Искусство и литература Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:37, контрольная работа

Описание

Средневековье в Западной Европе длилось примерно 1000 лет. Начало эпохи связывают с падением Римской империи в конце V века, а окончание - с началом Ренессанса, т. е. с XV в. для стран Западной Европы. В средневековой культуре различают три этапа: культура варварских государств – раннее Средневековье (V - XI вв.), культура времени господства романского стиля – классическое или высокое Средневековье (XI - XII вв.) и культура готики – позднее Средневековье (XIII - XV вв.).

Содержание

Введение 2
Средневековая картина мира 3
Культура Средневековья 4
Литература Западного Средневековья 11
Христианское искусство 13
Заключение 14
Литература: 15

Работа состоит из  1 файл

Искусство и литература.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Искусство и литература»

на тему: «Искусство и литература Средневековья» 

                  Выполнил  студент 

                  группы 

                  ФИО

                  Преподаватель: 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Смоленск

2012 г.

Содержание:

 

Введение

    Средневековье в Западной Европе длилось примерно 1000 лет. Начало эпохи связывают с падением Римской империи в конце V века, а окончание - с началом Ренессанса, т. е. с XV в. для стран Западной Европы. В средневековой культуре различают три этапа: культура варварских государств – раннее Средневековье (V - XI вв.), культура времени господства романского стиля – классическое или высокое Средневековье (XI - XII вв.) и культура готики – позднее Средневековье (XIII - XV вв.).

    Раннее  Средневековье — время, когда  в Европе происходили бурные и  очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров, которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончилось падением Рима.

    Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

    Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим и как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Святая Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

    В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В конце концов западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.

    Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература.

Средневековая картина мира

    Средневековые картины мира удивительным образом сочетают в себе представления о единстве и раздвоенности мира, созданного и управляемого единым Богом, но расколотого на Небеса и Землю. Человек той эпохи настойчиво и порой мучительно ищет в здешних вещах символы, аллегории потустороннего, чудесного, но истинно реального. Поэтому в литературе и искусстве фантазия преобладала над наблюдением, общее – над частным, вечное – над временным. Средневековье стремилось перенести божественный, универсальный порядок на Землю. Наиболее полное выражение универсализм нашел в культуре интеллектуальной элиты, самой образованной части средневекового общества. Образование в средние века прямо связано с античными образцами. Как и в позднеримских школах, его основу составляли семь «свободных искусств» (артес либералес) – ряд дисциплин, разбитых на две ступени: тривиум (подготовительная) и квадривиум. В тривиум входили: грамматика – умение читать, понимать прочитанное и писать; диалектика – искусство вести спор посредством аргументов и их опровержений и риторика, учившая произносить речи. Квадривиум составляли арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Эти науки мыслились как учения о числовых соотношениях, лежащих в основе мировой гармонии Человек Средневековья верит в чудеса, божественные и не очень, задумывается над смыслом бытия и ищет философский камень, воюет со всем миром вокруг себя и изучает электричество. Его мир полон причудливых картин, отраженных в творчестве Босха, и в то же время он прагматик, умеющий договориться и с богом, и с чертом! Он любит и сомневается, и слишком быстро, даже по меркам нашего времени, расстается с этим прекрасным миром.

Культура  Средневековья

    Культура Средневековья неоднородна. В ней можно выделить три пласта: культуру религиозно-церковную, культуру светскую (феодальную) и культуру народную.

    Доминирующей и наиболее развитой была религиозно-церковная культура. Она широко представлена в письменных источниках и произведениях искусства. В ней нашло отражение христианское мировоззрение средневекового общества. Согласно нему мир представлялся как арена борьбы земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла. Так же двойственно мыслилась и природа человека, как духовно-телесная. Человек должен был заботиться, прежде всего, о своей бессмертной душе, отданной Богу, а телом, плотью пренебрегать, сводя к минимуму телесные потребности с помощью поста и молитвы. Только так можно было с достоинством, праведно пройти путь земного, несовершенного бытия и прийти после смерти к Царству Небесному, чтобы соединиться с Богом для вечной блаженной жизни.

    Идеальным типом человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мирскую жизнь и посвятивший себя посту и молитве. О таких людях слагались легенды, их имена канонизировались церковью, их изображали живописцы.

    Следующим слоем культуры была культура светская, феодальная, рыцарская. Рыцарь - собирательное название всякого феодала - воина (от нем. «ritter» - всадник, конный воин). Центральным моментом рыцарского идеала была доблесть. Ее не следует смешивать с обычной для каждого рыцаря храбростью. Доблесть - это смелость, доходящая до безрассудства, постоянный поиск опасности и презрение к смерти. Размышления и рефлексия не для рыцаря. Его натура импульсивна, он действует не раздумывая.

    Другим непременным качеством рыцаря была щедрость. Богатство завоевывалось, чтобы тратить его не считая. Окружающие живут щедротами своего господина, поэтому богатство раздаривалось демонстративно, публично. Дарение символизировало великодушие, удачу, доблесть. Корыстолюбие и скупость считались пороками, ведущими к потере положения, звания, исключению из общества.

    Рыцарь должен был стремиться к славе, предпочитая подвиги и сражения тихому семейному счастью. Гибель в бою считалась более достойной и благородной, чем долгая, спокойная жизнь и смерть от старости и болезней. В связи с этим от рыцарей требовались специальные качества - сила, выносливость, профессиональное владение оружием.

    В начальный период своего формирования рыцарство отличалось невежеством и грубыми нравами. Однако по мере сближения рыцарства с королевскими дворами, к нему стали предъявлять новые требования. Возникает так называемая куртуазия (от фр. «court» - двор) - новый рыцарский кодекс благородства. Рыцарь отныне должен был быть не только смелым, верным и мужественным, но и великодушным к по-бежденному врагу. Он - защитник слабых, бескорыстный и честный как на турнире, так и в бою, учтивый, изящный, тонко чувствующий. В программу воспитания рыцаря вошло обучение не только военному делу, но и светским манерам, игре на музыкальных инструментах, танцу, пению, стихосложению.

    К героическому идеалу присоединился, таким образом, этический и эстетический. Однако в целом, рыцарский идеал оставался сословным, благородство объявлялось врожденным качеством, передающимся по наследству, как и «голубая кровь». Но для нас важно подчеркнуть, что рыцарство было своеобразной школой воспитания личности, «человека независимого». Ту же роль сыграли в Европе города, точнее, коммуны-корпорации.

    Городская (народная) культура - следующий пласт культуры Средневековья. Основное население городов составляли ремесленники. Ими становились крестьяне (сервы), уходившие на условиях выплаты оброка или бежавшие от своих господ. Первоначальный состав населения городов оказал немалое влияние на формирование новой культуры. В города стекались все недовольные, и поэтому они с самого начала становились центрами общественной борьбы против земельных феодалов (сами города располагались на землях феодалов). Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнета и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи - обретение городского самоуправления и прав.

    Продолжительность борьбы городов с их сеньорами была различной, но результаты, как правило, совпадали. Все горожане добивались личного освобождения от крепостной зависимости. Кроме того, многие европейские города приобрели статус самоуправляющихся коммун, т. е. выбирали из своей среды совет, его главу - мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, военное ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали налоги.

    Личная свобода и реальные обстоятельства, заставлявшие людей полагаться только на самих себя, формировали новое отношение к жизни. Немалую роль в этом сыграло и простое товарное производство, которое способствовало зарождению чувства хозяина.

    В итоге рождалась новая культура, которая требовала от человека предприимчивости, знаний, ума, ценила человеческую активность и удачу выше происхождения и верности сеньору. По своему характеру эта культура была жизнерадостной и оптимистичной. Ярче всего городская культура проявилась в праздниках и карнавально-смеховой традиции. Одним из первооткрывателей народной средневековой культуры считается русский философ М. М. Бахтин. Именно он развил концепцию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной.

    В средневековом искусстве выделяют два основных стиля: романский и готический. Художественный стиль - это устойчивое единство художественно-образных средств в определенный исторический период.

    Романским называют искусство XI - XII вв. Это первый общеевропейский художественный стиль, проникший во все без исключения жанры. Вместе с тем это искусство христианского мира, осознавшего свое место и культурную самобытность. Сам термин «романский стиль» (романское искусство) был введен французскими археологами в начале XIX в. Ученые увидели сходство тогдашних построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, сводами и т. д. Однако история термина имеет и лингвистическую основу. Романский стиль зародился и активно развивался в странах, говорящих на романских языках и берущих начало от латыни.

    В романском стиле доминирующую роль играла архитектура, которая сложилась под влиянием христианского мировоззрения с его проповедью аскетизма и феодальных междоусобиц. Ее отличительными признаками были строгость и отсутствие каких-либо излишеств: массивные стены, узкие окна, высокие башни для наблюдения за приближающимся врагом.

    В основе любого романского сооружения лежали простые объемные формы - куб, параллелепипед, призма, цилиндр, т. е. анализируя романские постройки, их проще всего представить в виде конструкций из кубиков-блоков. Но при всей своей простоте романская архитектура вовсе не монотонна. Поверхности стен соборов и монастырей разделялись с помощью архитектурных элементов, которые визуально облегчали стену, не нарушая при этом общего впечатления монолитности конструкции.

    Романские постройки удивительным образом сочетались с местным ландшафтом. Их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский храм.

    Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты - на высоких холмах, откосах рек. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. 
Первые замки представляли собой деревянные башни - донжоны, окруженные валом, палисадом и рвом. Донжон имел несколько этажей-ярусов: первый в целях безопасности был забит хламом, второй являлся складом, на третьем этаже семья сеньора обычно располагалась. Внутри такого замка было сумрачно, холодно, не очень просторно.

Информация о работе Искусство и литература Средневековья