Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание

Главной задачей эпохи гуманисты считали создание «нового человека», чем они активно занимались. Учение гуманистов, безусловно, повлияло на сознание человека эпохи Ренессанса. Это отразилось в изменении нравов и быта. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Изучались античные тексты и использовались языческие прототипы для воплощения христианских образов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Содержание

Введение…………………………………………………………..………….…..3

1.Гуманизм – общая ценность эпохи Возрождения……............……..….……4

2.Быт

2.1.Среда обитания горожанина……….….…………………………..……...5

2.2.Дом……………..……………………………………...…………..…...…..6

2.3.Меблировка дома………………….……………………………..…......…9

2.4.Стол……………………...…………………………….…...…….….……10

2.5.Правила застолья…………………………………..……..………...….…11

2.6.Одежда и мода…………………..………………………….………….…12

2.7.Украшения……………………………………………….…………….…14

Заключение……………………………………………………….………….….16

Используемая литература………………………………………………...……17

Работа состоит из  1 файл

ДПИ.docx

— 40.44 Кб (Скачать документ)

     Мебель  расставлялась вдоль стен. Главным  предметом мебели была кровать. У  богатых она была высокой, с приступкой, с пышными, украшенными скульптурой, резьбой или живописью изголовьем, балдахином или задергивающимися занавесками. На изголовье любили помещать образ Богоматери. Кровать застилалась суконным покрывалом или стеганым одеялом. Кровать была очень широкой: на ней помещалась вся семья, иногда на ней спали оставшиеся на ночлег гости. В бедных домах спали на полу или на нарах. Слуги спали на соломе.

     После кровати самым важным предметом  мебели был сундук. В XV веке появились сундуки меньших размеров – кассета, сундучки для хранения шкатулок, кошельков, парфюмерии. Сундуки богато украшались росписью, рельефами, обивались серебром.

     Шкафы для одежды ещё не изобрели, зато появились посудные шкафы и секретеры. Они богато инкрустировались.

     Столы и стулья сохраняли утвердившиеся  ранее формы.

     Зеркала, часы, подсвечники, канделябры, декоративные вазы, сосуды и множество других полезных и бесполезных вещей  были призваны украсить и сделать  более удобной и приятной домашнюю жизнь.

     Обстановка  крестьянского дома оставалась крайне скудной и удовлетворяла лишь элементарным потребностям. Мебель была очень грубой и тяжелой, изготовлялась обычно хозяином дома. Конструктивные недостатки крестьянской мебели старались возместить резьбой, иногда росписью по дереву — очень традиционными.

     2.4.Стол

     Еда была довольно однообразной. Около 60% рациона  занимали углеводы: хлеб, разные каши, супы. Главными злаками являлись пшеница и рожь. Важное дополнение к зерну составляли бобовые: бобы, горох, чечевица. Благодаря арабам европейцы познакомились с цитрусовыми: апельсинами, лимонами. Из Египта пришел миндаль, с Востока – абрикосы. В Европе появились тыква, кабачки, мексиканский огурец, сладкий картофель, фасоль, томаты, перец, кукуруза, картофель.

     Долгое  время Европа была ограничена в сладком, так как сахар появился лишь с  арабами и стоил очень дорого, поэтому был доступен лишь состоятельным слоям общества.

     Из  напитков первое место традиционно  занимало виноградное вино. К его  потреблению вынуждало плохое качество воды. Вино давали даже детям. Кофе и  чай проникают в Европу лишь в  первой половине XVII века. Шоколад нашел своих приверженцев. Ему приписывались целебные свойства, как средству против дизентерии, холеры, бессонницы, ревматизма.

     Главным достоинством еды в средние века было сытность и изобилие. В праздник обязательно нужно было наесться так, чтобы потом в голодные дни  было что вспомнить. Хотя состоятельным  людям не приходилось опасаться  голода, их стол не отличался изысканностью.

     Важным  стало не только чем накормит гостей, но и как подать приготовленное блюдо. Большое распространение получили так называемые «показные блюда». Из различных, зачастую несъедобных материалов, изготовлялись фигуры реальных и фантастических животных и птиц, замки, башни, пирамиды, которые служили вместилищем различных кушаний, особенно паштетов.

     2.5.Правила  застолья

     В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобретали не только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом, манеры, застольные развлечения, общение.

     Столовая  посуда обогатилась новыми предметами и стала значительно изящнее. Разнообразные судки объединялись под общим названием «нефы». Встречались судки в форме сундуков, башен, зданий. Они предназначались для пряностей, вин, столовых приборов. Сосуды для вина назывались «фонтаном», имели различную форму и обязательно краны внизу. Подставками для блюд служили треножники. Почетное место на столах занимали солонки и конфетницы из драгоценных металлов, камня, хрусталя, стекла, фаянса.

     Тарелки, блюда и сосуды для питья делались металлическими: у королей и знати  — из серебра, позолоченного серебра, а иногда из золота. Увеличился спрос на оловянную посуду, которую научились обрабатывать и украшать не хуже золотой и серебряной. Но особенно важным изменением можно считать распространение с XV в. фаянсовой посуды, секрет изготовления которой открыли в итальянском городе   Фаэнце.   Больше   стало посуды из стекла — одноцветного и цветного.

     Нож по-прежнему оставался главным орудием за столом. Большими ножами нарезали мясо на общих блюдах, с которых каждый брал для себя кусок своим ножом или руками.

     Интерьер  по случаю банкетов специально оформлялся. Стены зала или лоджии увешивались тканями и гобеленами, богатым шитьем, цветами и лавровыми гирляндами, увитыми лентами. Гирляндами украшали стены и обрамляли семейные гербы.

     Главная идея, которую преследовали устроители пышных застолий, — показать великолепие, богатство семьи, ее власть. Времяпрепровождение за столом в компании становилось обычаем, широко распространившимся во всех слоях общества. Таверны, трактиры, постоялые дворы отвлекали посетителей от монотонности домашней жизни.

     Названные формы общения, как бы они не отличались друг от друга, свидетельствуют о том, что общество преодолевало былую относительную замкнутость и становилось более открытым и коммуникативным.

     2.6. Одежда и мода

     Изменения в одежде в XIV – XVI вв. прослеживаются сильнее, чем за многие столетия до этого.

     Индивидуализируется костюм. Более чувствительным к веяниям и запросам эпохи был городской костюм. В середине XIV в. в одежде произошло серьезнейшее изменение, повлиявшее на всю последующую историю костюма: она стала уже и короче, что на первых порах вызывало резкое неприятие со стороны моралистов.

     Основные  предметы одежды у мужчин и женщин состояли из нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора, обуви. Мужчины носили также штаны или те предметы одежды, которые постепенно превратились в штаны. Нижнее белье еще не было известно. Его до некоторой степени заменяли рубашки, но и их даже в гардеробе знати было весьма мало. Дамские панталоны появились ближе к концу XVI в., и первыми их начали носить куртизанки—из гигиенических соображений и для красоты. Мужское нижнее белье появилось позже женского. Отсутствие нижнего белья способствовало кожным заболеваниям, которые отступили лишь в XVIII в.

     Верхняя одежда укорачивалась, удлинялась, обуживалась то сверху, то снизу; на ней делались разрезы и вырезы, позволявшие увидеть богато украшенное нижнее платье. Однако основной тенденцией было обуживание платья сверху до талии, что давало тогдашним «законодателям моды» широчайшие возможности для комбинирования и придания покрою, в частности, женского платья, немалой пикантности и даже соблазнительности. Декольте становилось временами очень глубоким и его приверженцы часто не находили нужным прикрывать его даже тонкой и богато украшенной орнаментом и кружевом отделкой нижнего платья.

     Со  временем верхняя одежда обогатилась  кофтами (котта) и жакетами, куртками, жилетами и длинными безрукавками (сюрко), кафтанами, различными накидками. Дамское платье дополнилось шлейфом. Для большего тепла на верхнее платье надевали плащ — пожалуй, наиболее консервативный из всех предметов одежды.

     Цельные штаны появились уже в XIV в. Они напоминали собою скорее современные колготы. Для прочности к ним подшивали кожаные подошвы, заменявшие одновременно обувь. Мужские штаны обогатились новой деталью — гульфиком.

     Пуговицы, известные еще в древности, но забытые в эпоху варварства, снова появляются на одежде. Они изготовлялись из дерева, камня, металла, ткани. Пуговицы не только делали ношение одежды более удобным, но и украшали ее. Носили тесьмы, шнурки, ленты, пряжки, пояса.

     Осваивалось производство шелковых тканей. Появились  ткани в «полоску», «клеточку», «горошек»  и  т.п.  

     2.7. Украшения

     Среди украшений высоко ценились массивные нагрудные золотые цепи, которые носили одинаково мужчины и женщины. Важными аксессуарами стали веер, перчатки и носовой платок. Из головных уборов явное предпочтение отдавалось беретам. Однако у женщин очень широко распространился обычай ходить с непокрытой головой. Поэтому большое внимание уделялось прическам, различным головным украшениям: цветам, венкам, диадемам, сеткам. У итальянских женщин большой популярностью пользовались накладные волосы. Идеалом считались блондинки с высоким чистым челом.

     Все, что связано с человеком и  его жизнью становится темой ювелирного искусства: это и внимание к человеческой анатомии, и осмысление переживаний и отношений, и интерес к деятельности человека вообще. И если ранее роскошные предметы ювелирного искусства делались для церковных нужд, то теперь подавляющее большинство предметов – светского характера. В то время носили разнообразные цепи и цепочки, подвески, медальоны, много колец и перстней; на шляпах носили броши и пряжки, изображения святых и вензеля из букв имени. Дамы носили серьги в виде цветов или из жемчуга, мужчины тоже могли носить одну серьгу. Подвески обычно носились на цепочках, которые сами были произведением ювелирного искусства: каждое звено представляло собой маленькую композицию из растительных мотивов или фигурок.

 

     Заключение

     Главный результат и основное завоевание Возрождения — утверждение активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческих начал, приведшее к множеству великих достижений человечества, удобствам, комфорту и повышению качества жизни, что плохо согласуется с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в острый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым.

         Все это еще больше усугубляло  противоречия ренессансной эпохи,  превращая их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так и между культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс являлся толчком для создания новой  культуры – культуры Нового времени.

     Эпоха Возрождения поставила в центр  мира человека. Он понял, что только от его усилий зависит его жизнь. На это мировоззрения повлияли учения гуманистов, которые стремились воплотить  в жизнь свои идеи. Они открывали  школы, кружки, читали лекции. Под влиянием этого существенно изменился  быт народа. Появляется стремление к роскоши. Люди хотят сделать свою жизнь уютней, красивей, удобней. Существенно меняется обстановка в доме, одежда людей. Общество эпохи Ренессанса преодолело былую замкнутость. Об этом свидетельствуют архитектура жилища, мебель, одежда и т.д.

 

      Список литературы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М.:ООО Кирилл и Мефодий,2007
  2. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности /Баткин Л.М.; Ред. С.С.Аверинцев-М.: Наука, 1989.-272с.
  3. Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени.—  М.: Наука,1993.-532с.
  4. Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С.Брилианта. - Смоленск: Русич, 2002.-448с.
  5. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. 2-е изд., испр. и доп./Под ред. А.Н. Немилова и А.С. Кантор - Гуковской. - Л.: Издательство Ленинградского университета.1990.-624 с.
  6. История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001.-479с.
  7. Герман Вейс. История культуры народов мира. Высокое возрождение. Итальянский Ренессанс./ ЭКСМО. 2005.-144 с.

Информация о работе Эпоха Возрождения