Искусство первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Описание

Первобытное искусство возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека

Работа состоит из  1 файл

К экзамену по истории искусств..docx

— 880.00 Кб (Скачать документ)
  1. Искусство первобытного общества.

Первобытное искусство  возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

         Произведения  изобразительного искусства появились  уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита — пещерные изображения пещеры в Испании (Альтамира и др.), на Ю. Франции (Ласко, Монтеспан и др.), где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин — так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитического искусства — его реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории России, на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Боршевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)].

         Переход  от охоты к земледелию и  скотоводству способствовал развитию  новых тенденций в искусстве.  Появились изображения, передающие  более сложные и отвлечённые  понятия; сильнее, чем прежде, развилось декоративно-орнаментальное  направление, сложившееся уже  в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды). В эпохи Неолита и Энеолита и отчасти в бронзовом веке (См. Бронзовый век) у древних племён Египта, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китая распространяется искусство, во многом связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае — сложные криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине и Египте — прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры (См. Трипольская культура) с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые Мегалиты и Свайные постройки.

         У  племён, сохранивших рыболовно-охотничий  уклад жизни (лесные охотники  и рыболовы Северной Европы  и Азии, от Норвегии и Карелии  на З. до Колымы на В.), бытовали  и древние мотивы, и реалистические  формы искусства, унаследованные  от палеолита. Таковы Наскальные  изображения, фигурки животных  из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике (См. Горбуновский торфяник) и Оленеостровском могильнике (См. Оленеостровский могильник)). Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались также в Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый Звериный стиль. Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии. Позднейшие этапы П. и. были связаны с ростом производительных сил, развитием разделения труда в период начавшегося разложения первобытнообщинного строя и началом формирования классового общества. Богатое и разнообразное искусство, органически связанное с формами П. и., продолжало существовать вплоть до 19—20 вв. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Южной Америки, народы Африки). О музыки и танце первобытной эпохи см. также в ст. Музыка, Танец.

Пещера Альтамира. Испания. Бизон. Пещерная живопись Бизон. XV тысячелетие до н. э.

   Пещера Альтамира. Испания. Ревущий бизон. Верхний палеолит.  

 

Пещера Альтамира. Испания. Бизоны. Роспись потолка Верхний палеолит.

Пещера Ласко. Охотник и бизон. (Франция, 18 тыс. до н.э., Верхний палеолит)

Композиция  в пещере Ласко. Франция.На стенах пещер можно увидеть мамонтов, диких лошадей, носорогов, бизонов. Рисование для первобытного человека было таким же «колдовством», как заклинание и обрядовая пляска. «Заклиная» духа нарисованного зверя пением и пляской, а затем «убивая» его, человек будто овладевал силой животного и до охоты «побеждал» его.

Каповая пещера (Южный Урал, Башкирия, Верхний палеолит)

 

 

«Охота на оленей» (Испания, Мезолит, 12-8 тыс. до н.э.)

Неолитическая керамика культур  Баньпо и Мяодигоу.

Неолитическая керамика культуры Луншань.

Керамические сосуды с многоцветной росписью.  
Китай, эпоха неолита. Культура Яншао,  
4–3 тысячелетия до нашей эры

Верхнепалеолитическая скульптура Древнейшей Руси: слева вверху –  статуэтка бизона из Зарайска; слева  снизу – фигурка сайги из Сунгиря; справа сверху – статуэтка Макоши из Костёнок; слева внизу – статуэтка Макоши из Зарайска.


Информация о работе Искусство первобытного общества