в 32 километрах от Рыбинска. Этот тихий  городок, население которого в начале XX века насчитывало около 5 тысяч  человек, был весьма и весьма благополучен. В нем располагалось 6 соборов и церквей, 5 благотворительных учреждений, 3 библиотеки, 9 учебных заведений, в том числе гимнастическая школа П.М. Подосенова – одна из первых в России, при которой имелись сцена и партер для постановки спектаклей. Казначейство, банк, телеграф, почта, кинематограф, больница на 30 коек, амбулатория, аптека – вот далеко не полный перечень учреждений Мологи. Медицинскими услугами жители города и уезда пользовались бесплатно, бесплатно же им выдавались и лекарственные препараты. Работали в городке винокуренный, костомольный, клееваренный и кирпичный заводы, а также завод по производству ягодных экстрактов. Бедствия революционного времени обошли Мологу стороной. Городок продолжал жить тихой самодостаточной жизнью. В сентябре 1935 года было принято постановление Правительства СССР о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. По первоначальному проекту подпорный уровень (высота зеркала воды над уровнем моря) Рыбинского водохранилища должен был составлять 98 м. Показалось мало … И 1 января 1937 года эта цифра была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Город Молога лежал (да, собственно, и лежит) на отметке 100 м над уровнем моря, и именно эти 2 метра стоили ему жизни…

Мологе не суждено  было стать Градом Китежем или  русской Атлантидой, навсегда погрузившихся  в пучину вод. Ее судьба страшнее. Глубины, на которых находится город, в  соответствии с сухой инженерной терминологией называются «исчезающе малыми». Уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года Молога показывается из воды. Обнажаются мощение улиц, фундаменты домов, кладбище с надгробиями. И приходят мологжане: посидеть на развалинах родного дома, посетить отеческие могилы. За каждый «низководный» год этот город-призрак платит свою цену: во время весеннего ледохода лед, как терка, скребет по дну на мелководье и уносит с собой материальные свидетельства прошлой жизни…

Судьбу Мологи разделил и находившийся неподалеку женский  Афанасьевский монастырь. В Рыбинске монастырь имел подворье с часовней. Сегодня в подворье Афанасьевского монастыря работает Музей Мологского края (филиал Рыбинского музея-заповедника). Это единственный в мире музей затопленного города. Собственно не только города, а огромной территории с сотнями сел, деревень, десятками церквей и монастырей. Края, который дал России историка графа А.И. Мусина-Пушкина, военачальника князя А.А. Прозоровского, академика живописи и одного из основоположников отечественной реставрации Ф.Г. Солнцева, писателя и драматурга А.В. Сухово-Кобылина, писателя-этнографа Ф.А. Арсеньева.

Но Музей Мологского края – это не мемориал знаменитым деятелям культуры. Среди выставленных предметов нет ничего выдающегося: старые фотографии с видами города и портретами жителей, воссозданная комната мологжанина, предметы домашнего обихода, районные газеты «Родной край» и «Большая Волга». Вроде бы ничего необычного, так – картинка повседневной жизни. Но знание о том, что произошло, придает обыденным вещам особую пронзительность. История, которую рассказывает экспозиция, проста и трагична. Была благодатная земля. Ее визитной карточкой считались уникальные заливные луга и пастбища. Там жили люди, которые делали лучшие в России масло и сыр. А потом вышел приказ…

В Рыбинском архиве хранятся сотни писем, где повторяется одна и та же просьба: не выселять под зиму, разрешить дожить на старом месте до весны. Самое непонятное в этих письмах – даты. Речь идет о зиме 1936/37 года. Напомним: заполнение водохранилища началось в 1941-м и закончилось в 1947 году. Зачем нужна такая спешка, не понимал никто: ни местные власти, ни партийные органы, ни сотрудники НКВД, осуществлявшие контроль за переселением. Но приказы не обсуждают. Недовольных ждал Волголаг, покорившихся – Волгострой, единственная крупная организация, создававшая новые рабочие места. Не секрет, что и Волголаг, и Волгострой находились в ведении НКВД и были, в сущности, одной организацией. На строительстве гидротехнических сооружений по разную сторону колючей проволоки оказались люди, вынужденные сделать общее дело: утопить свою малую родину…

Единственное отступление  от музейных правил, которое позволили  себе авторы экспозиции, – это разрешение ставить свечки перед иконой Богоматери «Всех скорбящих радость», установленной непосредственно в бывшей часовне Афанасьевского монастыря. Долгое время тема Мологи была запретной. Об этом нельзя было писать. Встречались земляки, стараясь не привлекать к себе внимания, почти тайно. Первые сохранившиеся фотографии встреч мологжан относятся к 1960-м годам. Но даже в эти годы собираться приходилось вдали от родной земли – под Ленинградом. Вслух заговорили о Мологе только во второй половине 1980-х. Прошла серия статей, встречи переместились в Рыбинск и стали публичными. В 1995 году открылся музей, в 1997-м была официально зарегистрирована общественная организация «Землячество мологжан».

Музей Мологского края –  сравнительно редкий пример государственного музея, созданного по народной инициативе. У него два источника пополнения коллекции: подарки мологжан и экспедиции на Мологу. Свою миссию музей видит не столько в сохранении памяти прошлого, сколько в возрождении Мологского края как культурно-исторической общности. Сотрудники музея и активисты землячества работают над идеей создания Мологской административной территории с центром в селе Веретея или поселке Борок, ранее находившихся в Мологском уезде.

Река XXI века

На протяжении столетий общественная значимость музея определялась качеством его экспозиции, с 1970-х  годов не менее важным показателем стал уровень проводимых им акций, мероприятий и программ. В последние годы все более существенным фактором становится лицо музея, обращенное в открытое информационное пространство. Нравится нам это или нет, но не за горами тот день, когда количество виртуальных гостей музея превысит число его реальных посетителей. Музеи захлестывает и увлекает в свое течение река XXI века – река информации.

Далеко не все музеи  к этому готовы, но Рыбинский, по всей видимости, готов. Именно он в конце 1999 года первым в России открыл в Интернете полный электронный каталог своего собрания, созданный непосредственно из внутренней учетно-хранительской базы ( http://rmuseum.orbis.spb.ru ). А в 2003 году музей сделал следующий шаг: открыл информационный компьютерный центр для исследователей, нашел и, главное, публично предъявил направление деятельности, где он является объективным лидером российского музейного дела. Попробуйте разыскать аспект, в котором районный музей превосходит Эрмитаж и Третьяковскую галерею! Это не так просто. А у рыбинцев получилось. И результаты не замедлили сказаться: не каждому районному музею устраивают презентацию его сайта в Московском Кремле, не о каждом пишут в научных статьях и учебниках. Любителям Интернета могу дать поучительный совет. Хотите узнать, какое главное музейное собрание России? Зайдите в поисковую систему Rambler, наберите в строке поиска «собрание музея», и вы увидите, какая коллекция стоит на первом месте… •

 

 

 

Музеи Рыбинска

Рыбинский историко-архитектурный  и художественный музей-заповедник (основное здание)

Рыбинск, Волжская наб., д. 2. Тел. (0855) 52-25-26, 52-01-90 http.//rmuseum.orbis spb.ru

15 сентября – 15 мая:  открыт с 9.15 до 17.00, касса до 16.00. Выходные дни – понедельник  и последняя среда месяца.

15 мая – 15 сентября: открыт с 8.30 до 21.00, касса до 20.00.

Без выходных.

Местонахождение – центральная  часть города, транспортная развязка между Зачеремушным, Заволжским и  Центральный районами города. 300 м  от Речного вокзала на набережной реки Волги

Проезд – городским  транспортом до ост. «Соборная площадь»

Музей Мологского края (филиал музея-заповедника)

Рыбинск, Преображенский пер., д. 6а.

Тел. (0855) 20-17-93, 52-8342

Открыт с 10.00 до 17.00,

касса до 16.00.

Выходные дни –  воскресенье, понедельник.

Проезд – трол. 1, 3, 4, 5, 6

до ост. «Улица Стоялая» или до ост. «Соборная площадь»

Мемориальный дон-музей  академика Д.А. Ухтомского (филиал музея-заповедника)

Рыбинск, ул. Ухтомского, д. 45. Тел. (0855) 52-01-90

Открыт в среду с 10.00 до 17.00, в остальные дни по предварительным заявкам. Выходные дни – суббота, воскресенье.

Проезд – трол 1,3,4,5 до ост. «Ул. Блюхера»

Алексей Лебедев, доктор искусствоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбинский государственный  историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 
 


Описание: 

   Рыбинский музей-заповедник - один из старейших и крупнейших музеев Верхнего Поволжья. Основан в 1910 г. В собрании музея хранятся произведения изобразительного и прикладного искусства России и зарубежных стран, памятники истории и природы края, предметы народного искусства т.д. Самая ценная часть собрания - художественная коллекция, насчитывающая ныне свыше 10000 произведений. В ней представлены живопись, графика, скульптура, мебель, оружие и т.д. Немало интересных экспонатов связано с историей края. Среди экспонатов по палеонтологии и природе края выделяются отпечатки древних растений, черепа панцирноголовых пресноводных и первобытных бизонов, части скелета мамонта. постоянно действующие экспозиции, регулярно открываемые выставки по разнообразной тематике привлекают внимание рыбинцев и туристов.


 


Здание(я): 

   Основные экспозиции разместились в здании Новой биржи, построенном в 1912 г. по проекту московского архитектора А.В.Иванова в затейливом нарядном "русском стиле" и части здания хлебного гостиного двора, возведенного в конце XVIII в. Здание Новой биржи - одно из самых заметных в городе: облицовано глазурированным кирпичом, украшено изразцовыми вставками с изображениями городского и стилизованного Российского гербов, с балконом из дикого камня со стороны Волги.

Наиболее ценные (уникальные) коллекции: 
    Русский дворянский и купеческий портрет XVIII - первой половины XIX вв.  
    Русская и советская графика XVIII - XX вв. - 1900 пр.  
    Русская икона XVI-XIX вв. - 500 пр.  
    Коллекция западноевропейской графики XVI - XIX вв. - 1600 пр.  
    Коллекция искусства стран Востока - около 200 пр.  
    Коллекция русской и зарубежной керамики, фарфора и стекла XVI - XX вв. - 1800 пр.  
    Коллекция народного искусства (одежда, предметы быта, резное и расписное дерево)

 

 
 
Крупные выставочные проекты: 
    "VI выставка произведений изобразительного искусства, реставрированных ГЦХНРМ им. И.Э.Грабаря". Москва, 1969 г.  
    "Неизвестные и забытые художники XVIII - XIX вв.". Москва, 1975 г.  
    "Ярославские портреты XVIII - XIX вв.". Выставка. Ярославль, Москва, 1980 г.  
    "Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX в. из музеев РСФСР". Москва, 1987 г.  
    "Русские святые". Выставка. Москва, 1990 г.  
    "Преподобный Сергий Радонежский". Выставка. Москва, 1992 г.  
    Сокровища музеев Центральной России. Выставка. Москва, Малый Манеж, 2000 г.  
    Проект "Золотая карта России ". Выставка в Государственной Третьяковской галерее, 7.12.2000 - 7.01.2001 г.  
    "Шедевры из старого города", русская и западно-европейская графика и декоративно-прикладное искусство XIX - нач.XXвв. Москва, Школа акварели Сергея Андрияки, 2004г.  
    "Антология русской живописи XVIII-XX веков", Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, 2005 г.

 

Издания, выпущенные организацией: 
    Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. CD-диск. Интерактивная мультимедиа-энциклопедия.  
    Цешинская Е.И. Искусство Востока XIII, XVII - первой трети XX вв. - Рыбинск, Рыбинское подворье, 1998.  
    Народная картина старого Китая (Нянь- Хуа) в собрании музея. Каталог. - Рыбинск, 2000.  
    Михайлова Г.Б. Усадьба Петровское и род дворян Михайловых в истории Рыбинского края. - Рыбинск: Рыбинский музей-заповедник, 2000.  
    Михайлова Г.Б. Усадьба Тихвино-Никольское и ее основатель Николай Тишинин. Рыбинск: Рыбинский музей-заповедник, 2001.  
    Михайлова Г.Б. Усадьба Вослома и семейная хроника княжеского рода Ухтомских. Рыбинск: Рыбинский музей-заповедник, 2003.  
    Овсянников С.Н., Савельев В.В. Господа Лихачевы и их пошехонская усадьба Сосновец. Рыбинск: Рыбинский музей-заповедник, 2001.  
    Фарфор и керамика Китая и Японии. Каталог. - Рыбинск, 2000.


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Музеи мира: Течет река Волга