Кацусика Хокусай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:51, статья

Описание

Кацусика Хокусай (1760, Эдо (ныне Токио) — 10 мая 1849, там же) — великий японский художник , иллюстратор, гравёр. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, примечательнейший мастер завершающего периода японской ксилографии. Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходит других крупных авторов.

Работа состоит из  1 файл

хокусай.docx

— 627.86 Кб (Скачать документ)

 

 Кацусика Хокусай (1760, Эдо (ныне Токио) — 10 мая 1849, там же) — великий японский художник , иллюстратор, гравёр. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, примечательнейший мастер завершающего периода японской ксилографии. Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходит других крупных авторов.

Пейзажи

Суримоно — вид традиционного японского искусства, цветная ксилография специфичного, вполне определённого назначения — служить подарком в среде японской городской интеллигенции. Поводом могло быть что угодно: юбилей, рождение сына, наступление поры цветения вишен, перемена фамилии, наступающий Новый год. Жанровое разнообразие суриномо было очень богатым, живописный план произведений мог относиться ко многим жанрам:

  • дзинбуцу (изображение фигур),
  • добуцу (изображение животных),
  • катё (изображение цветов и птиц),
  • сансуй (пейзаж).

Возникнув в первой половине 18 века, суримоно становятся необычайно популярным в следующем веке. Особенности круга распространения обусловили и отличительные свойства: по сравнению с прочими гравюрами, суримоно печатались на более качественной бумаге и сам технологический процесс их создания был более сложен. Суримоно, по своей сути, представляет собой характерное для Японии поздравление — послание, выраженное с помощью изображения, текста (чаще всего в форме стихов), каллиграфии. Небольшое по размерам, простое по содержанию, это послание, при всём этом, могло быть чрезвычайно сложным по смыслу.

Заслуга Хокусая во взлёте популярности суриномо несомненна, он делает его важнейшим из видов японской ксилографии.

С определённой условностью  можно выделить три этапа, пройденных Хокусаем при создании суриномо:

  • Ранний этап характерен созданием слегка удлинённых суриномо маленького размера. Подписывал их автор именами Могура Сюиро, Хякурин Сори (иногда с добавлением Хисикава).
  • К началу XIX века Хокусай переходит к созданию длинных горизонтальных суриномо. Эти работы часто подписываются именем Гакёдзин Хокусай. Несмотря на то, что при их создании Хокусай ориентировался на традиции, заложенные предшественниками, у него получается обогатить художественные приёмы и заложить основы для будущих открытий. К этому периоду относятся такие работы как «Восход солнца», «У фонтана», «Женщина с подносом» и другие. Композиция суриномо этого периода обычно однотипна: справа располагается группа людей, а в левой части изображается пейзаж. Отличает работы мастера от работ других известных создателей гравюр прежде всего удивительное внимание к изображаемым вещам, природе, окружающему миру.

Манга - одна из главнейших работ в творческом наследии художника, созданная им в зените славы. Большого объёма и сложности, чрезвычайно богатая по материалу, «Манга» является выражением взглядов Хокусая на творчество, его философии, раскрывает секреты мастера. «Манга» ценна не только как веха в жизни Хокусая, но и как бесценный источник информации о культуре и искусстве. «Мангу» Хокусая нередко называют «энциклопедией японского народа».

Материалом для первого  выпуска «Манги» стали зарисовки Хокусая, сделанные им во время путешествия в 1812 году. Ученики уговорили учителя издать их отдельной книгой, настолько они были поражены увиденным.

Первый выпуск «Манги» вышел в 1814 году и объём его составлял 54 страницы. Всего при жизни художника вышло 12 выпусков, а после его смерти — ещё 3:

Сразу после выхода первой части она становится чрезвычайно популярна и раскупается буквально за неделю. Содержание её было незамысловато: большинство рисунков изображали сценки из городской жизни, также содержалось множество зарисовок людей. Сборник представлял собой дневник, куда мастер заносил всё виденное им в жизни, но только в форме рисунков, а не текстом. Лишь в нескольких выпусках можно считать тематическими: например, в пятом выпуске много места отведено архитектурным зарисовкам, двенадцатый посвящён карикатуре, в четырнадцатом много изображений животных.


Информация о работе Кацусика Хокусай