Культура Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 19:07, лекция

Описание

1. Общая характеристика индийской культуры.

2. Архитектура и скульптура в древней Индии.

3. Развитие искусства в средневековый период.

Работа состоит из  1 файл

Культ Индии лекц.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

Крупнейшим  храмовым центром раннего и зрелого  Средневековья является комплекс в  Бхубанешваре. Комплекс состоит из 500 храмов. Это совершенные образцы  индуистских храмов, прекрасные пропорции, великолепные композиции с доминирующими  вертикалями башен, завершенных круглой плитой.

Все храмы  комплекса в Бхубанешваре являются великолепными образцами храмовой скульптуры. Примером может служить  скульптура Танцующего Шивы. Иногда Шива именуется Космическим Танцором, т.к. его разрушительная энергия  реализуется во время танца: исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной всё старое и одновременно открывает новый цикл жизни. Шива изображался стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальном па. У Шивы 4 руки, жест каждой из них имеет определенный смысл. Бог может держать в руке священный предмет: например барабанчик – символ космического ритма. Голову Шивы украшает корона с черепом – знак победы над смертью. Фигура бога обычно заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог – разрушитель и созидатель.

Таким образом, комплекс в Бхубанешваре представляет собой прекрасный образец художественной культуры, в котором воплощен принцип  единства. Эту особенность индийского искусства так охарактеризовал знаменитый философ XIX века Рабиндранат Тагор: “Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной”.

РАННЕИСЛАМСКИЙ  ПЕРИОД

Впервые мусульманские завоеватели вторглись  на территорию Индии еще в VIII веке. Спустя пять веков мусульманским правителям удалось покорить почти всю страну. Искусство Индии Исламской эпохи можно разделить на раннеисламский период (XI – I пол. XVI вв.) и период правления династии Великих Моголов (II пол. XVI – XVIII вв.).

Период  раннеисламского владычества в  Индии начался с нашествия  мусульман в начале XI века. Завоеватели  безжалостно уничтожали святыни  “неверных” – индуистские и  буддийские храмы, и целые города, вырезали население, уводили в рабство  мастеров, ремесленников. Борьба за власть сильно ослабила единство мусульманских правителей, и в XV – XVI веках в Индии образовалось несколько исламских государств. Завоеватели пытались приспособить остатки разрушенной архитектуры для собственного искусства и строительства. Так, целые фрагменты зданий, прежде всего колонны, столбы, скульптурные украшения были перенесены во вновь построенные мусульманские сооружения.

В XII – XIII веках в Индии появились  основные типы культовых сооружений мусульман – в первую очередь  мечети, минареты, медресе, мавзолеи и т.д.

Крупнейший  мусульманский комплекс сохранился в Дели, он относится к началу XIII века. В комплекс вошли большая  мечеть, гробница, медресе и мавзолей. Однако самой большой достопримечательностью ансамбля стал гигантский минарет Кутб – Минар, высота которого превышает 70 метров.

Минареты, столь привычные в культовом  зодчестве арабских стран, в мечетях  на территории Индии часто отсутствуют. Еще одна важная особенность архитектуры  раннеисламского периода – её органичная вписанность в окружающую природу. Это качество издревле было присуще индийским архитектурно – скульптурным ансамблям.

ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

Династия  Великих Моголов ведет свое происхождение  от Тимура Самаркандского. Укрепил  власть этого рода в Индии и  создал централизованное государство на всей её территории правитель Акбар (1556 – 1605 гг.). Он вошел в историю не только как талантливый организатор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель искусства. При дворе правителя находили работу многие индийские архитекторы и художники. Акбар стремился объединить Индию, и это усиливало влияние индийского искусства на мусульманское.

Выдающимся  памятником архитектуры Индии является мавзолей Тадж – Махал в Агре, построенный Шахом – Джаханом (а это был один из преемников Акбара) в память о любимой жене Мумтаз-Махал.

В эпоху  Великих Моголов достигла расцвета индийская миниатюра. В религии  индуизма и буддизма огромное значение придается царству животных. В  представлении индийца люди, животные, растения и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывными узами. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь торжествующая во всех проявлениях, - вот основная тема индийского искусства.

Художник  наносил рисунок легко, четко, стараясь не упустить ни одной детали. При этом каждый элемент картины, обведенный тонким четким контуром, имел свое цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утонченность.

Период  исламского искусства Индии с  его уникальными образцами художественного  творчества, в которых соединились две традиции – мусульманская и индийская, показывает, как могут сосуществовать на одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры.

Этой  эпохой завершилось поступательное развитие индийской культуры: в XVIII веке оно было прервано вторжением западной цивилизации. 
 

Кто такие  арии? (Это кочевники, проникшие в  Индию в III тыс. до н.э.)

Арии  принесли в Индию свою религию. Они  считали, что душа умершего человека может вселиться в любое тело, будь то животное или человек. Кем именно станет человек, зависит от того, каким он был прежде. Религию Ариев переняло большинство населения Индии. Многие из них, заботясь о душе, старались вести праведную жизнь и не обижать ни одно живое существо. Они верили, что в любом из них может обитать душа человека, который в прежней жизни был их предком, родственником или другом. Поэтому в Индии были священные животные.

Какие наиболее почитаемые животные Вам известны?

Особо индийцы почитали Слона и Корову.

С большой  любовью и почтением они относились к корове. Все, что с ней связано свято и обладает целебными свойствами, чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. До сих пор в Индии почитают это животное.

В VI в. до н.э. в Индии возникла новая религия, получившая название Буддизм. В III в. до н.э. после объединения Индии под властью царя Ашоки, который был последователем этого учения, буддизм получил распространение по всей Индии, а после этого религия распространилась по всему миру, став мировой религией.

Мировая религия – вероучение, которого придерживаются многие люди в разных странах мира.

Буддизм существует уже 25 веков, поэтому на нашем послании слово буддизм  одно из самых главных.

Основателем этой религии считают Сиддхарта  Гаутаму. Он родился в семье властителя небольшого государства в Восточной Индии в VI в. до н.э. Получил прекрасное образование, рано женился и был счастлив. Но увидев однажды дряхлого старика, он подумал, что когда-нибудь станет тоже таким. В другой раз он встретил тяжелого больного и понял, что и его здоровье не вечно. А вскоре он увидел похоронную процессию. Увидев и почувствовав все реальные стороны жизни, он не мог дальше чувствовать себя счастливым и жить в “розовом свете”. Он думал о смысле жизни, о том как избавиться от бед и страданий, подстерегающих каждого. Совесть заставила его покинуть дом и, уйдя из него, стать отшельником. Пройдя через многие испытания, лишения и самоистязания он стал Просветленным – Буддой.

Основу  данного учения составляют “четыре  возвышенные истины”.

  • всё есть страдание
  • страдание имеет причину
  • страдания могут быть устранены
  • существует путь, который ведёт к устранению страданий

В Буддизме очень большое место отводиться любви и милосердию ко всему живому. Буддизм учит:

  • нельзя убивать никакое живое существо
  • нужно равно доброжелательно относиться ко всем людям
  • нельзя платить злом на зло
  • прощать все обиды

Надеяться человек должен не на богов, а на самого себя, ведя праведный образ  жизни. Даже Будда никого не может  спасти, он только постигает истину и указывает правильный путь, по которому каждый должен идти самостоятельно.

Индийцы, подобно другим народам считали, что некоторые предметы обладают чудодейственной силой (например, книга  или прядь волос, будто бы принадлежащая  богу). Для хранения этих предметов  строились ступы. Это были небольшие земляные холмы, которые впоследствии обкладывались камнем или кирпичом.

Высшими ценностями Будда провозгласил:

  • равенство всех людей и мир между ними
  • осуждение любых военных столкновений
  • развитие изобразительного искусства, музыки, танца.

Древние индийцы создали и передали человечеству многие достижения которыми мы пользуемся и сегодня. Какими достижениями мы пользуемся сегодня? Давайте вновь обратимся к нашему посланию. Я Вам расскажу историю, а Вы постараетесь ответить о чем рассказывает путешественник.

- Индия  - удивительная страна, там на  кустах растет белая шерсть, индийцы  срезают ее с кустов, точно  с овец, и делают из нее ткани…  А из тростника выжимают сок,  уваривают его на огне и  он становится твердым и более  сладким чем пчелиный мёд.

Может быть это неправда. Скажите, что это такое.

Это хлопок и сахар. Вот почему индийцы в  своём послании обратили наше внимание на это.

Но кроме  этого на нашем послании мы видим  шахматные фигуры. Может быть Вы подскажите в чём загадка?

- Ответы  учащихся.

А вот, что говорят ученые по этому вопросу. Индийское войско состояло из 4 частей: пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но древнеиндийские мудрецы говорили, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Поэтому шахматы были придуманы как игра для царей.

Что ещё  мы можем сказать об индийских  достижениях. Почему изображены цифры. Эти цифры принято называть арабскими, потому что мы заимствовали их у  арабов. А сами арабы признавали, что цифры они переняли у индийцев.

Главная заслуга индийской математики заключалась в создании десятерично-позиционной системы счета. В индийской системе счета значение цифры зависит от того, какое место она занимает в числе. Созданный в Индии счет очень удобен, так как благодаря ему легче производить арифметические действия.

Кроме достижений в математике древние  индийцы создали множество замечательных  литературных произведений. Самые значительные из них

Поэмы “Махабхарата” и “Рамаяна”.

В первой из них рассказывается о многолетней  борьбе между двумя семьями раджей Пандавами и Кауравами.

Во второй поэме “Рамаяна” рассказывается о жизни и подвигах царевича Рамы, вступившего в схватку с царём  демонов и победившего его.

В своих  литературных произведениях нашли  отражения отголоски исторических событий происходивших на территории Древней Индии.

Информация о работе Культура Индии