Искусство Китая: основные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:46, реферат

Описание

Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и полиэтнический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями и узловыми вехами во взаимодействии различных этносов и укладов:
II—I тыс. до н.э.— возникновение государства, период Шан (Инь);
XI—VIII вв. до н.э.— государство Чжоу (Западное Чжоу);
VIII-VI вв. до н.э.— период «многоцарствия» (Лего);
V-III вв. до н.э.— эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);
III в. до н.э—II в. н.э. — империи Цинь и Хань;
III-VI вв. н.э.— период «трехцарствия».

Содержание

Введение 3
1. Династия Шин-Инь 6
2. Династия Чжоу 8
3. Династия Цинь и Хань……………………………………………………11
4. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и
живопи-си………………………………………………………………...13
Заключе-ние…………………………………………………………………..16
Библиографический спи-сок….………………………..…………………….17
Приложения………….………………………………….……………….…..18

Работа состоит из  1 файл

древний китай.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

4. Своеобразие искусства:  триединство каллиграфии,  поэзии и живописи

 

      Своеобразием  китайского искусства является то, что в нем поэзия, живопись и каллиграфия не знают тех границ, которые обычно разделяют эти виды искусства, независимо от присущих им специфических черт. Эти три вида искусства вдохновляются и определяются природой иероглифического выражения и с помощью одного и того же инструмента — кисти — отражают глубинную суть бытия, «жизненной силы», наполняют каждую из этих форм жизнью и своеобразной гармонией.

      Цель  китайской эстетики в том, чтобы  достичь истинной сути животворных источников гармонии жизни: искусство и искусство жизни — это одно и то же. Как в живописи, так и в поэзии каждый штрих, изображающий ветку дерева или персонажи, всегда должен быть живой формой, именно это стремление к выявлению сути присуще каллиграфии, поэзии и живописи. Но только живопись объединяет все три вида искусства.

      Веками  совершенствовавшаяся китайская живопись тушью (по шелку и бумаге) достигла своего расцвета. Получают распространение и картины жанра «цветы и птицы» — правда, изображались и насекомые, и животные, и рыбы. Украшались живописью также веера, ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые горы обведены золотой каймой.

      Тончайшие оттенки туши позволяют построить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения одним цветовым тоном. Особенно поразительна способность художников использовать чистый фон для придания картине особого ритма. Иногда незаполненное пространство обретает действительный смысл: горы, сосны, крохотные хижины утопают в волнах тумана

      Если  живопись в Китае — это целостный  вид искусства, в котором стихи  и каллиграфия составляют неотъемлемую часть произведения живописи, воссоздавая гармонию и таинство мироздания во всех его проявлениях, то поэзия считается квинтэссенцией искусства. Она преобразует начертанные знаки, почитаемые почти как святыня, в звук, и ее высшее предназначение — соединение человеческого гения с первоисточниками жизненных сил мира.

      Проникнутая идеями конфуцианства и даосизма, китайская поэзия объединяет разум и отрешенность, она стремится проникнуть в реальность и передать со всей остротой дух жизни, «неосязаемый трепет звуков», чему способствует музыкальность, присущая многотональному китайскому языку. Не случайно, что древнекитайская поэзия неотделима от музыки. В поэзии наряду с традиционным высоким жанром ши, создание которого приписывалось Конфуцию, расцветает в Х в. жанр цы, предназначенный для песенного исполнения.

      Поэзия  этой эпохи считается едва ли не наивысшим достижением китайской литературы. Стихи сочиняли все: «Полное собрание танских стихов» включало произведения 2300 поэтов.

      В Китае каллиграфия возвышает  графическую красоту иероглифов. Занимаясь этим основным в стране видом искусства, каждый китаец заново открывает внутреннюю гармонию своего Я, вступает в общение со Вселенной. Вот как описывают умение знаменитого каллиграфа Чжан Сюя, жившего в эпоху Тан: «Он охватывает взглядом все: пейзажи, животных, растения, звезды, бури, пожары, войны, пиршества, — все события мира, и выражает их в своем искусстве»

      Не  ограничиваясь простым копированием, каллиграфия пробуждает экспрессивность  движения и воображаемую силу знаков, каллиграфия должна быть полным отражением состояния души. Каллиграф должен также использовать живописные возможности иероглифов, их образную силу.

      Таким образом, поэзия, каллиграфия и живопись образовали в Китае единое искусство, традиционную форму, в которой используются все духовные глубины приверженцев этого искусства: протяжные мелодии и пространства, магические жесты и зримые образы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      В заключении, к ценностям китайской традиционной культуры можно отнести:

        ― акцент на развитии культуры, моральном самосовершенствовании

             человека, гармонии межличностных отношений и отношений между

             личностью и обществом;

            ― морально-этические устои: уважение старших, помощь ближнему,

             согласие в обществе;

        ― традиционные правовые взгляды на приоритет морально-этических   

             норм;

        ― традиции семейных отношений;

        ― стремление к сочетанию власти и долга, справедливости и выгоды,

             интересов личности и массы.

      Едва  ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых движется сегодня наша жизнь, пришла из Китая. Без китайской бумаги и приспособлений для печати в Европе еще долго бы переписывали книги от руки. Не было бы и широкого распространения грамотности. Компас, механические часы, порох, пушки, десятичные дроби, шелк, фарфор, восточная медицина и философия, восточные единоборства – далеко не полный перечень достижений народов Китая. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Абаев, Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае [Текст] / Н.Абаев // Новосибирск: Наука, 1989. – С.272.
  2. Малюга, Ю.Я. Культурология [Текст] / Ю.Я. Малюга // М: Инфра-М, 1999. - С. 63-76.
  3. Маслов, А.А. Мистерия Дао [Текст]. - М: Сфера, 1996. – С. 24-48.
  4. Поликарпов, В.С. Лекции по культурологии. — М: «Гардарики», «Экспертное бюро», 1997. – С. 81-92.
  5. www.wikipedia.org
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Приложения 

Рис.1

Терракотовая  статуэтка девушки. Период Хань. III в. до н. э. - III в. н.э.

 
 
 
 
 
 
 

Рис.2

 Керамические сосуды. Культура Яншао. III тыс. до н.э. Пекин. Музей Гугун.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.3

Сосуд типа юй. Бронза. Период Шан (Инь). II тыс. до н.э. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Искусство Китая: основные особенности