История и истоки развития гуманизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 03:16, контрольная работа

Описание

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Гуманизм традиционно определяется как система воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие, и объявляющих нормой отношений между людьми принципы равенства и человечности. Среди ценностей традиционной культуры важнейшее место занимали ценности гуманизма (добро, справедливость, нестяжательство, поиск правды)

Работа состоит из  1 файл

история и истоки развития гуманизма в России.docx

— 45.82 Кб (Скачать документ)

Таким образом, важной особенностью гуманистического движения является приоритетность ценности самого конкретного человека, его достойного образа жизни перед  любыми формами идейной и идеологической организации, в том числе и  по отношению к любой, даже самой  блестяще сформулированной гуманистической  доктрине или программе. Гуманистический призыв – это «в конечном счете, призыв к человеку не принимать что-то извне безразлично, а прежде обрести себя с помощью самого себя и объективных возможностей, это призыв мужественно и доброжелательно принять себя таким, каков или какова ты есть, докопаться, увидеть в себе позитивные основы самого себя, своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и всеми другими – социальными и природными – не менее достойными и удивительными реальностями».

Александр Круглов также  считает, что гуманизм есть человечность, т.е. «готовность строить совместную жизнь на минимуме самых простых, непосредственно ощущаемых каждым, универсальных ценностей (очевидном  взаимном праве каждого на жизнь, достоинство, собственность), предоставив  взгляды на все иное свободе совести». Таким образом, гуманизм не является идеологией, но являет собой почву, на которую мы становимся, когда хотим забыть о священной тирании любых идеологий.

Гуманизм как мировоззренческая  позиция, альтернативная любой идеологической системе, может предложить человеку сознание всякой жизни как ценности, а также учить его жить для  ценностей вне его самого –  для ближнего, планеты, будущего. «Смысл моей жизни и в ней самой, и  в том, чем я помогу жизни других; в том же, что со мной мир не умрет, и я тоже могу этому способствовать, заключено и мое бессмертие. А если личная метафизика что-то нашепчет мне еще о каком-то бессмертии – мое счастье».

Лев Балашов выдвигает 40 тезисов о гуманизме. Он отмечает, что гуманистическая философия  – это «умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ», а гуманизм – это  «осознанная осмысленная человечность». Для гуманиста человек ценен сам по себе как таковой, уже в силу своего рождения. Изначально положительного отношения заслуживают все люди – законопослушные и преступники, мужчины и женщины, соплеменники или представители другой национальности, верующие или неверующие. Гуманизм стремится избежать крайностей как коллективизма, ущемляющего индивидуальную свободу человека, так и индивидуализма, игнорирующего или ущемляющего свободу других.

Главным принципом, ориентиром морального и, соответственно, правового  поведения для гуманиста является золотое правило поведения. В  своей отрицательной форме золотое  правило формулируется так: «Не  делай другим того, чего не хотел  бы, чтобы делали тебе», в положительной  форме оно гласит: «Поступай с  другими так, как хотел бы, чтобы  поступали с тобой». Отрицательная  форма золотого правила устанавливает  минимальную планку морального отношения  человека к другим людям (запрещает  делать зло), положительная форма  устанавливает максимальную планку морального отношения (побуждает к  добру), определяет максимум требований к поведению человека.

Евгений Сметанин определяет гуманизм как «мировоззрение, основанное на гуманности, т.е. человеколюбии, уважении человеческого достоинства». Родословная человечности связывается им с теми чертами, которые отличают homo sapiens от животного. Гуманность начинается с осознания себя и своего места в окружающем мире. Если животному присуще стремление биологически выжить, то у человека оно преобразуется в стремление к самосовершенствованию, к приобретению полезного опыта. «Человечность же зарождается тогда, когда это стремление направляется и на кого-то еще, сперва пусть близкого, знакомого, затем и на далекого, а нередко и на чужого».

Подобное перенесение  чувств и установок с самого себя на остальных членов человеческого  рода, постепенный переход от инстинктов к осознанным поступкам, направленным с добрыми намерениями на других людей и на окружающий мир, характерно для всякой человеческой деятельности. Одним из условий поддержания  гуманности в обществе является наличие  и накопление морально-этических  форм общежития. Высшее проявление личностного  начала в человеке – умение жить в гармонии с окружающим миром, постоянно  развиваясь и совершенствуясь, требует  верного и достойного самоопределения, основанного на опыте, здравом смысле, на убеждении в торжестве гуманности. «Гуманизм как мировоззрение  наилучшим образом способствует созиданию общества человечных людей».

Определяя гуманизм как человечность, российские гуманисты отнюдь не живут  в мире иллюзий и осознают, насколько  далеко отстоят их идеалы от реальной практики общественных отношений в  нашей стране. В.Л. Гинзбург и В.А. Кувакин считают, что образ мышления гуманиста как «действительно зрелого, серьезного, естественно демократичного и в целом уравновешенного человека», мягко говоря, не гармонирует с культурной, моральной и психологической атмосферой современной России. Среди причин «непопулярности» гуманистических идей они выделяют такие факторы, как: 1) некоммерческий характер гуманистических ценностей, их ориентированность на здравый смысл; 2) чуждость гуманизма всякой эксцентричности; 3) высокий уровень самодисциплины, самостоятельности, свободы, нравственной, правовой и гражданской ответственности, который предъявляет гуманистическое мировоззрение к своим приверженцам (там же).

Однако, несмотря на не слишком  благоприятную общественную атмосферу, российские гуманисты считают, что  альтернативы гуманизму у нашей  страны просто нет. По их мнению, ни религиозный  фундаментализм и национализм, ни декаденствующий постмодернизм не в состоянии предложить реальные пути оздоровления общественной жизни. Современные российские светские гуманисты, пишет В.А. Кувакин, не будут обреченно ждать, когда счастливая судьба, сильный справедливый и добрый правитель или снизошедшая с небес «русская идея» наконец-то спасут Россию. Они убеждены в том, что «активное отношение к себе и окружающему, деятельная, мужественная, творческая, самостоятельная и жизнестойкая позиция может обеспечить достойное положение человека в обществе».

 

Заключение

Представленное в обзоре развитие теории и практики гуманизма  в XX в., по-видимому, уже не дает оснований сомневаться в факте действительного существования гуманистической традиции в современной философии и культуре.

Другой вопрос состоит  в выявлении философского статуса  этой традиции. Как известно, сегодня гуманизм не принадлежит к числу ни известных философских направлений (таких, как материализм и идеализм, рационализм и эмпиризм, прагматизм и утилитаризм, экзистенциализм и феноменология и др.), ни общепринятых разделов философского знания (таких, как гносеология, логика, метафизика, политическая философия, социальная философия, этика, эстетика, философская антропология и др.). Так что же такое философия гуманизма, возможна ли она в принципе в рамках слишком специализированной философии нашего времени? Или, быть может, гуманизм стремится возвратить философии ее исконное, во многом утраченное в последние столетия предназначение любви к мудрости и стремления к благой жизни?

Хотелось бы надеяться, что  ответ на этот вопрос мы услышим  уже в XXI в. Его решение будет  зависеть как от самих гуманистов, так и от готовности сообщества профессиональных философов принять философию  гуманизма в систему своих  построений.

 

 

Источники:

 

  1. http://humanism.ru

 

  1. Антология мировой политологической мысли. В 5 т. Т.1. – М.: Мысль, 1997.

 

  1. Балашов Л.Е. Гуманистический манифест. – М., 2000. – 15 с.

 

  1. Кувакин В. Твой рад и ад: Человечность и бесчеловечность человека: (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). – СПб.; М., 1998. – 360 с.

 

  1. . Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. – М., 2000. – 160 с. – (Здравый смысл: Журн. скептиков, оптимистов и гуманистов; Спец. вып.).

 


Информация о работе История и истоки развития гуманизма в России