Барокко и классицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание

Историки русской культуры и, в частности, архитектуры давно дали высокую оценку роли Польши как проводника новых общеевропейских тенденций в Россию второй половины XVII века. Известно, сколь важную роль это сыграло в становлении стиля нарышкинского барокко с его ренессансно-маньеристским белокаменным резным декором. Изучалось значение Украины и Белоруссии в качестве культурных связующих звеньев на оси «запад-восток»: чаще всего именно через эти страны польская архитектура оказывала влияние на русскую. Одновременно сама Польша воспринимала новые веяния из Италии — как напрямую, от приезжавших в нее итальянских мастеров, так и через посредство других европейских стран.

Содержание

Введение
Основная часть
1)Петровское барокко, как выражение градостроительной концепции Петра 1
2)Расцвет барокко в творчестве Растрелли
3)Классицизм в архитектуре второй половины 18 века и его общественное звучание
4)Сады барокко и классицизма
3. Заключение
4. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая классицизм и барокко.docx

— 60.50 Кб (Скачать документ)

Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над  парапетом и над многочисленными  фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию  декоративное убранство здания.

В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные особенности  благодаря преемственности декоративных композиционных приемов русского зодчества  начала XVIII века. Нельзя не подчеркнуть  специфическую национальную особенность  архитектуры барокко этого времени– полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служат пучки колонны, пилястры, обрамленные окна. Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его. В дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород дерева. Плафонная живопись создавала иллюзию бесконечности поднимающегося вверх зала, что подчеркивалось парящими в небе фигурами разной соразмерности, четко отделяющими и разную отдаленность их от зрителя. Стены парадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченными тягами. Интересны приемы планировки залов. Во дворцах они расположены по принципу, согласно которому двери проходных залов находятся на общей оси, причем их ширина иллюзорно увеличивалась.

Растрелли работал  много и интересно в окрестностях Петербурга. Императорские и усадебные  дворцы создавались в единстве с  садами и парками, которым присуще  регулярная планировочная система  с прямолинейными аллеями, подстриженной  древесной растительностью и  орнаментными цветниками.

Оба фасада дворца в Царском Селе (один обращен к  регулярному парку, а другой к  обширному двору) щедро украшены объёмными архитектурными и скульптурными  деталями, которые зрительно уменьшают  горизонтальную протяженность здания (длина – триста шесть метров). Особенно наряден парковый фасад, где  позолоченные лепные фигуры атлантов поддерживают парадный второй этаж. Сочетание  ярких цветов голубого, белого, золотого дополняет общее праздничное  впечатление от фасада. Возможно, образцом для Растрелли послужил королевский  дворец в Версале: у него также  два протяжённых главных фасада и система анфилады залов. Растрелли  построил в Царском Селе и несколько  парковых павильонов ("Грот", "Эрмитаж").

Великолепные  церкви и соборы Растрелли соединяют  традиции древнерусской архитектуры  и европейского барокко. Центральная  часть ансамбля Смольного монастыря  – грандиозный собор Воскресения (1748 – 1757) играет важную роль в облике Петербурга. Он виден издали с обоих берегов Невы. Здание, подобно древнерусским храмам, увенчано пятиглавием с луковичными куполами.

Смольный монастырь, наряду с Большим или Екатерининским дворцом в Царском селе и Зимним Дворцом, относится к трем самым  крупным и характерным, для зрелого  этапа творчества Растрелли, архитектурным  творениям. По замыслу Растрелли, как  Петербург отличен от прочих российских городов, так и Смольный монастырь регулярностью и симметричностью должен был выделяться среди прочих монастырей.

Декоративное  барокко, достигло своего апогея в творчестве величайшего представителя этого  направления – зодчего Растрелли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Классицизм  в архитектуре 18 века и его общественное звучание.

В 1760-х годах  в России произошла смена архитектурно-художественного  стиля. Декоративное барокко, достигшее  своего апогея в творчестве величайшего  представителя этого направления  – зодчего Ф. Б. Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем  распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат. — образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения. 
Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическим возможностям круга заказчиков, все расширяющегося за счет мелкопоместных дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим воззрениям. 
Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами. Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего рынка и активизации внешней торговли, что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В результате чего возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А также уникальные здания общественного характера — биржи и банки. 
В городах стали строить много казенных административных зданий: губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов. 
Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных академий, институтов-пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего за счет жилой застройки усадебного типа. В условиях огромного строительства, разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных нужд архитектурные приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных мастеров различных специальностей. Таким образом, возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Глубокие внутригосударственные предпосылки материального и идеологического характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание и привели в России к поискам экономической и реалистичной архитектуры. Поэтому именно классическая архитектура античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма. 
Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.) 
Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стране. Комиссия функционировала до 1796 года. 
За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы: А. В. Квасов (1763-1772 гг.); И. Е. Старов (1772-1774 гг.); И. Лем (1775-1796 гг.). Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода,  Казани, Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и других). Главными градоформирующими факторами считались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся административные и торговые площади, четкие границы городов. Упорядочение городской планировки на основе геометрически правильной прямоугольной системы, застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленными вплотную друг к другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов. Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишь фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов. 
В городах России жилая застройка имела обычно один-два этажа, лишь в Петербурге этажность поднималась до трех-четырех. В данный период А. В. Квасовым разработан проект благоустройства набережной реки Фонтанки. Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей превратили Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775 году был составлен новый генеральный план, сохранявший радиально-кольцевую структуру и наметивший систему площадей, полукольцом охвативших Кремль и Китай-город. Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческой застройки в 1775-1778 гг. 
функционировал специальный Каменный приказ. В 1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты классицизма. Самым ранним проявлением классицизма был проект “Увеселительного дома” в Ораниенбауме (ныне не существует), составленный архитектором А. Ф. Кокориным, и так называемый Ботный дом А. Ф. Виста (1761-1762 гг.) в Петропавловской крепости. 
В этот период в России работали известные архитекторы: Ю. М. Фельтен и К. М. Бланк, итальянец А. Ринальди, француз Т. Б. Валлен-Деламонт. Рассматривая данный период в хронологической последовательности возведения строений, следует отметить, что классические формы и ясные композиционные приемы все больше вытесняли чрезмерную декоративность. Здесь необходимо рассмотреть основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди (1710-1794 гг.) — Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Интерьер дворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве зодчего. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно выделяются величавой красотой Большой зал, Овальный зал, зал Муз, Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.) — хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Павильон в Ломоносове — единственное сохранившееся напоминание о народных развлечениях. Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным явлениям Петербурга и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов. Трехэтажное здание расположено на участке между Невой и Марсовом полем и имеет П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор. Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей внизу основной корпус, дополненный пятигранными шестиярусными видовыми башнями и дугообразными двухэтажными крыльями, охватывающими парадный двор. После передачи дворца царевичу Павлу (1783 г.) он был перестроен внутри и дополнен замкнутыми каре по концам первоначальной композиции В. Ф. Бренна. 
Сдержанная пластика фасадов комплексируется благородством местного камня – светло-серого пудостского известняка. Парадные интерьеры расположены на втором этаже, из них наиболее значительны Белый зал, Аванзал, мраморная столовая и другие. Дворец был разрушен в годы фашистской оккупации. Ныне реставрирован. Кроме указанных выше А. Ринальди выстроил несколько православных храмов, особенностью которых является сочетание в одной композиции вновь утвердившегося еще в период барокко пятиглавия и высокой многоярусной колокольни. Искусственное использование классических ордеров, поярусное их расположение на колокольнях и деликатная планировка фасадов свидетельствует о стилистической действительности художественных образов, что соответствует раннему классицизму. Помимо монументальных зданий А. Ринальди создал ряд мемориальных сооружений. К ним следует отнести Орловские ворота (1777-1782 гг.); Чесменскую колонну (171-1778 гг.) в Пушкине; Чесменский обелиск в Гатчине (1755-1778 гг.). Учреждение Академии художеств в 1757 году обусловило появление новых архитекторов, как русских, так и иностранных. К ним относится приехавший из Москвы А. Ф. Кокоринов (1726-1772 гг.) и приглашенный из Франции И. И. Шуваловым Ж. Б. Валлен-Деламонт (1729-1800 гг.). К творениям указанных зодчих следует отнести дворец Г. А. Демидова (особенность дворца Демидова — чугунная наружная терраса и чугунные лестницы с дугообразно расходящимися маршами, соединяющими дворец с садом), здание Академии художеств (1764-1788 гг.) на Университетской набережной Васильевского острова. В зданиях прослеживается отчетливость стиля раннего классицизма. Сюда следует отнести главный корпус Педагогического института Герцена, северный фасад Малого Эрмитажа; строительство большого Гостиного двора, возведенного на заложенных по контуру целого квартала фундаментах. А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламонт создавали в России дворцовые ансамбли, которые отражали архитектуру парижских особняков,  отелей с замкнутым парадным двором. Примером этому мог служить не сохранившийся до наших дней дворец И. Г. Чернышева. В середине XIX века на его месте у Синего моста был возведен архитектором А. И. Штакеншнейдером Мариинский дворец. В этот же период развернул большую строительную деятельность архитектор Фельтон Ю. М. Его творчество формировалось под влиянием Ф. Б. Растрелли, а затем он начал творить в рамках раннего классицизма. Наиболее значительными творениями Фельтена являются: здание Большого Эрмитажа, Александровский институт, расположенный рядом с ансамблем Смольного монастыря. Здание института с тремя внутренними дворами хорошо сохранило свой первоначальный вид, отвечающий раннему классицизму. Самое совершенное произведение Ю. М. Фельтена — это  ограда Летнего сада со стороны набережной Невы (1770-1784 гг.). Она создана при творческом участии П. Е. Егорова (1731-1789 гг.); железные звенья выковали тульские кузнецы, а гранитные столбы с фигурными вазами и гранитный цоколь изготовили путиловские каменотесы. Ограду отличает простота, удивительная пропорциональность и гармония частей и целого. 
Поворот русской архитектуры в сторону классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном ансамбле Воспитательного дома, воздвигнутом в (1764-1770 гг.) неподалеку от Кремля на берегу Москвы реки по замыслу архитектора К. И. Бланка (1728-1793 гг.). В подмосковной усадьбе Кусково К. И. Бланк в 1860 году возвел  импозантный павильон “Эрмитаж”. В соответствие с возникновением и развитием классицизма на смену регулярной французской системе садово-паркового искусства приходит пейзажная (английская система), распространившаяся в Западной Европе и, прежде всего, в Англии. 
Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.) 
Последняя четверть восемнадцатого столетия ознаменовалась крупными социально-историческими событиями (закреплены за Россией Крым и северное побережье Черного моря). Быстро развивалась экономика государства. Формировался всероссийский рынок, ярмарки и торговые центры. Значительно развивалась металлургическая промышленность. Расширялась торговля со средней Азией и Китаем. Активизация экономической жизни способствовали количественному и качественному росту городов и помещичьих усадьб. Все эти явления нашли заметное отражение в градостроительстве и архитектуре. Архитектура русской провинции характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы. Архитектура городов, особенно городских центров, формировалась на основе приемов строгого классицизма. Наряду с типами зданий, известными ранее, в городах стали строить новые сооружения. В городах, еще сохранивших следы оборонительных сооружений, они в результате осуществления новых планов все больше исчезали, и эти города приобретали градостроительные черты, свойственные большинству русских городов. Расширилось усадебное строительство, особенно на юге России и в Поволжье. При этом вырабатывалась система размещения различных хозяйственных строений в зависимости от природных условий. В провинциальных усадьбах знатных владельцев, господские дома представляли собой каменные 
сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа. В рассматриваемый период выдающимися зодчими России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно Баженов Василий Иванович (1737-1799) — строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. Несмотря на то, что выдающийся замысел осуществлен не был, его значение для судьбы русской архитектуры было велико, прежде всего, для окончательного утверждения классицизма как основного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции. Все строения ансамбля расположены на пересеченной местности, части которой соединены двумя фигурными мостами, благодаря чему сложилась единая, необыкновенно красивая панорама, не имеющая аналогов в истории архитектуры. Дом Пашкова (1784-1786 гг.), ныне старое здание Библиотеки В. И. Ленина. 
Состоящая из трех различных частей, силуэтная композиция дома, венчающего озелененный пригорок, является и до сих пор одной из самых совершенных работ всего русского классицизма конца XVIII века. Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге (1797-1800 гг.). Замок был выстроен без участия зодчего управляющим строителем был В. Ф. Бренн, который внес существенные изменения в трактовку главного фасада. Казаков М. Ф.: Петровский дворец — облику дворца он придал ярко выраженный национальный характер, ансамбль Петровского дворца – выдающийся образец гармонического архитектурного синтеза классических принципов и русской национальной живописи. Здание Сената в Московском Кремле — ротонда Сената признана в архитектуре русского классицизма лучшим парадным круглым залом и является первым в России примером композиции подобного типа. Этот зал — важное звено в развитии русского классицизма. 
Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.). Была использована классическая русская композиция применительно к православному храму. Во второй половине XVIII века ротонда стала воплощаться в зодчестве русского классицизма при создании культовых зданий, она же была использована при постройке мавзолея Барышникова под  Смоленском (1784-1802 гг.). Голицынская больница (ныне первая городская больница Пирогова). Здание Университета (1786-1793 гг.). Здание Университета пострадало в 1812 году и было воссоздано с изменениями в 1817-1819 гг. 
Утверждение нового генерального плана Москвы в 1775 году стимулировало жилую частновладельческую застройку, широко развернувшуюся в 1780-1800 гг. К этому времени окончательно выработались два объемно-планировочных типа городских усадеб — первый основной жилой дом и флигели, расположенные по красной линии улицы, образуя систему из трех частей, формирующую фронт застройки; второй — жилая усадьба с открытым парадным двором, охваченным крыльями и флигелями. С 1770 годов в петербургском строительстве отчетливо прослеживается развитие классицизма на основе античных римских принципов эпохи Возрождения. 
Архитектор Старов И. Е. (1745-1808 гг.) возводит Таврический дворец (1883-1789 гг.) пейзажным садом; Троицкий собор (1778-1790 гг.) в Александро-Невской Лавре. Постройка собора имела важное идейно-патриотическое значение, так как под сводами храма находится гробница Александра Невского. Кроме названных выше величайших строений, Старов занимался проектированием для южных губерний, разработал планы новых городов Николаева и Екатеринославля; в последнем зодчий выстроил дворец наместника края — Г. А. Потемкина. 
Архитектор Волков Ф. И. (1755-1803 гг.) к 1790 году разработал образцовые проекты казарменных зданий, подчинив их облик принципам классицизма. Самыми крупными произведениями являются здание Морского Кадетского корпуса (1796-1798 гг.) на набережной Невы, ансамбль Главного Почтамта (1782-1789 гг.). 
Архитектор Кваренги Джакомо (1744-1817 гг.). В творениях Кваренги ярко воплощены черты строгого классицизма. Некоторые из них: дача А. А. Безбородко (1783-1788 гг.). Здание Академии Наук (1783-1789 гг.), Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.), Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальная арка в 1814 году – Нарвские ворота. 
В Петербурге продолжались важные работы по благоустройству. Создавались гранитные набережные Невы, малых рек и протоков. Возводились замечательные архитектурные памятники, ставшие важными градоформирующими элементами. На берегу Невы перед незаконченным строительством Исаакиевского собора в 1782 году  был открыт один из лучших конных элементов в Европе – памятник Петру I (скульптор Э. М. Фальконе и М. А. Колло; змея выполнена скульптором Ф. Г. Гордеевым) — замечательная бронзовая пустотелая скульптурная композиция на естественной гранитной скале. Скала своими размерами (высотой 10.1 метра, длиной 14.5 метра, шириной 5.5 метров) соответствовала просторной прибрежной площади. Другой памятник Петру I был установлен в ансамбле Михайловского замка (1800 год). Была использована бронзовая конная статуя (скульптор К. Б. Расстрели–отец, архитектор Ф. И. Волков, барельефы – скульпторы В. И. Демунт-Малиновский, И. И.  Теребинов, И. Моисеев под руководством М. И. Козловского). В 1799 году на Царицыном лугу (Марсово поле) установлен 14-иметровый обелиск “Румянцева” (архитектор В. Ф. Бренна), в 1818 году перенесен на Васильевский остров к Первому Кадетскому корпусу, где учился выдающийся военачальник П. А. Румянцев. В 1801 году на Царицыном лугу был открыт памятник великому русскому полководцу А. В. Суворову (скульптор М. И. Козловский, передвинутый ближе к берегу Невы.
 

  1. Сады  барокко и классицизма

Сады в регулярном стиле были особенно популярны в  эпоху Возрождения. Они с 17 в. становятся все более вычурными, постепенно формируется новый стиль барокко. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время, отразившее прогрессивные представления о сложности, многообразии и изменчивости мира. 
 Смысловая нагрузка барочных садов – удивлять, поражать роскошью и изобилием, создать торжественно-парадное настроение, развлечь посетителя и показать эрудицию владельца. 
Одно из отличий садов барокко от садов ренессанса заключалось в смелом использовании разных уровней, в устройстве каскадов, водопадов. Их непременные атрибуты – центральная аллея, обсаженная несколькими рядами лип или кипарисов, водные каналы правильных форм, большие партеры с цветниками, аллеи, обрамленные стрижеными деревьями и кустарниками. В центре формального сада, на пересечении дорожек, как правило, стоит стильное украшение, чаще всего это фонтан, статуя или солнечные часы. Рабатки и клумбы расположены симметрично, вход в дом украшают вазоны или скульптуры. Основные геометрические приемы французского стиля – прямые линии в сочетании с окружностями. Цветники на партерном газоне всегда сложных форм и композиций. В ландшафтных парках XVIII   столетия, основным принципом которых была близость к природе, строго подстриженному самшиту не было места. И только с возраждением регулярного стиля в XIX веке этот маленький многофункциональный кустарник начал переживать свою вторую весну, которая продолжается до сих пор. Снова в моде бордюры из самшита. Фигурная стрижка находит все больше поклонников. Регулярная композиция французских садов создавалась на основе принципа пропорциональности, четкости композиций, строгой соподчиненности всех элементов, максимального использования открытого пространства. Живые изгороди, арочные проходы, увитые розами, стриженые деревца, гравийные, вымощенные плиткой или кирпичом дорожки, ведущие к конкретному месту, - неотъемлемые элементы версальских парков. Водные элементы геометрически строгой формы, штамбовые розы, яркие композиции цветников с непременным использованием летников, высаженные в форме причудливых арабесок изумрудные газоны высокого качества, стриженые «шариками» деревья в каменных контейнерах, плетеная или кованая садовая мебель, террасы с балюстрадой, статуи, павильоны с беседкой создадут настроение Версаля. Дополнят этот сад малые архитектурные формы в стиле барокко или классицизма. 
Характерные черты садового искусства барокко — обилие каменных произведений на террасах: опорных стен, фонтанов, павильонов, аллегорических фигур, нимф, сатиров, богов и богинь, балюстрад, лестниц, садовых театров и туфовых ниш, сложно извитых аллей, огромных урн и другой садовой орнаментики. 
Садовый театр состоял из полукруглой декоративной стены, обычно с туфовыми нишами, в которых размещались статуи. Статуи по-прежнему служили смысловой связью с природой, но по своему содержанию они должны были больше напоминать о простых утехах окружающей сельской местности. Гроты, например, символизировали собой как бы уход в горы, уединение. 
Но садовые театры не были только чисто зрительными деталями сада — в них была и зрелищность: разыгрывались праздничные представления, сказывалась характерная для барокко театрализация жизни. 
С этим же «театральным» характером барочных садов связана и другая их черта — стремление к музейности, стремление превращать сады  своего рода в кунсткамеры, выводить в садах редкие растения, особенно редкие плоды. 
В эпоху барочных садов расцвело топиарное искусство (искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников). Растения (часто вечнозеленые) приобретали самую фантастическую форму – геометрическую, форму колонн, скульптур, птиц и зверей, форму архитектурных сооружений (трельяж, беседка). Появились оранжереи с экзотическими растениями. Барокко, когда кронам деревьев придавались причудливые и изощренные формы. 
Примеры: парк « Версаль». Основа такой планировки – центральная осевая линия. Она может иметь форму прямой дороги, партера, делящей пространство по обе стороны от себя на равные симметричные части, оформленные симметрично. В таких планировках симметрия – основной закон композиции. Или в Царском селе Екатерининский дворец, который построен  в стиле барокко и садом перед ним. 
Для итальянского барокко характерен ступенчатый характер сада на крутых и высоких террасах, заканчивающихся балюстрадами. Здание  дворца расположено по центральной оси сада. 
В голландском барокко дворец часто размещался не по центру, а фасад скрывался за кронами деревьев.Барочные сады замыкались густыми посадками деревьев и кустарников, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками. 
В голландском барокко уделялось огромное внимание цветам. Предпочтение отдавалось душистым растениям. Первоначально использовались многолетние травянистые растения. Но с середины с 17 в. получили распространение луковичные. 
Барокко — это первый из стилей, который довел увлечение садами почти до фантастических размеров, а затраты на устройство дворцовых садов почти сравнял с затратами на постройку самого дворца.
 

З. Заключение

Классицизм наступал повсеместно, но в Москве он оказался воплощён лишь отдельными мазками, а  в целом всё равно превалировали  барочные мотивы. Да и то сказать, строгий  классицистический стиль этот больше подходил официальному проевропейскому Петербургу, а старое купечество и аристократия Москвы были более расположены к живому и раскованному стилю барокко. И хотя композиции зданий часто включали сферы, цилиндры, треугольные фронтоны, но декор смягчал всю эту геометрию, накладывая на неё чисто московскую патину и делая более человечной. А помимо новомодных строений, среди рядовых построек нет-нет да и проскакивали реликты прошлого века, такие как посадская церковь Петра и Павла в Солдатской слободе или церковь Спаса на Песках. 
 
 

Информация о работе Барокко и классицизм