Гобелен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:06, реферат

Описание

Современный гобелен – сложный организм, включающий в себя и новые разработки материала, техники и технологии изготовления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3Задачи. Цели ………………………………………………………………………4

Глава 1. История гобелена……………………………………………………...5
1.Древняя история……………………………………………………………6
2.Европа. Средние века………………………………………………………6
3.Эпоха Возрождения……………………………………………………….7
4.XVII — XVIII вв……………………………………………………………8
5.XIX век. Уильям Моррис…………………………………………………9
6.Реформа шпалеры. Жан Люрса………………………………………….9
7.Новая таписерия………………………………………………………......10

Техника создания шпалеры……………………………………………………..12

Цветовое и композиционное решение………………………………………….16

Гобелен – 20-21 век……………………………………………………………...18

Глава 2. Технология изготовления гобелена «Солнечный цветок»…………19

Правила безопасной работы инструментами. Санитарно-гигиенические требования при вязании…………………………………………………………19

Материалы и инструменты……………………………………………………...20

Технологическая карта…………………………………………………………..21
Экономический расчёт…………………………………………………………..24

Приложение………………………………………………………………………25

Используемая литература……………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

проектная работа Гобелен.docx

— 507.08 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3Задачи. Цели ………………………………………………………………………4

Глава 1. История гобелена……………………………………………………...5

  1. Древняя история……………………………………………………………6
  2. Европа. Средние века………………………………………………………6
  3. Эпоха Возрождения……………………………………………………….7
  4. XVII — XVIII вв……………………………………………………………8
  5. XIX век. Уильям Моррис…………………………………………………9
  6. Реформа шпалеры. Жан Люрса………………………………………….9
  7. Новая таписерия………………………………………………………......10

Техника создания шпалеры……………………………………………………..12

Цветовое  и композиционное решение………………………………………….16

Гобелен – 20-21 век……………………………………………………………...18

Глава 2. Технология изготовления гобелена «Солнечный цветок»…………19

Правила безопасной работы инструментами. Санитарно-гигиенические  требования при вязании…………………………………………………………19

Материалы и  инструменты……………………………………………………...20

Технологическая карта…………………………………………………………..21

Экономический расчёт…………………………………………………………..24

Приложение………………………………………………………………………25

Используемая  литература……………………………………………………….26 
 
 
 
 

Введение 

В связи  с массовым строительством различных  типов общественных зданий (дворцов, банков, музеев, театров, гостиниц, предприятий  общественного питания, туристических  комплексов) особое значение приобретает  решение интерьеров, отвечающих функциональным, эстетическим и экологическим требованиям  современной архитектуры. Существенной особенностью, характерной для современного этапа развития архитектуры, является возросшая роль произведений декоративно  –  прикладного искусства в  интерьере, как общественных зданий, так и в жилом помещении. На них часто переносится роль художественного  акцента, служащего главным украшением данного помещения. Роль такого акцента на фоне гладких стен может играть художественный текстиль. Особое значение в этой связи приобрели декоративные ткани самостоятельного художественного выражения: занавесы, декоративные текстильные панно, выполненные в различных техниках ручного ткачества и ковроткачества, гобелены сюжетно – тематические, эмблематичные, растительно – орнаментальные, образно ассоциативные и абстрактно  –  геометрические. Функции гобелена в пределах интерьера разнообразны. Одна из них организация пространства интерьера. 

Искусство гобелена в своём развитии прошло сложный путь: от классического плоскостного к фактурно  –  рельефному и, наконец, к самостоятельным текстильным  конструкциям (пространственно  –  пластический гобелен), создание которых  связано с одновременным использованием приёмов ткачества, скульптуры, живописи.

Современный гобелен  –  сложный организм, включающий в себя и новые разработки материала, техники и технологии изготовления. Новое понимание пластики самого гобелена. Художник  –  дизайнер активно вторгается в интерьер, визуально  либо пластически преобразует его  архитектурное пространство, отводит  гобелену роль композиционного центра всего помещения. 
 
 

Задачи:

־  Изучение и владение законами декоративной композиции при создании    творческой работы;

־   Знание и применение законов цветоведения при выполнении работы;

־  Профессионально  –  грамотное владение приёмами ручного ткачества, умение технологически правильно их применять в создании гобелена.    

Цели

  1. расширение знаний в истории гобелена;
  2. приобретение знаний об основных существующих способах ручного ткачества и ковроткачества;
  3. развитие образного мышления и фантазии;
  4. повышение эстетического вкуса и художественной культуры.  

Глава I

История гобелена

В разные времена и в разных странах  для определения тканого ковра  использовались различные термины. В греческом и латинском языках слово «тапес» и «тапетум» (tapetum) соответственно означало как ковёр, так и покрывало, скатерть. Оно  впоследствии стало основой в  разных языках для обозначения произведений шпалерного ткачества.

По названию города Арраса, где в XIV веке процветало производство ярких шпалер с использованием золотой и серебряной нити, такие ковры в Европе получили наименование арраци или аррас.

В XVI веке возникло слово вердюра (образовано от фр. Verdure) — зелень, трава, листва. Первоначально так называли изображения животных и птиц на фоне природы, но вскоре это название закрепилось за самими произведениями шпалерного ткачества.

В настоящее  время французским термином tapisserie (англ. tapestry, нем. Bildteppich) обозначается весь художественный текстиль. В русском  языке одновременно применяются  два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда  обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.

Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами). Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал в предместье этого города Сен-Марсель на ручье Бьерв (Bierve) красильню для шерсти. Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. По представлению Кольбера, Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, таким образом, «Королевскую гобеленовскую мануфактуру», произведения которой, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали в продажу. Несмотря на значительность расходов, требовавшихся на содержание мануфактуры и не вознаграждавшихся никаким доходом, она продолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствах Франции и существует до настоящего времени, как художественное учреждение, составляющее гордость этой страны. Продукция мануфактуры была очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в этой технике. По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие — называть шпалерами. В России в научной литературе принят термин «шпалера», тогда как в широком обиходе чаще используется слово «гобелен».

Древняя история

Когда появилась первая шпалера — точно неизвестно. Принцип шпалерного ткачества был известен ещё в Древнем Египте. В гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов. Расцветом искусства шпалеры в Египте считается период с IV по VII век. В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты.

Шпалерное ткачество было известно и в Древней  Греции. Об этом говорит миф об Арахне. Покровительницей ткачества считалась Афина. Другое свидетельство — поэма Гомера Одиссея. Жена Одиссея Пенелопа ткет саван своему свекру — Лаэрту, который, как видно на вазописном рисунке, представляет собой ни что иное как узорчатую ткань, выполненную методом полотняного переплетения.

В Америке (Перу) самые ранние изделия, созданные по принципу шпалерного ткачества из шерсти и хлопка, датируются 2500 г. до н. э. Перуанские изделия — кайма для украшения одежды. Плотность переплетения иногда достигала 200 нитей утка на 1 см основы. До наших дней в народном ткачестве Перу сохранились традиционные для этой местности мифологические мотивы и геометрические орнаменты, используются красители только природного происхождения. В Китае шёлковые изделия (кэсы — «резаный шёлк»), выполненные в технике шпалерного ткачества известны с эпохи Хань. Так как для кэсы использовались только шёлковые нити, они были очень тонкими и эластичными. Для китайской шпалеры характерны сложные пейзажные композиции в утончённой цветовой гамме.

Европа. Средние века

История европейской шпалеры началась в  эпоху Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. Самая ранняя европейская шпалера из церкви св. Гереона в Кёльне выполнена рейнскими мастерами в XI веке. Отдельные её мотивы (изображения фантастических животных) схожи с мотивами византийских тканей IX — X веков. Для шпалер этой эпохи, создававшихся по церковным заказам, характерна монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Стилистически шпалеры романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Плотность основы не превышала 5 нитей на сантиметр. Были популярны библейские и исторические сюжеты. Тогда, в Средние века, на юге Европы стены украшала фресковая живопись, на севере шпалеры не только украшали стены кафедральных соборов, а затем замков и дворцов, но и позволяли сохранить тепло, защититься от сквозняков. Первые европейские шпалеры ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции. Цикл шпалер с символическим изображением двенадцати месяцев (сохранились только две из них) из Бальдисхольмской церкви (Норвегия) по мнению исследователей могли быть созданы около 1088 года немецкими ткачами. Но в орнаментах, обрамляющих изображения прослеживается связь с традициями народного норвежского ткачества. Книжная миниатюра послужила образцом для грандиозного цикла шпалер «Анжерский апокалипсис» (ок. 1380 года) — памятника готического декоративно-прикладного искусства. Картоны для шпалер, заказанных парижским ткачам Людовиком I Анжуйским, были созданы по иллюстрациям испанской рукописи X века «Комментарий к Апокалипсису».

В XV веке производство французских шпалер из-за Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur, что означает «тысяча цветов»). На тёмном зелёном, синем или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью. Один из самых знаменитых «мильфлёров» — цикл из шести шпалер «Дама с единорогом». Существует предположение, что мильфлёры появились под влиянием давнего обычая, бытовавшего во Франции: маршрут процессии в день Праздника Тела Христова украшался тканями со множеством прикреплённых к ним живых цветов.

Эпоха Возрождения

К концу XV века Фландрия, где производство шпалер поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами, стала  главным центром художественного  ткачества и удерживала первенство в течение трёх веков. Во Фландрии было положено начало традиции создания шпалеры по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и  особый ткаческий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Цикл «Деяния апостолов», выполненный в мастерской Бове по композициям Рафаэля, заказанным папой Львом X для украшения Сикстинской капеллы, определил дальнейшее развитие художественного ткачества в сторону монументализма. Картоны к гобеленам выполнил Бернар ван Орлей. Благодаря Рафаэлю у шпалеры появляются тканые бордюры с декоративными мотивами-гротесками, подобные раме картины. 
Во Франции и Фландрии становятся популярными шпалеры с реалистическим пейзажем и натюрморты. Первые вердюры (фр. verdure — листва, зелень) были созданы на брюссельских мануфактурах. Построение пейзажа вердюры схоже с кулисным пейзажем в живописи. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго — светло-зелёный, для дальнего — бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.

Информация о работе Гобелен