Барокко и классицизм. Сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 02:19, реферат

Описание

Классицизм и барокко - основные направления в искусстве и литературе семнадцатого столетия, ознаменовавшегося утверждением абсолютизма во Франции и Испании, контрреформацией и Тридцатилетней войной в Германии, первыми буржуазными революциями в Нидерландах и в Англии. Эти события находили свое отражение в драматургии и поэзии, в прозе и в изобразительном искусстве.

Содержание

Введение 2
Классицизм 3
Барокко 8
Список литературы: 11

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

    За  свою недолгую жизнь Мольер написал  около тридцати комедий. Несмотря на то, что их содержание по сравнению  с трагедиями приближено к реальности, автор, в основном, сохраняет верность нормам классицизма. Он отдает предпочтение стихотворной комедии, почти всегда соблюдает три единства, а персонажи - скупцы и расточители, хвастуны, лжецы и мошенники, мизантропы и лицемеры - преданы одной страсти, что вызывает насмешки окружающих и смех зрительного зала.

    Первые  комедии его сравнительно безобидны, но адресны. Так, в комедии 'Смешные жеманницы' он высмеял салон мадам Рамбуйе, где собирались ценители так называемой прециозной (фр. précieuse - драгоценная) литературы. В ее голубой гостиной встречались дамы и кавалеры, чтобы обмениваться изысканными комплиментами, сочинять и выслушивать мадригалы, словом вести себя так, как вели себя утонченные герои романа Мадлен Скюдери 'Клелия или Римская история'. Вот как характеризует шедевр прециозности  М.А. Булгаков: 'Роман был галантен, фальшив и напыщен в высшей степени. Парижане зачитывались им, а для дам он стал просто настольной книгой, тем более что к первому тому его была приложена такая прелесть, как аллегорическая Карта Нежности, на которой были изображены Река Склонности, Озеро Равнодушия, Селения Любовные Письма и прочее в этом роде' .

    В комедии 'Смешные жеманницы' (1659) Мольер высмеял двух молоденьких девиц, которые стремятся подражать  аристократической моде. Отвергая достойных  женихов, они чуть было не выскочили  замуж за их слуг только потому, что  они нарядились щеголями и заговорили напыщенно и манерно, как в салоне мадам Рамбуйе. Надо ли говорить, что 'драгоценные' узнали себя в шарже, затаили обиду и чинили пакости обидевшему их комедиографу.

    В творчестве Мольера сатира сочетается с дидактикой. В последовавших затем комедиях 'Школа мужей' (1661), 'Школа жен' (1662), 'Ученые женщины' (1662) драматург стремится дать полезные наставления, касающиеся семейных отношений.

    Ни  одна комедия Мольера не принесла ему столько страданий, но и такого непреходящего успеха, как 'Тартюф'  (1664-1669). Пять лет драматург вел борьбу за ее постановку, исправлял текст, смягчая критическую направленность комедии. Мольер направил свой удар на тайную религиозную организацию 'Общество святых даров', которое занималось слежкой за неблагонамеренными согражданами и вероотступниками. Убирая конкретные намеки на деятельность 'Общества святых даров', он достиг большего, показав, как религиозный фанатизм калечит души верующих. 'Тартюф' в итоге стал притчей о том, что истовая набожность лишает человека здравого ума. Оргон до встречи с Тартюфом был заботливым отцом семейства, но ханжа и лицемер загипнотизировал его показной аскезой так, что благородный дворянин готов отдать мошеннику все, чем владеет. Попавшего в неприятную ситуацию Оргона спасает король, который все видит, знает и печется о благе подданных. Тартюфу не удалось прибрать к рукам имущество Оргона, но зритель испытывал волнение, потому что поддавшийся чарам мнимого святоши Оргон едва не попадал в тюрьму, и ликовал, когда полицейский офицер в финале сообщал, что король повелел арестовать мошенника.

    Но  чтобы комедия дошла до зрителя, Мольеру пришлось бороться с могущественными  церковными властями пять лет. Запрет 'Тартюфа' нанес удар по мольеровскому  репертуару. Драматург спешно сочиняет в прозе комедию 'Дон Жуан' (1665), игнорирует классицистские правила и создает шедевр.

    Севильский  дворянин дон Хуан да Тенорио, живший в XIV в., стал героем популярной легенды, которую перевел и обработал  испанский драматург Тирсо де Молина в пьесе 'Севильский озорник, или Каменный гость' (1630). Дон Хуан (или дон Жуан - у Мольера, у Пушкина - дон Гуан) одержим погоней за чувственными наслаждениями. Обманщик женщин, глумящийся над мужем одной из своих жертв, он приглашает на ужин надгробный памятник - статую командора. Приглашение обернулось гибелью героя, развратника покрали силы небесные.

    Мольер  обратился к легенде о дон  Жуане не случайно. Сюжет он почерпнул, очевидно, из представлений итальянских  комедиантов, придав ему глубокий многозначный смысл. Сатирик прежде всего развенчивает беспутство аристократов, его герой волочится за каждой дамой, удовлетворяя не столько свое желание, сколько тщеславие. Но вместе с тем мольеровский герой храбрец и свободомыслящий человек. Он чужд какой бы то ни было религиозности. Но отсутствие веры приводят его к утрате морали, а это в свою очередь становится причиной разочарования в жизненных ценностях, что в итоге приводит к разрушению личности. Устав жить от бесчисленных побед, он добровольно устремляется навстречу возмездию.

    В этой комедии Мольер чрезвычайно  далеко выходит за рамки классицистической  эстетики.

    Одним из наиболее любимых жанров у аристократической  публики была комедия-балет. Незатейливое действие перемежалось в ней с  пантомимой и танцами. Создавая развлекательное представление, Мольер умел наполнить его серьезной идеей. В комедии 'Мещанин во дворянстве', музыку к которой написал знаменитый композитор Люлли, Мольер изобразил разбогатевшего буржуа Журдена, который возмечтал об аристократическом титуле. Вполне житейская история обретает психологическую усложненность. Попытка вырваться за пределы сословного бытия оказалась чревата многими потерями. На желании стать аристократом наживаются и учителя, обучающее его хорошим манерам и наукам, и знатные прощелыги, которые за весьма туманные обещания вытягивают из него денежки. Теряя сословный уклад жизни, Журден утрачивает и здравый смысл. Мольер сам выступает наставником третьего сословия, в комической форме внушая мысль о том, что надо гордиться своим сословием и человеческим достоинством, аристократическая спесь его героя до добра не доводит.

    Последним спектаклем Мольера был 'Мнимый больной'. Он, будучи сам смертельно болен, потешал  публику, играя человека, страдающего  от выдуманных им самим хворей. Что  это было? Попытка обмануть болезнь? Заставить себя поверить, что он победит недомогание? Мольер умер, отыграв спектакль 'Мнимый больной'. Болезнь свое взяла, затем наступил черед церкви. Великому писателю было отказано в подобающем христианском погребении. Только заступничество короля помогло его любимцу обрести покой по христианскому обряду.

Барокко

 

    Барокко (порт. barrocco - жемчужина неправильной формы) - оппозиционно по отношению  к  классицизму. Классицистскому  рационализму барокко противопоставляло  повышенную эмоциональность и пышность форм. Художникам барокко присущ религиозный мистицизм, реальность мера представляется им иллюзорной. В этом плане весьма показательно название пьесы крупнейшего драматурга эпохи барокко испанца Педро Кальдерона  'Жизнь есть сон' (1634), в которой принц Сехисмундо брошен своим отцом польским королем Басилио в темницу. Наследник не станет королем, ибо было предсказано: Сехисмундо будет жестоким кровавым правителем. Но прав ли отец-король, который во имя блага подданных обрек сына на полуживотное существование? Басилио решает исправить ошибку, Сехисмундо на время становится правителем страны. Он управляет королевством с непомерной жестокостью, мстя за прошлые обиды. Так что же, пророчество сбилось? Сехисмундо снова брошен в узилище. Его разум мутится, он не в состоянии отличить, где явь, где сон. Смирившись со своим существованием, он обретает покой. Когда бунтующий народ провозгласил его королем, он принял власть и стал править, сообразуясь со справедливыми законами.

    Судьба  Сехисмундо - парабола человеческого существования в интерпретации глубоко религиозного драматурга. Кальдерон полагает, что божественные тайны бытия человеческому уму не постигнуть. Жизнь человека  - сон в вечности. Спасительна только вера, высшая победа человека победа над самим собой, смирение примиряет верующего с мирозданием. Эта идея выражена в драмах Кальдерона 'Поклонение кресту', 'Стойкий принц' и др.

    Идеи  барокко нашли свое воплощение в  живописи, однако полотна барочных художников не столь печальны по сравнению  с литературными произведениями, особенно это касается Рубенса.

    Но  вернёмся к литературе барокко, ярко проявившейся в Германии.

    Поэты барокко исходят из того, что существование  человека - это просвет во мраке, мир - юдоль страданий, спасительна  только вера во Всевышнего. Эти представления были характерны для немецких лириков, писавших в годы Тридцатилетней войны 1618-1648 гг., нескончаемого побоища между католиками и гугенотами, куда были втянуты народы Чехии, Силезии, Швеции, Дании, Германии. Крупнейший немецкий поэт периода Тридцатилетней войны  Мартин Опиц пишет поэму 'Слово утешения средь бедствий войны'. Видя повсеместную разруху и разорение, падение нравов и нарастающее насилие, в чем он пытается обрести жизненную опору? Только в религии.

    Ему вторит другой поэт-современник  -  Христиан фон Гофмансвальдау, которому мир, охваченный пожарищем войны, кажется обманчивым призраком:

    Что здешний мир и гул молвы  крылатой?

    Что здешний мир и вся его краса?

    Неверный  луч, глухим ущельем сжатый,

    На  миг во мгле сверкнувшая грот;

    Цветущий  мед, терновником повитый,

    Нарядный  дом, таящий скорбный стон,

    Приют рабов, для всех равно открытый,

    Могильный тлен, что в мрамор облачен, -

    Вот наших дел неверная основа,

    Кумир, что плоть привыкла возвышать.

    А ты, душа, за узкий круг земного

    Всегда  стремись бестрепетно взиреть.

    (Пер.  Б.И. Пуришева)

      Ганс Якоб Кристоф фон Гриммельсхаузен  - крупнейший прозаик направления  барокко не только в немецкой, но и во всей европейской  культуре. Его роману об участниках  Тридцатилетней войны  'Затейливый Симплициссимус' (1669) присущи избыточная фантазия, сказочная гиперболичность образов злодеев, неправдоподобие персонажей-добряков.

    В историю немецкой и мировой литературы Ганс Гриммельсгаузен вошел как  создатель одного из первых воспитательных романов. Симплициссимус вступает в жизнь с совершенно незамутненным сознанием. Его разум -это настоящая tabula rasa, но на чистой доске общество пишет своя законы, правила и нормы, которым постепенно привыкает подчиняться естественный человек.

    Автор показывает кровопролитную Тридцатилетнюю войну глазами невинного ребенка, простодушного подростка и, наконец, взрослого солдата, пережившего тяготы и потери в ходе войны.

    Симплициссимус  выступает сам в качестве рассказчика. Сочиняя автобиографию, он не преминул подчеркнуть свое аристократическое происхождение. У отца, дескать, был дворец, построенный его собственными руками. Не важно, что был он крыт соломою, а топили в нем по-черному. В хижине имелся целый оружейный арсенал, состоящий из лопат и мотыг. Симплициссимус приемлет пастушеский сан, пасет с малолетства отцовых свиней к коз. Что ж, это тоже вполне почетное занятие, которого не чурались герои мифов и легенд.

    Мирное  течение деревенской жизни прерывается  вторжением ландскнехтов, которые дочиста  разграбили бедняков, а домишко на прощание спалили. Так Симплициссимус впервые узнал, что такое война. Ему чудом удалось спастись.

    Гриммельсгаузен в непрестанных скитаниях Симплициссимуса  вскрывает абсурдность и безумие  мира, погрязшего в кровопролитиях, алчности и пороках.

    Движение  персонажа происходит по спирали. Симплициссимус периодически приходит к тому, от чего ушел, что красноречиво подчеркивает тщету человеческих усилий.

    Образ главного героя в романе претерпевает эволюцию. Из простака Симплициссимус превращается в хитреца. Наивность он сохраняет как маску, внутри же он прячет незаурядную сообразительность.

    В ходе военных действий Симплициссимус переменил шестерых начальников, исполнял несколько должностей, снабжал армию  фуражом и провиантом, не раз бывал  на краю гибели, но оставался цел и невредим.

    Хитроумие вчерашнего простака - это только ступень  к следующему уровню сознания. Под  влиянием всего пережитого Симплициссимус обретает здравый смысл, который  позволяет ему несколько со стороны  взирать на происходящее, заботясь в первую очередь о собственном благополучии.

    Симплициссимус  из ограбленного превращается в грабителя. Он крал скот у окрестных крестьян, воровал из казны, ему сопутствует  удача.

    Символом  успехов Симплициссимуса становится приобретенное по протекции дворянство, он сочиняет себе родословную и придумывает герб. Так награбленное богатство превращает вчерашнего честного босяка в дворянчика.

    Однако  на гребне успеха героя всякий раз  подстерегает беда, на этот раз он нечаянно попал в плен.

    Затем он побывает во Франции, Венгрии и даже в России, создаст свой остров-утопию, а потом отправится открывать новые земли. Барочному повествованию свойственна непрерывность, словоохотливый автор остановиться не может, а расстаться с героем - тем более.

    Поэзия  и проза Тридцатилетней войны оказалась очень актуальна в Германии в период борьбы с фашизмом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

 
 

1. См., например: Морозов А. А. "Симплициссимус" и его автор. Л., 1984; Хлодовский  Р. И. "Пентамерон" Базиле и  итальянская литература на рубеже XVI - XVII столетий. - В кн.: XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

2. Полезный материал  в этом направлении содержит  книга: Славянское барокко: Историко-культурные  проблемы эпохи. М., 1979.

Информация о работе Барокко и классицизм. Сравнительный анализ