Альбрехт Дюрер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:22, контрольная работа

Описание

жизнь и творчество художника

Работа состоит из  1 файл

Реферат дюрер.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет искусств

Кафедра отечественного и зарубежного искусства  
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему  

Альбрехт  Дюрер 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

Заочного  отделения

Группы 1372

III курса

Мальцева  А.В.

Проверил  преподаватель 

Конькова  Т.А.  
 
 
 
 
 
 
 

2010

 

     Содержание

    1. Введение                                                                            3
    2. Жизненный путь художника                                            5
    3. Литературное наследие                                                     7
    4. Анализ творчества Альбрехта Дюрера                           12
    5. Заключение                                                                        18
    6. Литература                                                                         21
    7. Иллюстрации                                                                     22

 

    Введение

    Искусство Альбрехта Дюрера – одно из величайших достижений творческого гения немецкого народа. Имя художника стало символом немецкого Возрождения. Его личность собрала в себе все характерные черты человека нового времени. Постоянная жажда знаний и огромный интерес к окружающему миру, необычайная художественная одаренность, широта кругозора и гигантское трудолюбие позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с прославленными итальянскими мастерами, такими как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Формирование личности Дюрера и его деятельность протекали в особых условиях Северного Возрождения, в те годы, когда Германию сотрясали бурные социальной и политические события. Они были проявлением различных форм антифеодальной классовой борьбы, борьбы за обновление церкви и религии, за создание единого немецкого государства, за освобождение человека от феодального гнета и средневекового мышления. Это широкое движение получило название Реформация. К концу XV века в Германии получают распространение труды античных авторов и современных итальянских гуманистов, наблюдается оживление наук и литературы, бурно развивается книгопечатание. На первую треть XVI века приходится расцвет изобразительного искусства. На первом месте стоит имя Альбрехта Дюрера. Дюрер представляет собой вершину, как немецкого искусства, так и художественной мысли. Но если в области художественной практики с ним могли соревноваться многие, то в области теории он оказался единственным, а в области истории искусства Германия не дала в XV-XVI вв. ни одного сколько-нибудь значительного представителя. Первым из представителей своего поколения Дюрер поднялся на ступень искусства, обобщающего и синтезирующего черты реализма, сродни искусству итальянцев Высокого Возрождения. Ему первому из немцев удалось проникнуть в образ нового человека, открыть роль личности, сделать то, что не удалось совершить самым крупным мастерам предыдущего века. Но этот новый образ, хотя и сравнимый с титаническими примерами итальянских мастеров, нес в себе типично немецкие черты. Идеал Дюрера лишен спокойствия и гармоничности. Человек внутренне напряжен, чрезвычайно насыщен эмоционально, в нем отражаются напряженность и неспокойность эпохи.

 

Жизненный путь художника 

Альбрехт  Дюрер (1471-1528) – немецкий живописец, гравер, рисовальщик, теоретик искусства эпохи Возрождения. Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у Нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-1490). Обязательные для получения звания мастера “годы странствий” (1490-1494) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников, изучал работы М. Шонгауэра. Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, открыл собственную мастерскую. В 1494-95 посетил Венецию и Падую: в 1505-07 вновь был в Венеции. В 1520-21 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и др. города). Начиная с 1500-х годов, художник ставит перед собой задачу овладеть законами научной перспективы и изучить пропорции человека и животных. Не удовлетворившись эмпирическим методом, он обращается к трудам древнеримских авторов и своих итальянских современников. Одновременно в резцовой гравюре Дюрер начинает вырабатывать свои представления об идеальных пропорциях тела, о пластической его цельности, о гармонической связи человека с окружающей средой. Эти поиски оказали влияние и на ксилографию этого периода; в частности, отразились в серии “Жизнь Марии”. [3]

     Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в  Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие. Необычайная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

     Прославленный гуманист и современник Альбрехта Дюрера Эразм Роттердамский (1466-1536) писал в 1528 году, оценивая творчество художника: “Чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами! Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своею гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить - огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Все это он с таким искусством передает точнейшими штрихами и притом только черными, что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски...”[5]

     Творческое  развитие и деятельность Дюрера протекали в особых условиях северного Возрождения, в те годы, когда Германию сотрясали бурные социальные и политические события. Они были проявлением различных форм антифеодальной борьбы, борьбы за обновление церкви и религии, за создание единого немецкого государства, за освобождение человека от феодального гнета и пут средневекового мышления. Это широкое движение получило название Реформации. Реформация способствовала подъему всех прогрессивных сил в стране и одновременно с этим - яркому расцвету искусства. Большое влияние на развитие культуры в Германии оказала Италия и, в первую очередь, итальянский гуманизм. Проникавшие с юга произведения античных, римских авторов, труды итальянских ученых получили широкое распространение. К началу 16 века в крупных городах Германии существовали гуманистические кружки, пропагандировавшие классическую литературу и искусство. Под их влиянием передовые немецкие художники, в творчестве которых все еще были сильны традиции готики, начинали осваивать достижения итальянских мастеров эпохи Возрождения. Основное внимание сосредотачивалось на изучении законов перспективы и пропорций человеческого тела.

    Литературное  наследие

    Результатом многолетних занятий Дюрера явилась  книга «Наставления в измерении циркулем и линейкой». В этой книге он изложил ряд правил перспективы и впервые предложил пользоваться при перспективном проектировании методом ортогональной (прямоугольной) проекции, который более обстоятельно был позднее разработан французским ученым Гаспаром Монжем. Эта книга имеет четыре части. В первой говорится о линиях, во второй — о плоскостях, в третьей — о телах, а в четвертой части содержится краткое учение о перспективе.

    Второе, наиболее значительное сочинение Дюрера — «Учение о пропорциях человека» — плод трудов почти всей его жизни. Дюрер обобщил все известные данные по этому вопросу и дал им научную разработку, приложив огромное количество рисунков, схем и чертежей. Художник пытался найти правила построения человеческой фигуры через геометрическое доказательство и математические расчеты. Особого внимания заслуживает рисунок женской фигуры.  Здесь Дюрер не только стремится найти  пропорциональную закономерность деления фигуры на части, но и использовать линии  членения как вспомогательные при построении изображения. Вся фигура разделена на три части линиями, которые одновременно являются линией плечевого пояса, линией тазобедренного и коленного суставов. Дюрер также показывает и направление этих линий при упоре фигуры на одну ногу. Такая схема является прекрасным методическим  пособием  при  обучении рисунку.

    В педагогической практике мы часто наблюдаем, что студенты при   изображении сидящей фигуры человека, как правило, рисуют очень большой  торс и короткие ноги. Пропорциональное же членение фигуры на части помогает правильно передать ее соразмерность (например, длина торса от линии плечевого пояса до линии тазобедренного сустава будет равна расстоянию от коленного сустава до пола). Особенно большую ценность для художественной педагогики представляет разработанный Дюрером метод обобщения формы (позднее получивший название обрубовки). Этот метод впоследствии широко применяли в своей педагогической работе братья Дюпюи, А. Ашбе, Д. Н. Кардовский, приемлем он и в настоящее время.

    Метод обрубовки заключается в следующем. Изобразить по всем правилам линейной перспективы форму простого геометрического тела, например куба, даже для начинающего рисовальщика не представляет особого затруднения. Дать  правильное перспективное изображение сложной фигуры, например головы, кисти руки, фигуры человека, очень трудно, а для новичка — просто  невозможно. Но если предельно обобщить сложную форму до прямолинейных геометрических форм, то можно легко справиться с задачей не только опытному, но и начинающему художнику.

    Этот  метод применяли при обучении рисованию, видимо, многие художники эпохи Возрождения, о чем говорят рисунки Шона, Гольбейна и многих других.

    Некоторые педагоги думают, что метод обобщения (обрубовки) может привести к стилизации, к условной трактовке формы. Художники эпохи Возрождения доказали обратное — их рисунки полны жизни, выразительности.

    Метод обрубовки помогает начинающему рисовальщику правильно решать тональные задачи рисунка. Каждый педагог не раз на практике наблюдал, какие усилия приходится затрачивать начинающему рисовальщику, чтобы решить тональную задачу в рисунке, причем успеха он так и не добивался. Например, рисуя нос, начинающий обычно намечает крючок и две дырочки, а затем начинает выявлять объем формы тушевкой. В результате блик на кончике носа оказывается такой же силы, как и на ноздре; рефлекс на нижней площадочке носа равен по интенсивности полутени на горбинке носа, перспектива совсем не учитывается. Используя  же метод обобщения формы, то есть в начальной стадии рассматривая нос как призму, начинающий имеет возможность не только найти правильный перспективный вид призмы в пространстве, но и решить тональные отношения плоскостей, покрывая одну плоскость тенью, вторую — полутенью, третью — легкими штрихами.

      Метод анализа и построения изображения, предложенный Дюрером, оказал поразительный эффект в обучении и был использован и развит дальше в педагогической практике художников-педагогов.

    Рассмотрим  подробнее рисунок Дюрера, изображающий объемно - конструктивное строение человеческой головы. Этот классический образец анализа формы и закономерностей строения головы и до сегодняшнего дня остается непревзойденным. Почти во всех современных методических пособиях по рисованию воспроизводится этот рисунок. Сам Дюрер придавал очень большое значение конструктивному анализу формы. Об этом свидетельствуют его рисунки. 'Гак, в портрете старика мы ясно читаем знакомую нам конструктивную схему.

    И эпоху Возрождения метод конструктивного  анализа формы широко применялся художниками - педагогами. Об этом убедительно говорят многие рисунки,   в   том   числе   рисунок Гольбейна, где показана не только схема конструктивного строения головы, но и изменения перспективного вида конструкции при каждом повороте. Если голова наклонена вниз, то и вершины конструктивных дуг обращены книзу; если голова запрокинута вверх, то и вершины дуг обращены вверх; если голова находится на уровне зрения рисовальщика, то они превращаются в параллельные прямые. Когда бывает трудно определить, наклонена голова вниз или запрокинута вверх, то знание закономерности конструктивного строения головы поможет правильно установить в рисунке ее наклон и поворот. Веки относительно горизонтальной прямой основание носа оказывается ниже ушей, значит, голова наклонена вниз; если основания ушных раковин оказываются ниже основания носа, значит, голова запрокинута вверх.

    Предлагая схему конструктивного строения головы, Дюрер одновременно показывает и ее пропорциональное членение. Линия волосяного покрова проходит через стык теменной и лобной костей. Линия надбровных дуг идет по выступам надбровий и верхнему краю ушных раковин. Линия основания носа проходит через основание носа, нижний край скуловых костей и ушных раковин.    Линия    основания подбородка находится на краю челюстной кости. Все они делят лицевую часть головы на три равные части. Между линиями основания носа и надбровных дуг располагаются уши.

    Много ценных мыслей высказал Дюрер и  по другим вопросам методики обучении рисованию с натуры. В частности, он предлагает ученику внимательно следить за характером формы натуры: «...Ибо некоторые имеют   большие, крючковатые, длинные и свисающие носы, другие же, напротив, имеют носы  совсем  короткие, вздернутые, толстые, шишковатые, глубоко вдавленные между глазами или же выступающие вперед от линии лба. Также некоторые имеют глубоко сидящие маленькие глазки или выпуклые большие глаза навыкате. Некоторые открывают глаза узко, как свиньи, и нижнее веко  поднято у них больше, нежели опущено верхнее; иные же открывают глаза округло, так что виден весь зрачок. Дале, у некоторых брови высоко подняты над глазами, у других же они лежат совсем на них или нависают над ними; и у одних брови бывают тонкими, у других – широкими». Сам художник внимательно следил за характером формы, о чем красноречиво говорит его портрет матери.

Информация о работе Альбрехт Дюрер