Эстетика стиля рококо в декоративно-прикладном искусстве. Анализ магазина тканей компании «Аннатекс» г. Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 14:52, контрольная работа

Описание

Рококо (франц. rococo, от rocaille - мелкий дробленый камень, раковины) - европейский художественный стиль первой половины XVIII в., возникший в рамках позднего барокко. Зародился во Франции, наибольшее распространение получил в период царствования Людовика XV, оказав влияние на искусство других стран.

Работа состоит из  1 файл

рококо.docx

— 45.23 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1

Эстетика  стиля рококо в  декоративно-прикладном искусстве.

Ответ

     Рококо (франц. rococo, от rocaille - мелкий дробленый камень, раковины) - европейский художественный стиль первой половины XVIII в., возникший в рамках позднего барокко. Зародился во Франции, наибольшее распространение получил в период царствования Людовика XV, оказав влияние на искусство других стран.

     Стиль рококо проявился наиболее ярко в  архитектуре и декоративно-прикладном искусстве и по преимуществу связан с убранством дворцовых интерьеров.

     Отличительными  чертами стиля рококо стали асимметрия, обильный декор, светлая цветовая палитра. В числе излюбленных орнаментальных мотивов рококо - стилизованные раковины, растительные завитки, головки амуров, псевдокитайские орнаменты и т. п. Рококо предпочитает дробные, мелкие формы.

     В декоративно-прикладном искусстве  рококо большое внимание уделялось  специфике различных блестящих  и бликующих материалов - бронзы, золота, шелка, бисера и т. д. Большое распространение получили изделия из фарфора (мелкая пластика, декоративные украшения и т. п.).

     В изобразительных искусствах - скульптуре, живописи, графике - рококо свойствен  особый круг сюжетов. Это идиллические сцены из жизни пастухов и пастушек (пасторали), галантные сцены и  мифологические сюжеты, нередко с  игривым, эротическим оттенком.

     В живописи влияние рококо проявилось в творчестве французских художников Н. Ланкре, Ф. Буше и др. Их произведения отличались декоративностью и изысканной цветовой гаммой. В целом стиль рококо представляет камерное, интимное искусство, принимающее изящные и причудливые формы. 

В Россию живописные традиции европейского стиля рококо проникли вместе с западными художниками, которые служили при дворе, занимались педагогической деятельностью в  Академии. Влияние стиля проявилось в частности в портретной живописи Антропова и Рокотова.

     Рококо, так же как и барокко, называют «королевским стилем». Однако, в отличие  от всех предшествующих ему стилей, рококо не было только придворным искусством. Рококо во Франции связывают с  именем короля Людовика XV и временем его правления (1720–1765 гг.). Нередко  период стиля рококо связывают с  последней стадией барокко. Однако здесь лежит опасность утраты принципиальной разницы и стилистической независимости барокко от рококо. Эти два стиля одинаково перенасыщены пышным декором, но если барочная орнаментика  динамична, напряжена, контрастна, то в  рококо она как бы расслаблена, грациозна, прихотлива, легковесна. Если барокко  похоже на грандиозный театр, предназначенный  для развертывания торжественных  и помпезных спектаклей, то рококо – это тоже театр, но почти камерный, и театральные действа здесь  камерные, более интимные, причудливые, с неким ироническим и эротическим  подтекстом.

     Рококо  противоположно предшествующей эпохе  уже в том, что почти все  предыдущие стили поначалу складывались преимущественно в архитектуре, и только затем распространялись на отделку интерьеров, одежду, мебель, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптуру и т.д. Стиль рококо практически  не нашёл отражения в архитектурном  экстерьере, но зато почти сразу  возник как интимный камерный стиль  дворцовых и аристократических  интерьеров гостиных и будуаров. Центром  формирования нового стиля становится не парадный дворцовый интерьер, а  салоны частных домов, где их хозяйки  создают новый аристократический  образ и стиль жизни со своими правилами поведения и своим  искусством. Это изящное, галантное  искусство, призванное обеспечить вечный праздник, уподобленный маскараду, жизни  светских аристократических салонов, точно следует тем модным направлениям, которые диктуются главными фаворитами короля: маркизой де Помпадур, мадам Дюбарри и Марией Лещинской. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Поэтому главные особенности рококо определяют не предметно-пространственная среда и декор парадных залов и кабинетов, а декор и обстановка будуаров, насыщенных произведениями декоративно-прикладного искусства, одежда, галантные манеры и новые требования этикета.

  В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Главное внимание теперь уделяется художником не достижению художественного образа как целого, а отдельным способам и приёмам композиции. Вместо возвышенного, недосягаемого, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко возникает идеал доступный, весьма телесный, игривый и пикантный. Теперь не сила, страсть и героика любимая тема художников, как было в предыдущее время, а нежность, игра, легкая фривольность, отражения сиюминутности жизни. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Возникает эстетика всего неуловимого, изменчивого, мимолетного и капризного, что нашло своё отражение в жанре «каприз», который отличается от барочного «каприччи» большей лёгкостью, грациозностью и ироничностью.

     Название  стиля рококо связано со словом и  понятием «рокайль» (от фр. rocaille – осколки камней, раковины). В XVII в. вошли в моду в качестве украшения парков своеобразные павильоны – гроты, которые стилизовались под естественные пещеры. Интерьер этих сооружений должен был ассоциироваться с морской тематикой и атрибутами морского бога Посейдона в виде грубо обработанной каменной кладки стен и потолка, раковин, переплетающихся водорослей и т.д.

     Рококо  является одним из самых формальных стилей. Основным здесь является не «что» выражено художником, а «как»  он это сделал. Не что делается и изображается в каждом конкретном случае, а как это выполнено и оформлено в соответствии с существующими представлениями о прекрасном. Проблема архитектуры сужается до задач оформления интерьеров. В эту эпоху представление об интерьере и его элементах как о целостном художественном ансамбле получает наибольшее развитие.

Стиль рококо в интерьере

  В стиле рококо не всегда можно было понять конструктивное устройство мебельных объектов. Например, в местах для сидения, столах, комодах бросается в глаза как бы перетекание одних элементов предмета в другие, их видимая слитность. Сиденья стульев и кресел плавно переходят в ножки. Такое же срастание корпусов и ножек наблюдается и у комодов. Крепления отдельных конструктивных элементов друг с другом часто маскируются декоративными элементами.

     Отделка предметов достигает высочайшего  уровня. Используются резьба, золочёная  бронза, фарфор, мозаика из камня  или различных пород дерева, лаковая  живопись и т.д. В стиле рококо поражает острота рисунка, орнаментального  убранства и свобода композиционного  построения элементов декора интерьера. Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин и динамичного узора из переплетающихся стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле, и в фарфоре, и в дереве, и в стукко, и в декоративных тканях.

     Рококо  – не монументальный стиль. Он почти  не затронул стилистику крупных архитектурных  объектов, однако в наибольшей степени  проявился в создании интерьеров аристократических особняков, их гостиных и будуаров. Стиль камерный, не имевший  предпосылок для длительного  развития, он по своему влиянию на все  европейское искусство может  быть сравнен разве что с готикой. Естественно, что в каждой из европейских  стран этот стиль имел свои особенности.

     Интерьеры комнат отелей поражают невероятной  роскошью. Излюбленная форма залов  – овал. Все переходы и грани  здесь закруглены. Резные панели на стенах, белые, голубые и нежно-розовые  шпалеры, светлый камень отделки  дают впечатление лёгкости, изысканности интерьера. Лепной растительный орнамент невысокого рельефа как бы растекается  по поверхности стен. Большое количество зеркал и картин, заключенных в  причудливо орнаментированные рамы, включается в декор интерьера  и разнообразит поверхность стен. Зеркала часто располагаются  в простенках между окон или одно против другого, что даёт множество  отражений и виртуально расширяет  пространство помещения, а воздушная  живопись, изображающая пасторальные или любовные сцены, всегда объединена общим декором и подчеркивает связь интерьера с реальной природой. Мотив зеркала, соединяющий иллюзию  и реальность, символ призрачной игры, приобретает в интерьерах рококо ведущее значение.

     Новый элемент интерьера в рококо –  плавный переход от стены к  потолку, т.н. падуга, заменяющая карниз и делающая незаметной линию стыка  между вертикальной и горизонтальной плоскостями стены и потолка. Углы стен закруглены. Помимо картин, главным  видом изобразительного искусства  рококо становятся, как и в предыдущую эпоху, панно, плафоны и декоративные композиции, которыми украшались плоскости  стен над оконными и дверными проёмами, т.н. десюде-порты (от фр. dessus de porte – над дверью).

     В мебели стиля рококо стараются также  избегать прямых линий и симметрии. Здесь должна просматриваться лишь текучая грациозность линий и  форм.

     Исчезло различие между несущими и несомыми элементами формы предмета, которое  было ещё совсем недавно в стиле  барокко. В декоре интерьера, во всех его элементах, в т.ч. и в мебели, используются самые дорогие и экзотические материалы: экзотические породы дерева, мрамор, бронза, золото, фарфор, шёлк, гобелен и др.

     В распространении стиля рококо во Франции большую роль сыграла  орнаментальная гравюра, в частности, жанр орнаментального гротеска.

     Стиль рококо в мебели складывался постепенно. Исчезли проножки в мебели для сидения и в некоторых типах корпусной мебели. Ножки теперь выполняются более изогнутыми в форме кабриолей. Высота спинок, которые стали больше откидываться назад, сократилась, сиденья сделались более широкими и мягкими. Исчезает принцип архитектурного построения корпусной мебели. Конструктивное строение мебели теперь тщательно маскируется, а стыки форм скрываются за орнаментальным декором. Появляются новые виды и типы мебельных объектов, в т.ч. откровенно декоративные: секретер на ножках с наклонно расположенной откидной доской-столешницей, шкафчик для бумаг, т.н. картоньерка, угловой шкафчик, тумбочки круглой и квадратной формы, женский письменный стол и целый ряд других столов, в т.ч. декоративных, глубокое кресло, т.н. бержер (от фр. bergere), разнообразные кушетки и шезлонги, диван в форме соединенных двух-трёх кресел, ширмы, этажерки и др. Мебель для сидения в эту эпоху необыкновенна удобна и уютна, полностью отвечает своему назначению, а не целям репрезентации. Ножки стульев, кресел, диванов – кабриоли – имеют характерный изгиб, суживаются к низу и часто стоят на своеобразном каблуке, замаскированном изящным, не доходящим до пола завитком, или на птичьей лапе, держащей шар, или на характерном утолщении низа ножки. Кабриоли, сильно расширяясь кверху, охватывают раму сиденья, представляя вместе с ней одно неразрывное целое. Ножки в сечении имеют сложную овальную или трёхгранную форму. По центральному ребру (оси) ножек делаются резные жгутики с выходящими из них листиками. Эти жгутики в месте соединения ножек и рамы сиденья переходят в большую раковину с подчеркнутым глазком в середине или в букет цветов. Спинка имеет прямоугольную форму со скруглёнными углами и выпукло-вогнутыми сторонами. Верхняя часть спинки обычно покрывается орнаментальной резьбой в виде раковин, листвы, цветов и т.п.

     Локотники кресел и диванов сильно искривлены и по форме представляют единое целое  с поддерживающими их стойками. В  декоре также присутствуют жгутики, перевитые ленточкой, рокайли или  букеты цветов в местах присоединения  локотников к спинке или раме сиденья. Спинка, сиденья и, частично, локотники  обиваются шёлковой материей, рисунок  которой изображает букеты цветов в  натуральную величину, часто разбросанных среди кружевных разводов, или  же пасторали (пастушечьи сценки).Кроме шёлковых тканей мебель для сидения обивается также бархатом или гобеленами с мягкой ворсистой поверхностью и цветочным узором.

     В это время большое распространение  получают разные типы табуретов, стульев  и диванов, различных по форме  и назначению. Например, стулья для надевания головных уборов, стулья для причёсывания, стулья для сидения за карточным столом, а также кресла-бержеры, кресла с изголовьем, турецкие диваны, или оттоманки, т.н. диваны-маркизы, которые еще назывались confidents или tête-à-tête, канапе, козетки (диваны, предназначенные для двух сидящих дам), шезлонги, позволяющие принять полулежащее положение (по современной классификации шезлонг относится к виду мебели для лежания).

     Мебель  для лежания в эпоху рококо, помимо кроватей, включает в себя такой  популярный тип небольшой кровати  как кушетка (от фр. cooucher – спать) – название типа мебели для лежания с одной или тремя спинками получил в России.

     Спальная  комната в период рококо, так же как и в предыдущую эпоху, декорируется как одна из наиболее роскошных и  парадных комнат. Кровать занимает в спальне главное место и  соответственно украшается. В основном употребляется старый тип кровати  с одной или двумя спинками и четырьмя колонками, на которых  крепится балдахин. Над некоторыми типами кроватей балдахин крепится на потолочной раме, которая может иметь  форму прямоугольника, круга или  овала.

     Наибольшую  популярность в это время имеют  такие объекты мебельных ёмкостей как комоды и секретеры. Используются также гардеробы, угловые шкафчики и буфеты, угловые полки, книжные  шкафы, шкафы-витрины (горки), картоньерки с полками для бумаг, шкафчики с выдвижными ящиками для мелких предметов, тумбочки, лари, шкатулки и др.

     В мебели рококо существует большое количество типов столов, делавшихся в зависимости  от их назначения. Существовали обеденные столы и столы для завтрака, подвижные столы на колёсах для подачи пищи, столы для посуды и подносов, кофейные, карточные столы и столы для игры в шашки, столы для цветов, столы для вязания, туалетные столы, подвижные столы для различных предметов для рукоделия, столы-тумбы у изголовья кровати, столы-подзеркальники, столы-консоли, рабочие столики, письменные столы, столы-конторки, декоративные столы на одной или четырех ножках и др. 

Информация о работе Эстетика стиля рококо в декоративно-прикладном искусстве. Анализ магазина тканей компании «Аннатекс» г. Москва