Искусство реализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:08, реферат

Описание

В 30 – 40-е годы XIX века в русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе появляются и развиваются
ростки нового направления – реализма.
Ведущие принципы реализма:
объективное отображение существенных сторон жизни простого человека;
воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций; жизни такой, «как она есть»;
преобладающий интерес к проблеме «личность - общество»;
беспощадная трезвость оценок и действий;
приближение к жизненной правде.

Работа состоит из  1 файл

Реализм.ppt

— 5.08 Мб (Скачать документ)

«Искусство  реализма»

 

900igr.net

Реализм в России

 

 

  В 30 – 40-е годы XIX века в русском

  изобразительном искусстве, так же как и в

  литературе появляются и развиваются

  ростки нового направления – реализма.

Реализм («realis») в переводе с латинского «вещественный», «действительный». 
Часто его называют критическим  
реализмом. «Срывание всех и всяческих масок» - главное условие реализма.

П.А. Федотов – основоположник реализма в живописи.

 

Автопортрет

 

Ради искусства он пожертвовал  своим личным счастьем. «Меня  не станет на две жизни, на  две задачи, на две любви», - писал  он.

Почему называют Федотова 
«Гоголем в русской живописи?»  
Чем, по вашему мнению, близки в своем творчестве  
Гоголь и Федотов?   

Реальная жизнь героев разных  общественных сословий в творчестве  П. Федотова

 

   «На брюхе - шёлк, а в брюхе – щёлк» - это народное изречение Федотов вспоминал, работая над картиной.

 

«Завтрак аристократа»

(Не в пору гость)

 

 

  • «Начинается, начинается рассказ 
    О том, как люди на свете живут,  
    Как иные за чужой счет жуют, 
    Сами работать ленятся, 
    Так на богатых женятся…»  
     

 

  • «Майор толстый,

     бравый,

     Карман дырявый.

     Крутит свой ус:

     «Я, дескать, до денежек

     Доберусь...»

 

«Сватовство майора»

Типы и характеры в произведениях  Федотова

 

«Свежий кавалер» 

(Утро чиновника, получившего  накануне первый крестик)

 

«Разборчивая невеста»

«Ничего не изображать иначе, как только в натуре» (А.Г. Венецианов)

 

  • В его творчестве представлена целая галерея образов русских крестьян, их тяжелого крестьянского труда и быта. 
  • Организовал живописную школу, которая стала первым учебным заведением в России, где обучались в основном крепостные крестьяне, мастеровые и мещане.

 

 

А.Г. Венецианов «На пашне. Весна» 

Художник утвердил простого  человека в праве стать героем  картины, доказал его физическую  и моральную красоту.

 

«Девушка с васильками»

 

«Девушка с телёнком»

Особенно полны жизни и правды  образы детей.

 

А. Венецианов «Захарка» 

 

А.Венецианов «Девушка в платке»

Мастера реалистического  пейзажа 
Мотив дороги 
 
Как художникам удаётся с помощью средств пейзажной живописи выразить настроения общества того времени?

 

Ф. Васильев «Оттепель»

И.И. Левитан «Владимирка» 

 

«Спускается солнце за степи 
Вдали золотится ковыль, - 
Колодников звонкие цепи 
Взметают дорожную пыль… 
…День меркнет все боле, - а цепи 
Дорогу метут да метут…» 
(А.К. Толстой «Колодники»)

И.И. Левитан «Летний вечер»

И. Шишкин «Среди долины ровныя…»

И. Левитан «Над вечным покоем»

 

Дорога (река), как символ судеб  русского народа,

 народного страдания, тоски и горя.

60-е годы XIX века – расцвет передовой русской культуры.

 

«В начале шестидесятых годов  жизнь русская 

проснулась от  долгой нравственной  и умственной 

спячки, прозрела», - писал И.Е. Репин.

Это было время огромного  общественного 

подъема в России. 1861 год – отмена крепостного

права, реформы 1860-х годов вызвали  рост 

освободительного движения в  стране.

 

«Бунт 14-ти»

 

9 ноября 1863 году в российской Академии

художеств произошло неординарное  событие: 14

самых лучших студентов (претендентов  на золотые

медали и поездку в Италию) отказались писать 

выпускную картину на заданную  тему и покинули 

стены Академии.  «Бунт 14-ти» под таким названием

он вошёл в историю. Именно  эти бунтари организовали 

«Артель художников», которая впоследствии

получила название «Товарищество передвижных

выставок» (1870 г.).  

В.Г. Перов – один из самых правдивых и горьких художников.

 

Автопортрет

Тема безотрадного горького  детства  
в произведениях В. Перова.  
Судьба и участь обездоленных детей. Именно через них он передавал безмерность людского горя,  
нищеты, отчаяния.  

 

«Спящие дети»

«Картина была маленькая по  размерам, но великая по содержанию…  Художество выступало тут во  всем величии: оно рисовало жизнь, оно «объясняло», и оно произносило  свой приговор над её явлениями» - писал Стасов.

 

В.Г. Перов «Проводы покойника»

  • «Перед нами сани с женщиной и детьми, - говорил Д.В. Григорович. - Как это сделал художник, мы не знаем, это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать». Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки. У Перова - никто, он дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе.

В.Г. Перов «Тройка. Ученики-мастеровые  везут воду»

В. Г. Перов «Чаепитие в  Мытищах»

В.Г. Перов «Приезд гувернантки  в купеческий дом»

Интерес к жизни простого  человека

 

Для народа они хотели 

работать, народ они хотели

просвещать, народ они 

изображали в своих 

произведениях.

Репин писал: «Судья теперь

мужик, а потому надо 

воспроизводить его

интересы».

 

 

И.Н. Крамской «Мина Моисеев»

Искусство - народу

 

Г. Мясоедов «Земство обедает»

«Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная 

Матушка – Русь»

             (Некрасов)

 

И.Е. Репин «Крёстный ход в  Курской губернии» 

В 1870 году И.Е. Репин поехал на  Волгу, где мог ближе наблюдать  жизнь народа, познакомиться с  его трудом и бытом, изучить  народный характер.  
 Внимание его приковали прежде всего люди с трудной судьбой, во всем многообразии и богатстве своих характеров. Им посвятил он свою картину, их заставил говорить на своем полотне.

 

И.Репин «Бурлаки на Волге»

История и реальность.  
Народ и личность в творчестве Сурикова.

 

  • Петровские реформы, массовые народные движения и человеческая драма, судьба отдельной личности, в которой воплотилась трагедия смены времен.
  • Попробуйте отразить в картине бытовое, историческое и психологическое время, проживаемое героем.

 

 

В. Суриков «Меньшиков в Березове»

О Сурикове говорили, что в  картине он воссоздал «подлинную  старину, словно был её современником, её очевидцем».  
 «Я не мыслю себе действия одной исторической личности без народа. Главная моя задача – вытащить народ на улицу», - говорил художник.

 

«Боярыня Морозова»

«Великий учитель музыкальной  правды»  
(М.П. Мусоргский)

 

Как вы понимаете ведущий 

творческий принцип 

Даргомыжского:

«Хочу, чтобы звук прямо 

выражал слово. Хочу правды»?

 

Маковский

Портрет А.С. Даргомыжского

В России до 60-х годов не было ни одного специального учебного заведения. А. Рубинштейн – с его именем связано открытие в 1862 году в Петербурге первой консерватории, которой он стал директором. Позднее открытие консерватории в Москве, где руководителем был его брат Н. Рубинштейн. Бесплатная музыкальная школа, организатором которой был Балакирев. Появилось творческое содружество «Могучая кучка».

 

И. Репин «Портрет Антона Рубинштейна»

«Могучая кучка»

 

А.П. Бородин

 

М.А. Балакирев

 

Н.А. Римский-Корсаков

 

Ц.А. Кюи

 

М.П. Мусоргский

«Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям…» (М.П. Мусоргский)

 

  • «Посмотрите эти глаза! Они 

глядят как живые, они задумались,

в них нарисована вся внутренняя,

душевная работа той минуты, - а 

много ли на свете портретов  с 

таким выражением?» 

  • Изумительно чистые, но

 печальные глаза как бы

вопрошающие о справедливости, о 

своей судьбе, о жизни…

 

 

 

 

Репин Портрет композитора М.П. Мусоргского

 

«Быть полезным другим, если  сам не рожден творцом» (В. Стасов – деятель русского искусства, художественный критик).

 

  • По словам Балакирева, «музыкальную литературу знал как свои пять пальцев».

 

  • «... Все только тогда счастливы и довольны, когда могут сказать себе: «Я сделал то, что мог». Всё остальное в жизни ничего. Прочее всё бледно и слабо против этого чувства и радости» - писал он Балакиреву.

 

И. Репин  Портрет Стасова

С творчеством передвижников

связано имя одного человека.

Он ни разу в жизни не  взял

карандаш или кисти, не создал 

ни одной картины, тем не менее,

вошел в историю русской 

художественной культуры.

  • Павел Михайлович Третьяков – русский коллекционер, чьё собрание уникальнейшее в мире.  Ныне Государственная Третьяковская галерея. 

«Художники-передвижники»

 

Крамской

 

Суриков 

 

Ярошенко

 

Маковский 

 

Репин

 

Перов

 

Шишкин

 

Саврасов

Реализм в русской литературе.

 

В противовес «высокому герою» романтической поэзии

и прозы была признана «низкая действительность».

На смену дворянину пришел  «маленький человек» -

ремесленник, мелкий чиновник, крепостной  крестьянин.

Главной темой литературы становится  изображение 

современного общества и его  пороков.

У истоков реализма в русской  литературе стоят И.А. Крылов –

баснописец и А.С. Грибоедов – автор бессмертной комедии «Горе

от ума».  

 

 

Становление реализма в литературе  связано с выдающимися именами:

 

А.С. Пушкин – «Капитанская дочка», «Станционный

смотритель»

М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь – «Ревизор», «Шинель», «Мертвые души»

Расцвет реализма 

 

И.Тургенев – «Записки охотника»

А. Островский – «Гроза», «Бесприданница»

Ф.Достоевский – «Бедные люди», «Идиот»,

                               «Преступление   и наказание,

А.Герцен – «Сорока-воровка», «Былое и думы»

И.Гончаров – «Обломов», «Обрыв»

Д.Григорович – «Деревня», «Антон-Горемыка»

Л. Толстой – «Анна Каренина», «Война и мир»

Н. Некрасов – «Кому на Руси жить хорошо»

Н. Чернышевский – «Что делать?»

М. Салтыков-Щедрин- «Господа Головлевы»,

                                            «История   одного города»

 

Ваши комментарии:

 

  • «Сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов»                                    (В. Стасов)
  • «Тут почти вся правда угадывает главную мысль лица», - говорил Достоевский. Здесь даже нет надежды на «луч света» в этом царстве лжи и грязи.
  • «Написать картину совершенно невозможно, не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера; не зная типов народных, что составляет основу жанра».             (В.Г. Перов)

 

 

Ведущие принципы реализма:

 

  • объективное отображение существенных сторон жизни простого человека;
  • воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций; жизни такой, «как она есть»;
  • преобладающий интерес к проблеме «личность -  общество»;
  • беспощадная трезвость оценок и действий;
  • приближение к жизненной правде.

Информация о работе Искусство реализма