Ф.Волков и первый русский театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 19:40, реферат

Описание

В XVIII веке Россия совершает крутой поворот от средневековой Руси к просвещенному европейскому государству. Все только рождается — академии наук и художеств, университеты и... новые люди. Просыпаются умы и таланты, совершаются открытия. Те, кто сумели услышать зов времени, найти свое место в потоке событий и действовали по велению сердца, жертвуя сиюминутными благами, становились Основателями.

Работа состоит из  1 файл

реферат...docx

— 44.13 Кб (Скачать документ)

Жизнь первого  великого русского актера поражает своей  целеустремленностью, преданностью делу, которому он себя посвятил.

Всегда уравновешенный, спокойный, немного замкнутый, трезво оценивающий события, Федор Григорьевич  Волков поражал современников одухотворенностью, достоинством манер. Лишь в сценических  созданиях давал он волю своему «бешеному  темпераменту». Особенно славился он произнесением  монологов, столь характерных для  героев классицистских трагедий.

Какие роли исполнял он? До нас дошло всего лишь несколько  прямых упоминаний о них. Несомненно, он играл все главные роли в  поставленных тогда трагедиях Сумарокова. Трагическую музу, «прелюбезную Мельпомену», он, как и все деятели театра того времени, ставил выше комедийной музы - Талии (хотя успешно играл  и в комедиях).

Что же то были за роли?

Прямодушного, честного, горячо влюбленного в пленную  царевну княжича Хорева, исполнившего бранный долг и погибшего из-за жестокости и легковерия брата своего - российского князя Кия.

Одного из первых русских Гамлетов, Гамлета Сумарокова, лишенного философских раздумий шекспировского героя, но сохранившего неприятие зла и тирании. Гамлета-мстителя, выполнившего свой долг перед убитым отцом.

Правдолюбивого, исполненного благородства Трувора, покончившего самоубийством во имя долга, будучи не в силах вынести разлуку  со своей возлюбленной Ильменой. А  на иных спектаклях - его брата, коварного  властителя Новгорода Синава, обрекшего  на разлуку любящих из-за неистовой  страсти к той же Ильмене.

Гордого и нежного  любовника боярской дочери Димизы Ярополка, бесстрашно борющегося за свое чувство. Ярополка, восставшего против отца - могущественного и жестокого  российского князя.

И наконец, киевского  князя Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира». Непокорного, мятежного, плененного завоевавшим киевские земли правителем российского престола Олегом, но до конца оставшегося верным своим  убеждениям.

О том, что Федор  Волков играл Оскольда, известно из восхищенных упоминаний Сумарокова. Как известно и то, что с не меньшим успехом он играл еще  две роли, предназначенные ему  Сумароковым, в пышных придворных зрелищных  спектаклях «Новые лавры» и «Прибежище добродетели». В первом из них он исполнял декламаторскую роль Марса, вещавшего  о победе соотечественников в  одном из сражений во время Семилетней войны с Пруссией, которая тогда  была в самом разгаре. Во втором - роль вождя индейцев («Американца»). Роль небольшую, во вставной сцене драматического балета, осуществленного известным  балетмейстером Гильфердингом, но исполненную  драматизма. Вождь индейцев вынужден покончить самоубийством, ибо европейский тиран завоевал землю, на которой жил «Американец», и посягнул на его возлюбленную. 

Популярность  Первого комедианта Российского  театра росла с каждым днем. «Волков  показал свои дарования в полном уже сиянии,- констатировал Новиков,- и тогда-то увидели в нем великого актера; и слава его подтверждена была и иностранцами...» 

Летом 1761 года была санкционирована отставкаСумарокова. Сумароков метал громы и молнии. Но он был отходчив. И страстно любил  театр. К тому же Российский театр  продолжал играть его сочинения,- нерасторжимую связь Сумарокова с русской сценой не смогли разорвать  никакие указы. Как, в общем-то, не смогли разорвать они и дружеских  уз его с Федором Григорьевичем  Волковым, теперь уже официально возглавившим русскую труппу.

в 1761 году Федор  Григорьевич Волков получил широкие  полномочия. Труппа под его руководством была уже значительно расширена. Она пополнилась московскими  комедиантами, за которыми он ездил  в старую столицу, по-видимому, еще  в 1759 году. В труппе уже играла первая выдающаяся русская актриса, постоянная партнерша Федора Григорьевича Волкова, Татьяна Михайловна Троепольская. 
 
 
 
 
 

Вывод

Можно предположить, что любимым героем Волкова был Петр Великий. Петру  посвятил Волков похвальную оду и  свою роль Марса в пьесе Сумарокова. Федор Григорьевич во многом имел сходство с Петром, даже чисто внешнее, которое заметно на единственном прижизненном портрете артиста. Открытое, выразительное лицо, мягкие локоны до плеч... Говорили, что на первый взгляд он был угрюм и суров, но в кругу  друзей и единомышленников необыкновенно  обаятелен. «Жития он был трезвого и  добродетели строгой. Он остался  холостым и даже не был будто бы влюблен. Сцена поглотила все  его мысли и чувства, в ней  одной он видел удовлетворение всем своим стремлениям». 
Игра Волкова была особенной — основанной на чувстве, а не на эффекте. Волков был первым в России, кто примером своим раскрыл значение личности актера, его духовных качеств, постоянной работы над собой, самоотдачи и служения. Его можно с полным правом назвать основателем российской актерской школы. Такие актеры, как Дмитревский, Щепкин, Шаляпин, Станиславский, считали себя его учениками. 
Как и многие замечательные люди, Федор Волков все же намного обогнал свое время. Тяжеловесным пьесам в стиле классицизма он сумел придать естественность и человечность тона, сумел выделить в них суть — гражданственность, верность и любовь к отечеству. 
Главным делом недолгой, но яркой его жизни стал российский профессиональный театр, театр общедоступный. Вот слова из его ежедневника: «Общая польза от театра российского будет ощущаться, когда театр выйдет из рамок придворной затеи. Он должен быть публичным и общенародным, в нем просвещенные и важные господа должны являться желанными, но не единственными зрителями и ценителями. К такому театру должны быть привлечены все живые, все просвещенные силы страны и привлечены не насильно, не приказами или указами, а по доброму их желанию и сознанию пользы отечества Доброхотность и общая польза должны быть навечно положены в основание российского театра...»

Пройдет сто  лет после учреждения русского театра, и гордость, слава его Михаил Семенович  Щепкин воскликнет: «Кто, где, когда  впервые привил к нашей жизни  искусство? Он, незабвенный наш Федор  Григорьевич Волков... Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны». Белинский  же назовет Федора Волкова необыкновенным человеком, упрочившим в нашем отечестве  «новый источник народного образования» - театр, роль которого в просвещении  России была особенно велика.

 В целях  пропаганды русской классической  драматургии при Российском Академическом  театре драмы имени Федора  Волкова в Ярославле создан  Центр Русской провинциальной  культуры. На Волковской сцене  ежегодно проходит Международный  Волковский фестиваль, на котором  вручается Премия Правительства  Российской Федерации имени Федора  Волкова его лауреатам. Провинциальные  театры представляют здесь лучшие спектакли, созданные по произведениям русской классики, проходят научные конференции искусствоведов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  • Любомудров М. Н. Старейший в России: Творческий путь Ярославского драм. театра. — М.: Искусство, 1984.
  • Север Н. Летопись театра имени Ф. Г. Волкова. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во. — 1973. — 160 с, ил.
  • Старикова Л. Театр в России XVIII века. — М., 1997.
  • Сайт журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

Информация о работе Ф.Волков и первый русский театр