Культура и духовное развитие арабо-мусульманского мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:07, реферат

Описание

С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам - религия мировая. По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд.). Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен. В связи с этим, исламское вероучение отрицает идею воплощения. Иисус по вере мусульман, не Божественное лицо, а только избранный пророк и посланник Божий (как Авраам, Моисей и Мухаммед).

Содержание

Введение

Исламская философия

Исламская философия нашего времени

Доктрина как мусульманское учение

Развитие исламской философии

Значение Корана в арабо-мусульманской культуре

Глобализация в арабском мире

Глобализация в арабском языке

Подходы к глобализации в арабо-мусульманском мире

Арабский вариант глобализации

Процесс исламского возрождения

Ислам как объединяющий фактор стран арабо-мусульманского мира

Организация исламской конференции

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

145991.rtf

— 150.87 Кб (Скачать документ)

     Подходы к глобализации в арабо-мусульманском мире 

     Отношение к глобализации в арабо-мусульманском мире, прежде всего, строится на желании сохранить собственную культуру. Поэтому глобализация на современном этапе обычно воспринимается, как попытка «захвата культуры», навязывания западных ценностей, «вестернизации» или «американизации». Эти представления о глобализации роднит и то, что глобализация видится как процесс, движение в определенном направлении. Несмотря на некоторые общие черты восприятия глобализации, в арабо-мусульманском мире существуют различные точки зрения на данный процесс. Можно выделить четыре основных подхода к глобализации в арабо-мусульманском мире:

  • Первый подход строится на страхе глобализационных изменений, нежелании пустить в свой мир невидимого врага, способного незаметно уничтожить культуру, общество, лишить национального суверенитета и т.д. Глобализация опасна во всех своих проявлениях, поскольку даже экономические реформы и научные достижения несут в себе разрушительный вирус, пусть и под благим предлогом развития и прогресса. Представители такого подхода призывают к почти полной изоляции, замкнутости, уединению или, наоборот, к борьбе с западным влиянием.
  • В отличие от такой крайней версии отношения к глобализации, вторая точка зрения рассматривает глобализацию как многомерный процесс. У него есть свои недостатки Запад, и прежде всего США, пытается навязать свои ценности, уничтожить чужую, чуждую ему культуру. Однако если отбросить прозападную идеологию, и постараться использовать лишь достижения новейшей технологии, можно достичь больших успехов в развитии собственного общества даже в эпоху глобализации.
  • Третий подход, почти полной поддержки глобализации, популярен лишь в некоторых странах арабо-мусульманского мира, прошедших особый путь исторического развития (например, Египет, Иордания).
  • Согласно четвертой точке зрения, глобализация воспринимается в исторической перспективе. Глобализация - это не изобретение современности. Данный процесс наблюдался и раньше. Характерным примером глобализации является Арабский халифат. Современный этап глобализации строится по иным правилам, в его основе лежат иные ценности, однако, вполне возможно, что в скором времени процесс глобализации вновь возглавит арабо-мусульманский мир.
 

     Арабский вариант глобализации 

     Хотя помимо этого существует и Арабский вариант глобализации. Главный редактор сборника «Мы и глобализация: кто на кого влияет?» Зийад Бен Абдулла ад-Дарис полагает, что арабам необходимо перестать бояться глобализации, а подойти к ней подготовленными, разработав собственные проекты, способные оказать влияние на данный процесс.

     Арабо-мусульманский мир когда-то успешно возглавлял глобализационные изменения. Это время прошло, теперь глобализация ассоциируется с американизацией и вестернизацией. Однако не стоит слепо прислушиваться к призывам тех, кто предлагает обязательно «сесть на поезд глобализации». Прежде, чем решиться на данный поступок нужно продумать ответы на множество вопросов, например: «хватит ли мест новым пассажирам в этом поезде, и поедет ли он в том направлении, в котором они захотят?». По мнению З. ад-Дариса необходимо глубокое изучение проблемы глобализации, чтобы впоследствии арабо-мусульманский мир сам смог диктовать условия происходящих в мире изменений. Сможет ли арабо-мусульманский мир реально диктовать такие условия?

     Рассмотрим имеющиеся у него для этого предпосылки. Если следовать теории С. Хантингтона, «исламский вызов выражается во всеобъемлющем культурном, социальном и политическом Исламском возрождении в мусульманском мире и сопровождающем этот процесс отвержении западных ценностей и институтов». Исламское возрождение проявляется в более частом обращении к религиозному языку и символике, экспансии религиозного образования, более строгом соблюдении исламских норм социального поведения, росте числа участников религиозных церемоний, преобладании оппозиции исламских групп светским властям в мусульманских странах и т.д. 

     Процесс исламского возрождения 

     Исламисты являются порождением и участниками процесса модернизации. По мнению С. Хантингтона, «это мобильные и современно ориентированные молодые люди, большей частью выходцы из трех групп»:

  • к первой группе относятся студенты и интеллигенция, составляющие ядро исламистского движения;
  • вторую группу составляют сельские жители из среднего класса;
  • третьим важным источником рядов исламистов являются недавно переехавшие в города люди, которым ислам способен предложить «достойную идентичность» (Э. Геллнер).

     Важнейшим фактором Исламского возрождения можно назвать рост мусульманского населения. Если в 1980г. мусульмане составляли около 18% населения мира, то по прогнозам к 2025-му г. эта доля увеличится до 30%. В Западной Европе на нынешний момент живут 13 млн. мусульман, причем 2/3 эмигрантов, направляющихся сюда, исходят из арабского мира. Рост арабского населения в Европе может со временем полностью изменить лицо региона. Ожидается, что среди мусульманского населения будет непропорционально большая доля молодежи, а молодежь, как известно, является олицетворением протеста, нестабильности, реформ и революции. Нет ничего удивительного в том, что на фоне Исламского возрождения, может обостриться конфликт между Западом и миром Ислама, желающем отомстить за триста лет постоянного западного давления. К этому выводу приходит С. Хантингтон. Тем не менее, арабо-мусульманский мир способен стать реальной силой и, следовательно, проводником новой версии глобализации, только при условии внутренней интеграции. Для этого у него есть определенные основания. Арабский мир един территориально, 90% жителей арабских стран составляют арабы и только 10% представители других национальных и этнических групп. Арабские народы объединены общностью своего арабского языка и исторической судьбы, поскольку население нынешних арабских стран входило в Средние века в состав Арабского халифата, а в период новой истории арабские территории, кроме Марокко, являлись частью Османской империи.  

     Ислам как объединяющий фактор стран арабо-мусульманского мира 

     Важным объединяющим фактором стран арабо-мусульманского мира является ислам: 90% населения арабских стран исповедуют данную религию. Идеи братства единоверцев поддерживались политической практикой во время арабских завоеваний и распространения ислама на неарабские народы. Правители выдвигали на первый план принцип общности людей на основании религии, чтобы сохранить единство этнически и культурно-разнородного Халифата. Все мусульмане составляли, таким образом, религиозную общину умму. Исламское братство не признает государственных границ и национальной принадлежности. Этот принцип лежит в основе теорий панисламизма и неопанисламизма. И в настоящее время границы арабских государств, ставшие результатом деспотических действий европейского империализма, имеют меньшее значение в арабо-мусульманском мире, чем объединяющий фактор ислама. Национальность не имеет значения и для джихада (очень часто понимаемого неверно), который мусульмане, прежде всего, рассматривают как обязательство служения Богу мирным путем, как «джихад сердца, языка и души», и связывают с духовным очищением, а уж потом со священной войной за веру («джихадом меча»). В Коране предписывается: «Сражайтесь во имя Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не совершайте агрессию, и поистине Аллах не любит агрессоров». 

     Организация исламской конференции 

     Как пишет С. Хантингтон о преимуществе арабо-мусульманского мира «христианские, православные, буддистские и индуистские правительства не имеют межгосударственных организаций, основанных на религии, а у мусульманских правительств такой орган есть». Этим органом является ОИК (Организация исламской конференции). Теперь в ОИК входят практически все страны со значительным мусульманским населением. «Главной целью ОИК, согласно ее Уставу, объявляется поощрение и укрепление мусульманской солидарности и сотрудничества между государствами-участниками в экономической, культурной, научной и других сферах на основе принципа полного равенства ее членов, невмешательства во внутренние дела, уважения прав на самоопределение, суверенитета, независимости, целостности территории, а также неприменения силы и урегулирования конфликтов мирными средствами».

 

      Список используемой литературы 

1. «История и культурология» Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И., 2000г.

2. «История этических учений» Гусейнов А.А., 2003г.

3. «История художественной культуры: Византия; Арабо-мусульманский мир; Китай; Япония» Шейко В.Н., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В., 2000г.

4. «Каран и его мир» Резван Е.А., 2001г.

5. «История арабо-мусульманской философии» Фролова Е.А., 2006г.

Информация о работе Культура и духовное развитие арабо-мусульманского мира