История в звуках и красках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:22, дипломная работа

Описание

Так как я представительница молодого поколения, то для каждого из нас большим счастьем является знать и любить все бесценное, что создали своим талантом наши далекие и близкие предки, жившие судьбами народа. История не умирает, а живет в нас, помогая осознать действительность – эту почву настоящего искусства, его реалистического метода.

Я выбрала тему «История в звуках и красках»: творчество М. Мусоргского и В. Сурикова», так как она актуальна и интересна для меня. Ведь уже доказано, что искусство, как и история, развивается по спирали. Всё повторяется на новом витке. И изучая трагическую роль русского народа в истории на примерах произведений М.П. Мусоргского и В.И. Сурикова, есть над чем задуматься и в нашей современной жизни.

Содержание

Введение 2


Глава 1.


1.1. Экскурс в историю России 19 века 3


2. Художественная культура XIX века 5


Глава 2. История в звуках М. Мусоргского.


1.Биографические сведения и творческое наследие композитора. 8


2.2. Опера М. Мусоргского «Борис Годунов». 11


Глава 3. История в красках В. Сурикова.


3.1. Биографические сведения. 15


3.2. Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова». 17


3.3. Творческое наследие художника 21


Заключение. 23


Список литературы. 24

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВНАЯ ПЕЧАТЬ.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

    Оглавление: 
 

    Введение           2 

    Глава 1.             

         1.1.   Экскурс в историю России 19 века      3 

    1.   Художественная  культура  XIX века      5
 

    Глава 2.  История  в звуках  М. Мусоргского.       

    1. Биографические  сведения и творческое наследие композитора.  8
 

          2.2.  Опера  М. Мусоргского   «Борис Годунов».     11 

    Глава 3.  История в красках  В. Сурикова. 

          3.1. Биографические сведения.       15 

          3.2. Картина  В. Сурикова «Боярыня  Морозова».     17 

          3.3. Творческое наследие художника      21 

    Заключение.          23 

    Список  литературы.         24 

    Приложение.          25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

       На протяжении многовековой истории   русское искусство переживало  существенные, порой коренные изменения:  оно обогащалось, усложнялось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным. Учитывая все лучшее, что было создано другими народами, критически осваивая эти достижения, русские художники и музыканты последовательно развивали художественную национальную культуру. Их характерной чертой была тесная и неразрывная связь искусства с общественной жизнью, с прогрессивной научной мыслью, с народом. Русское искусство всегда отличалось своей гражданственностью и патриотизмом.

       « В области искусства, в  творчестве  русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужасающих условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку,  которой восхищается весь мир.  Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок», - справедливо писал А. М. Горький. 1

  И действительно,  в тяжелое для России время   творили, выражая народные мечты  и чаяния, многие выдающиеся люди русской культуры.  Жизнь народа стала главной темой их творчества, объектом постоянного наблюдения, изучения. Они воссоздавали её через  события истории, через философские раздумья  о судьбах Родины и яркие картины быта, через образы русских людей всех сословий и времен.

        Так как я представительница  молодого поколения, то для каждого из нас большим счастьем является  знать и любить все бесценное, что создали своим талантом наши далекие и близкие предки, жившие судьбами народа. История не умирает, а живет в нас, помогая осознать действительность – эту почву настоящего искусства, его реалистического метода.

         Я выбрала тему «История в  звуках и красках»: творчество  М. Мусоргского и В. Сурикова», так как она актуальна и интересна для меня.  Ведь уже доказано, что искусство, как и история, развивается по спирали. Всё повторяется на новом витке. И изучая трагическую роль русского народа в истории на примерах произведений М.П. Мусоргского и  В.И. Сурикова, есть над чем задуматься и в нашей современной жизни.

          Анализируя изученную  по этому вопросу литературу приходишь к выводу, что есть различные мнения и направления у разных авторов. Я выбрала то, что мне ближе, что мне кажется более правдивым. При работе над оперой М.П. Мусоргского мне понравился подход к этой проблеме

Е.Н. Абызовой  и И. В. Кошминой. Очень всё понятно и доступно. Ещё мне понравилась книга

Л. С. Третьяковой  «Русская музыка XIX века». А говоря уже об этой проблеме в изобразительном искусстве, я бы хотела отметить книгу « История русского искусства» и книгу А.Ф.Дмитриенко

 "50 биографий мастеров русского искусства", которые мне очень много дали, а также материалы по этому вопросу, изученные мною ранее.  Эта книга Г. Чурак «Василий Суриков», статьи

Н.П. Кончаловской о В.И. Сурикове, статьи Балакиной  Т.И. о литературе и живописи, книгу  «1000 великих картин». 

          Работая над этой темой, я убедилась, что изучать  эту проблему можно бесконечно, материалов много. Чем больше погружаешься, тем  интереснее и поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:

    -   Ознакомиться  с историей и культурой XIX века;

    -   Изучить  проблемы этого века;

    -   Дать  анализ жизни и творчества  М. Мусоргского и В. Сурикова;

    -   Исследовать  и проанализировать историю написания  М. Мусоргским оперы «Борис  Годунов»  и 

        В.  Суриковым  картины « Боярыня  Морозова»;

    -   Более  детально изучить историю  русской культуры и искусства, как совершенно нового                       

         художественного явления  XIX века. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1.

    1.1. Экскурс в историю  России 19 века 

    Я хочу начать свой экскурс  c описания того исторического периода, когда жили и творили такие замечательные люди как М. Мусоргский и В. Суриков.

   В XIX в. Россия немало воевала. В 1805-1807 гг. и 1812-1814 гг. огромных усилий и жертв потребовала  борьба с наполеоновской Францией. В 1826-1831 гг. последовательно пришлось воевать с Ираном, Турцией и восставшей Польшей. На протяжении 1817-1864 гг. шла в Дагестане, Чечне и Адыгее тяжелая и кровопролитная Кавказская война. Крымская война 1853-1856 гг. была войной с сильной коалицией держав (Англия, Франция, Турция) и закончилась поражением. В 1860-е годы Россия подавляла польское восстание и завоевывала среднеазиатские ханства. 1877-1878 гг. были отмечены нелегкой русско-турецкой войной за освобождение балканских славян. Страдала Россия и от эпидемий, и от неурожаев, вызывавших голод.                                                                                                                                                                      Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века (пореформенная Россия).                                             Эпоха 1812 г. — важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение.  “1812 г. — эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем величии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи”.1 Россия XIX столетия не была царством застоя. Это была быстро развивавшаяся и растущая вширь страна.

       В 1830-х гг. в России начался промышленный переворот. Появились фабрики со сложными машинами, на реках внедрялось пароходное сообщение. В 1850-е годы началось строительство железных дорог, однако большинство рабочих (вольнонаемных) были оброчными помещичьими и государственными крестьянами. По темпам развития промышленности, строительства железных дорог Россия все сильнее отставала от стран Запада. Если в 1800 г. Россия и Англия выплавляли по 10 млн. пудов чугуна, то в дальнейшем это равенство нарушилось (в 1850 г. в России - 16 млн. против 140 млн. в Англии). Страны Европы в 1850-е годы были опутаны паутиной железных дорог, а в России имелась лишь одна крупная магистраль (Москва - Петербург). Отставала Россия и в ведении парового флота. Все это сказалось на ходе Крымской войны 1853-1856 гг.

    Вплоть  до 1861 г. в России господствовали крепостнические  отношения. Крестьяне были задавлены  барщиной и оброком, бесправны в  правовом отношении. Застойной была сельскохозяйственная техника и  агрокультура. Господствовало трехполье, урожаи были низкие, а сбор хлеба рос за счет освоения новых земель (Причерноморье, Предкавказье, степное Заволжье). Лучшим было состояние государственных крестьян. Положение помещичьих хозяйств постепенно ухудшалось. Около 12% дворян-помещиков продали свои имения. В 1859 г. в банках были заложены имения с 7 млн. крепостных «душ», что составляло около двух третей крепостного населения. Уродливым явлением стал рост числа дворовых (до 1,5 млн. человек).

    Реформа 1861 г. покончила с крепостным правом. Началось ускоренное развитие экономики России. Возникали новые промышленные города, целые промышленные районы. Изменилась с падением крепостного рабства сама общественная атмосфера. Начался длительный процесс демократизации российского общества. Лишившись даровых рабочих рук помещичье хозяйство стало клониться к упадку. Все большее значение получали денежные отношения. Началось развитие российского капитализма.

    Развитие  экономики и культуры проходило  в России на протяжении всего XIX в. в  условиях сохранения самодержавия (неограниченной монархии). Императору принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти. В начале столетия были созданы Государственный совет и министерства. Правительство императора Александра I (1801-1825 гг.) осуществило до Отечественной войны 1812 г. некоторые либеральные реформы. В их числе - меры по развитию системы образования. Это был последний период политики «просвещенного абсолютизма». Суть ее в попытке приспособить самодержавно-крепостническую систему к требованиям современности. Идеология «просвещенного абсолютизма» делала упор на «просвещение умов» и «улучшение нравов», смягчение законов и веротерпимость. Однако пределы проводимых реформ были узкими. Развитие системы образования, поощрение промышленности, «покровительство наукам и искусствам» - но все это под строгим надзором бюрократии и полиции.

    Возникают военные поселения, призванные укрепить военную мощь империи без особых затрат. Россия вступает в «Священный союз» - своего рода «интернационал»  монархов, помогающих друг другу в  борьбе с революционным движением. Такая политика вызвала недовольство передовой части дворянства, создавшей подпольные революционные организации. Дворянские революционеры мечтали превратить Россию либо в конституционную монархию, либо в республику, отменить крепостное право. Движение закончилось неудачным восстанием 14 декабря 1825 г. “Декабристы пробудили душу у нового поколения”1, но их движение было разгромлено и на трон вступил Николай I (1825-1855).

    Политика  нового императора, не доверявшего  дворянам и опиравшегося на бюрократию и полицию, была реакционной. Он подавил польское восстание 1830-1831 гг. и помог разгромить революцию в Венгрии (интервенция 1849 г.). Отдельные реформы (финансовая, опубликование Свода законов, улучшение управления государственными крестьянами) сочетались с беспощадным подавлением оппозиции. Милитаризм, взяточничество, волокита в судах, бесправие и произвол - вот черты «николаевской системы», приведшей страну к военному поражению.

       Что касается Александра II, то  он был Великим реформатором, реформатором с большой буквы. Может быть, он был осторожным, бдительным человеком. Ведь из-за чего он решил провести отмену крепостного права? Я думаю не только из-за отсталости России, но и из-за того, что он боялся, что если он не проведёт реформу «сверху», то её проведут «снизу», с помощью восстания. И свергнут его с престола. Поэтому он проводит реформу «сверху» с небольшой пользой для помещиков (в виде оброка или барщины с крестьян).

    Самой главной заслугой Александра II была отмена крепостного права, но не малое значение имели и ряд других реформ. Это отмена телесных наказаний, введение суда присяжных, установление выборного местного самоуправления (земства). Однако «увенчания здания» реформ, как называли либералы введение в России конституции и парламента не последовало.

        Между тем в образованной молодежи  разных сословий (т.н. разночинцы) все большее распространение  получали идеи народничества  (социализм Н.Г. Чернышевского и др.). Недовольство росло и возникли подпольные организации. В 1874 г. началось так называемое «хождение в народ» - агитационное движение. Оно потерпело неудачу. Народ не пошел за социалистами, а полиция вылавливала их. В ответ революционеры встали на путь террора. Концом этого пути стало убийство Александра II 1 марта 1881 г.

        Следующий император Александр III сильно повлиял на развитие империи в не самую лучшую сторону. Получив в наследство не очень преуспевающую страну, он смог изменить эту обстановку.  «Сверху блеск, а снизу гниль» П.А.Валуев.  Но, по-моему, он делал не всё правильно, так как он решил сохранить в стране самодержавие, что сильно не понравилось некоторой части населения империи, и в стране начали появляться разные политические мысли. Политическое течение - марксизм, стало популярно среди интеллигенции и пролетариата, которого стало очень много. Я думаю, что это явилось одной из причин революции.

          “ Никогда изучение русской  истории не имело такого серьезного  характера, какой приняло оно  в последнее время, - писал В.Г.Белинский. - Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем”.2 
         Рассматривая историю 19-ого века нельзя не отметить, что этот век стал веком расцвета русской культуры во всех её проявлениях. Начиная с правления Александра I, Россия вступила в эпоху великих писателей, поэтов, художников и так далее. Без таких имён как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Глинка, Мусоргский, Суриков, Левитан, невозможно представить себе историю России.

Информация о работе История в звуках и красках