История развития закладки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 01:15, курсовая работа

Описание

Задачи исследования: проанализировать художественные и методические литературные источники; разработать творческие эскизы; создать серию закладок на тему „Природные стихии”; развить творческие способности.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: – аналитический. Анализ произведений живописцев. Теоретический анализ искусствоведческой литературы, научных изданий; – сравнительный. Сравнение закладок и их оформление разных веков и народов;
– художественное наблюдение. Сравнительная характеристика стихии природы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………....................
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКЛАДКИ ………………….
1.1. Особенности изображения „Природные стихий” в историческом аспекте…………………………………………………………………………….
1.2. Специфика живописно-графических композиций в имторическом аспекте………………………………………………….……….
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ ЗАКЛАДОК НА ТЕМУ „ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ”……………………………………………………………………….
2.1. Поисковый материал
2.2. Закладки как элемент оформления книги ……………...
2.3. Специфика оформления закладок в серии ……………
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 3.79 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………....................

3

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ ЗАКЛАДКИ ………………….

7

1.1. Особенности изображения „Природные стихий” в историческом аспекте…………………………………………………………………………….

 

7

1.2. Специфика живописно-графических композиций в имторическом аспекте………………………………………………….……….

 

14

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ  ЗАКЛАДОК НА ТЕМУ „ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ”……………………………………………………………………….

 

2.1. Поисковый материал

 

2.2. Закладки как элемент оформления книги ……………...

 

2.3. Специфика оформления закладок в серии ……………

 

Выводы………………………………………………………………

 

Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

 

Приложение…………………………………………………………

 
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     

 

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность исследования. Книжные закладки вряд ли можно отнести к предметам, которые часто вызывают интерес у коллекционеров, однако художники часто обращаются к данной миниатюрной форме. Между тем, чуть ли не со времен создания первой книги существует маленькая, но нужная вещь – книжная закладка. О вопросах книжного искусства писали многие учёные: Е.В. Шорохов, О.И. Подобедова, М.А. Некрасова и другие.

Важность закладки заключается в том, что от частого перелистывания страниц, книга стареет быстрее, а имея закладку, вы легко найдете ту страницу, где прервали свое чтение. Тем самым избавитесь и от дурной привычки загибать уголки страниц книги. Кроме того на уроках учителей раздражает, когда ученики долго листают учебник, в пояске нужной страницы, тем самым, отнимая массу времени от урока и к тому же создавая шум шуршанием страниц. А с закладкой эта проблема будет решена.

Актуальность закладок заключается в том, что они  способствуют развитию интереса  к книге. Ведь „литература дает колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллектуальным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни и всех ее сложностей” – говорила Мельникова [8].

Исходя из выше перечисленного, можно сделать следующий вывод, что такая вещь как закладка, актуальна  в наше время и выполняет очень  важную и необходимую роль.

Книжная закладка (или  ее отсутствие) многое может сказать  о читателе. Кто он: педант, неряха, сноб, эстет, хам, рассеянный человек. Психолог наверняка смог бы составить следующий тест. Покажи свою закладку, и смогу дать характеристику твоему характеру. Главное, что привычка пользоваться книжной закладкой - это не просто удобство, а элемент общей культуры человека. Многообразие закладок говорит об их многофункциональности: от закладки – произведения декоративно-прикладного искусства до информационной поддержки чтения.

 Судя по рекламе  в интернете, выпускаются разные  закладки в нашей стране. Например, тематические, как наглядные формы подачи материала: о правилах дорожного движения, на тему „Наркотикам скажем, нет”, о многообразии правовой культуры и др.

Можно встретить закладки в виде денежных купюр. В одно время  были модны среди учащихся, закладки с фотографиями артистов. Все эти закладки выполнены типографским способом.

Но самым достоверным  источником истории книжной закладки является изобразительное искусство. Эта идея принадлежит итальянскому коллекционеру закладок Olindo DALIANA. В связи с увлечением данной идеей были изготовлены   тематические закладки „Природные стихии” в живописно-графическом стиле.

Цель курсовой работы: заключается в возможности оформления закладок для учебников в живописно-графической  технике.

Задачи исследования: проанализировать художественные и методические литературные источники; разработать творческие эскизы; создать серию закладок на тему „Природные стихии”; развить творческие способности.

Объектом исследования серия закладок на тему „Природные стихии”.

Предмет исследования является процесс создания серии живописно-графической книжной закладки, ее особенности композиционного решения  .

Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

– аналитический. Анализ произведений живописцев. Теоретический анализ искусствоведческой литературы, научных изданий;

– сравнительный. Сравнение закладок и их оформление разных веков и народов;

– художественное наблюдение. Сравнительная характеристика стихии природы.

Практическая  значимость заключается в создание авторских, оригинальных закладок для повседневной жизни. Данные  закладки  для книг когут рассматриваться  как показательные работы.

Теоретическая значимость заключается систематизация сведении по истории книжной закладки. Изучение новых картин и живописцев. Материал может быть использован как методические рекомендации.

Новизна исследования  заключается в появлении нового стиля в оформлении закладок.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 26 страници, список литературы включает 26 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКЛАДОК

1.1. Особенности  изображения „Четырех стихий” в историческом аспекте

Для многих современных  читателей тысячелетняя история  книжной закладки будет открытием. Закладка была создана первыми пользователями книг, которые сразу же столкнулись  с проблемой ориентации в книге. Возникла необходимость в инструменте, позволяющем читателю сохранять место при остановке чтения, отмечать важные информационные или эмоционально значимые части текста и быстро находить их при повторном обращении без причинения вреда книгам. Человечество обязано закладке сохранением тысячи бесценных книжных шедевров для последующих поколений. На протяжении веков читатели изготавливали рукодельные закладки, создавая оригинальные удобные конструкции из кожаных шнуров, кусочков тканей, лент, украшенных вышивкой и рисунками. Рукодельные вышитые закладки с пожеланиями были традиционным подарком молодых девушек своим любимым, родителям. Позже появились фабричные тканые шелковые, золотошвейные, вышитые бисером и украшенные драгоценными камнями, ювелирные закладки [2].

Веками читатели книг изготовляли закладки своими руками из кожи, ткани, лент, украшали их вышивкой и рисунками. В прошлом традиционным подарком были рукодельные книжные закладки с вышивкой. Со временем появились фабричные тканые закладки, а также золотошвейные, украшенные драгоценными камнями и вышитые бисером. С развитием печатной техники изменились и закладки стали популярными недорогие и яркие бумажные книжные закладки. Нынешние технологии и дизайнерские решения создали совершенно новые образцы закладок, которые, тем не менее, сохраняют связь с традициями и правилами.

Например, египетские писцы  приклеивали на свитки кусочки папируса. Средневековые книжники отмечали страницы фолиантов петельками из кожи, пергамента или плотной ткани, а также  создавали весьма функциональные конструкции для облегчения чтения (см. рис. 1.1). В XIX веке читающие дамы нередко отдавали предпочтение цветам и кружевным платочкам (см. рис. 1.2).

Книжные закладки давно  живут между страниц книг и  в состоянии рассказать нам много  интересного о прошлом. В этом мог убедиться каждый, кто побывал на выставке «Из истории книжной закладки» в Музее книг (см. рис. 1.3).

Музей книги – это прежде всего огромный книжный фонд, насчитывающий более 300 тысяч единиц хранения. Это – печатные издания XV–XXI веков. В отделе редких книг музея есть фонд некнижных материалов, в котором помимо письменных принадлежностей и других предметов, связанных с книгой, формируется и коллекция книжных закладок. Первые экземпляры в Музее появились еще в конце 80-х годов, а с 2009 года сформировалась самостоятельная коллекция, в которой сегодня насчитывается около 500 закладок (см. рис. 1.4) [11].

Псалтирью на латыни, изданной в Париже в 1586 году, явно пользовались часто  и активно: маленькие закладочки из пергамента, «выглядывающие» из книги, имеют довольно ветхий вид. Это так называемые закладки-регистры, весьма распространенные в Средневековье. Книги, даже после изобретения книгопечатания в XV веке, были все еще очень дороги, а также объемны. В основном издавалась литература религиозного характера, то есть фолианты требовали чтения вдумчивого и неспешного. Закладки-регистры и были придуманы для того, чтобы книгу не нужно было листать почем зря. В Германии такие закладки называют „блаттвайзерами”, то есть „указателями листа”. Регистровые закладки делались в виде петель, узелков из ниток, ленточек, их раскрашивали и украшали аппликациями. В XV-XVI веках получили распространение закладки – регистры –своеобразный вид закладок в виде небольшого язычка (из кожи, пергамента, ткани), прикрепленного к краю выбранных листов книги и выступающего, как правило, за пределы бокового обреза, что давало возможность без труда многократно открывать книгу в нужном месте (см. рис. 1.5).

Еще один вид распространенных в XV–XVI веках и на Западе, и в  России закладок выглядел следующим образом: фигурный держатель, как правило с несколькими лентами, крепился на верхней части обреза книги. В России такие закладки называют „паворозами” или „поворозами”.

Существует Гентский алтарь, расписанный  братьями ванЭйками в первой половине XV века. На нем на одной из створок изображена Дева Мария с книгой, содержащей подобную закладку (см. рис.1.6, 1.7).

Изобретение в XV веке в Западной Европе книгопечатания и постепенное насыщение  рынка делало книгу всё более  доступной. Превратившись из единичного рукописного произведения в тиражный печатный продукт, книга, тем не менее, по – прежнему стоила весьма дорого. Даже одно это соображение делает понятным, почему к каждому экземпляру относились  крайне бережно. Книжная закладка, выполняя утилитарную функцию, помогала не только запоминать  или быстро находить нужную страницу текста, но и элементарно работала на улучшение сохранности конкретного экземпляра издания (страницы не листались читателями без надобности) [3].

Уже со времен рукописной книги закладка выполняла и эстетическую функцию, при этом мастера зачастую продумывали ее дизайн в сочетании с будущим или готовым переплетом книги. Хочется вспомнить  шедевр: „История Гвардейской Артиллерии” – юбилейное издание, приуроченное к столетию учреждения Павлом I Гвардейского артиллерийского батальона. Но нет, не императорский вензель на переплете книги приковывает внимание в первую очередь. Здесь есть кое-что поинтереснее: две закладки-ляссе („ляссе” – искаженное на французский манер немецкое слово Lesezeichen, что переводится как „закладка”) из форменной тесьмы с фигурными металлическими завершениями. Одно из них – львиная голова с пушкой в зубах. Это – пушкарский знак времен царя Алексея Михайловича. Второе – стилизованное изображение барабана с вензелем императора Петра I – основателя Гвардейской артиллерии. Иногда специалистам Музея книги везет, и среди пожелтевших от времени страниц они находят совершенно особенные „экспонаты”.

Современный мир, несмотря на рост масштабов  книгопечати в пятнадцатом столетии, книги ещё издавались в ограниченных тиражах и были весьма дорога. Необходимость бережного отношения к ним была очевидна. Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584, когда Королевский Печатник, Кристофер Баркер, подарил королеве Елизавете I шёлковую закладку с каймой. Узкие шёлковые ленты стали распространённой закладкой в ХШ-XIX веках, их закрепляли на обложке и делали больше, чем высота страницы. Первые съёмные закладки начали появляться в 1850-х, их выполняли, как правило, из шёлка или вышивки.

Первые так называемые технические  закладки появились в конце XIX века. В 1890 году житель Германии М. Кинле запатентовал первую известную из них. Она представляла собой металлическую пластинку  с косой прорезью, в которую просовывался уголок необходимой страницы.

Искали книголюбы и другие варианты закладок. Швед И. Линдлер в 1896 году предложил прищепку – лист зажимался  вдвое тонкой полоской из упругой  стали. Прошло еще полвека, и американец У. Мартин придумал закладку из ткани и бумаги, приклеил на концах полосок маленькие плоские магниты. Они притягивались друг к другу сквозь бумагу, а согнутая вдвое полоска держала нужную страницу. Но и на этом изобретатели не остановились. Более совершенной оказалась закладка француза Л. Алварадо, предложенная в 1969 году. Она имела продольные пазы, внутри которых перемещался ползунок со стрелкой [16].

Информация о работе История развития закладки