Эргономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:18, реферат

Описание

В требованиях и принципах эргономики все более учитываются основные производственные вопросы, поскольку развитие техники постепенно ведет к изменению условий труда человека. В скоростных машинах резко увеличивается объем информации за единицу часу на реакцию персонала, который обслуживает эти машины. Соответственно и растет нагрузка на нервную систему человека.

Поэтому создание благоприятной среды для трудовой деятельности человека, всеобщей приспособленности техники к человеку, особенно в опасных зонах, имеет большое значение.

Содержание

Введение.......................................................................................................2.

1.Понятие эргономики............................................................................3.
2.Основные задачи эргономики…………………………………………….6.
Выводы……………………………………………………………………………9.

Литература......................................................................................................11.

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 31.58 Кб (Скачать документ)
 

Содержание  

Введение.......................................................................................................2.

  1. Понятие эргономики............................................................................3.
  2. Основные задачи эргономики…………………………………………….6.

Выводы……………………………………………………………………………9.

Литература......................................................................................................11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

     Научная дисциплина эргономика возникла на стыке технических наук, технологии, физиологии, гигиены, анатомии и др. Эргономика является комплексной наукой и связанна с физико-техническими требованиями к орудиям труда, рабочего места, производственных помещений.

    Эргономика – это наука о приспособлении орудий труда и условий труда к человеку. Название “эргономика” было выбрано в связи с тем, что новая область знаний не принадлежала полностью ни к одной из известных наук. Новая научная дисциплина возникла в результате двух одновременно действующих процессов: дифференциации и интеграции научных знаний. Таким образом, эргономика развивается в тесном контакте с другими науками. Она изучает функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания оптимальных условий, в которых труд становится высокопродуктивным. Важная часть эргономики – инженерная психология – ставить основным своим заданием согласование (взаимное) возможностей человека и техники в системе “ человек-машина”. По своему содержанию и значениям эргономика составляет естественную основу технической эстетики.  

    В требованиях и принципах эргономики все более учитываются основные производственные вопросы, поскольку развитие техники постепенно ведет к изменению условий труда человека. В скоростных машинах резко увеличивается объем информации за единицу часу на реакцию персонала, который обслуживает эти машины. Соответственно и растет нагрузка на нервную систему человека.

    Поэтому создание благоприятной среды для трудовой деятельности человека, всеобщей приспособленности техники к человеку, особенно в опасных зонах, имеет большое значение.  

1.Понятие эргономики

  Официально  термин «эргономика» (греч. Ergon – работа и nomus – закон) был принят в Англии в 1949 году, когда группа английских ученых положила начало организации Эргономического Исследовательского Общества. В 
СССР в 20-е годы предполагался термин «эргология», но в настоящее время в качестве названия данной науки используется термин, предложенный в Англии.

  Научное изучение трудовой деятельности связывают  с именем американского инженера Ф. Тейлора и его учеников. В  результате их исследований была создана  и внедрена в производство концепция  инженерного проектирования методов  работы и положено начало эргономике, хотя тейлоризм рассматривал человека как часть машины или как приложение к ней.

  Дальнейшее  развитие производства вызвало необходимость  учета психологической стороны  процесса труда. Поэтому были исследованы  психологические свойства человека в процессе труда: восприятие, память, мышление, способность концентрировать  внимание и др., а также разработаны  некоторые психодиагностические методы отбора рабочей силы для реализации определенных трудовых процессов. Выполненные  исследования составили следующий  важный этап в становлении эргономики и способствовали все большему приспособлению машины к человеку.

  В конце XIX и в начале XX веков в  промышленно развитых странах мира (США, Англии, Германии, Японии и др.) организуются специальные лаборатории, кафедры и институты, изучающие влияние трудовых процессов и производственной среды на организм человека. В это время бурно развивались психология, физиология и гигиена труда. Результаты исследований этих наук нашли свое применение в промышленном производстве – как, например, концепция методов работы инженерного проектирования Ф.Тейлора на заводах  Форда при организации конвейерного производства.

  Эргономика  – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в  конкретных условиях его (их) трудовой деятельности, связанной с использованием машин или механизмов с целью  повышения эффективности функционирования таких систем путем оптимизации  средств, условий и процесса труда.

  Эргономика  является одновременно и исследовательской  и проектировочной дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учета человеческих факторов при проектировании новой  и модернизации старой техники и  технологии, а также существующих условий труда.

  Объектом  исследования эргономики является система  “человек – машина – среда” (СЧМ). Эргономика рассматривает СЧМ как  сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.

  Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека, использующего  машины.

  Эргономика  рассматривает технический и  человеческий аспекты в неразрывной  связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно  повышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях –  от требований человека к машине и  условиям ее функционирования и, наоборот – от требований машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между человеком и машиной.

  Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляют собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.

  Знание  человеческих факторов позволяет формулировать  требования к профессиональному  отбору и обучению персонала, техническим  средствам подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способов ее осуществления.

  Человеческие  факторы всесторонне проявляются  и фиксируются в такой целостной  эргономической характеристике СЧМ, как  эргономичность.

  Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность  трудовой деятельности в СЧМ в  зависимости от степени ее соответствия физическим, биологическим и психическим  свойствам человека. Эргономичность формируется на базе таких свойств  техники, как управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. 
Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых технологических операций над предметом труда.

  Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность  выполнения человеком трудовых операций по приведению техники в состояние  готовности к функционированию и  поддержанию этого состояния  во времени.

  Освояемость – характеризует эффективность  приспособления техники к быстрому и качественному овладению техникой техническим и управляющим персоналом.

  Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным биологическим  параметрам внешней среды, при которых  работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность.

  Качественными показателями эргономичности являются:

  по  управляемости:

  - среднее время или коэффициент занятости человека-оператора выполнением определенной единицы технологического процесса;

  - вероятность выполнения человеком–оператором  единицы технологического процесса с заданным качеством;                         

  - производительность или норма времени на единицу труда;

  по  обслуживаемости:

  - среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к её применению;

  - среднее оперативное время занятостью восстановлением или профилактикой техники;

  по  освояемости:

  - среднее календарное время профессиональной подготовки человека- оператора;

  - уровень квалификации человека, необходимый для обслуживания техники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Основные задачи эргономики 

  Говоря  о задачах эргономики, необходимо вести речь о комплексе задач, стоящих перед эргономикой и  решаемых ею.

  Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для  чего изучаются возможности и  особенности различных категорий  индивидов с целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест. В том  числе эргономика приобретает все  большее значение и в решении  комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность.

  С этой же целью в эргономике изучаются  психофизические возможности и  особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает  научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению в  производительный труд указанной части  населения.

  Эргономика  призвана решать ряд проблем, связанных  с оценкой точности, надежности и  стабильности работы, влияния психической  напряженности, утомления, эмоциональных  факторов и особенностей нервно-психической  организации оператора на эффективность  его деятельности в СЧМ.

  Большое значение имеет создание эргономического  обеспечения научной организации  и безопасных условий труда. С  этой целью должна производиться  разработка эргономических норм и требований, а также эргономической оценки качества промышленной продукции.

  Эргономика  должна решать также ряд задач  методологического характера. Это  связано с тем, что она как  наука находится в стадии становления, активного развертывания исследований. Разработка методологических проблем  способствует построению теории эргономики и тем самым, обогащает практику конкретных исследований.

  Выявление направлений исследований и круга  решаемых задач позволяет сформулировать общую цель или главную задачу эргономики.

  Главная цель эргономики формулируется как  единство трех аспектов исследования и проектирования:

  1) повышение эффективности деятельности  и соответственно функционирования  человеко-машинных систем;

  2) охраны здоровья людей; 

  3) всестороннего развития личности  людей, участвующих в трудовом  процессе. 
Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.

  Можно сформулировать и основные задачи эргономических разработок, реализуемые при решении  любой эргономической задачи.

  1. Анализ и синтез деятельности  оператора в СЧМ. В процессе  анализа изучается структура  деятельности оператора, выявляются  цели, мотивы и способы выполнения  трудовой деятельности, рассматриваются  возможные режимы работы и  оценивается их влияние на  результаты труда. На основании  этих исследований определяются  необходимые требования к характеристике человека-оператора. 
   2. Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека – оператора. Исследуется работа органов чувств человека, его центральной нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т.д. Причем рассматриваются только оптимальные значения этих характеристик, а не экстремальные. 
   3. Организация рабочего места оператора с учетом комплекса его эргономических свойств, определенных ранее. Разрабатываются требования, предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его элементам, с целью обеспечения максимальных удобств и эффективности работы. 
   4. Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя профотбор, профобучение, тренировку и формирование коллективов. 
   5.Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.

Информация о работе Эргономика